Януш Корчак - отдавший жизнь за детей

На модерации Отложенный

Януш Корчак является всемирно известным педагогом, врачом и писателем. Во время Второй мировой войны он добровольно отправился в концентрационный лагерь, не бросив своих воспитанников.

В результате, все сироты, включая его самого, погибли в газовой камере. При этом лично ему многократно предлагали свободу, но он наотрез отказался оставлять детей.

 

Януш Корчак

 

Януш Корчак

Подлинное имя Януша Корачака – Эрш Хенрик Гольдшмит. Он родился 22 июля 1878 г. в Царстве Польском, входившим в состав Российской империи. Януш рос в обеспеченной еврейской семье.

Его отец, Юзеф Гольдшмидт, был преуспевающим юристом. Члены семейства не стремились придерживаться еврейских традиций, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Даже своего сына родители называли на польский лад Генриком.

Детство и юность

Детство будущего педагога трудно назвать радостным. В Польше отношение к евреям оставляло желать лучшего, вследствие чего семья Януша Корачака сталкивались с определенными трудностями.

К тому же в учебных заведениях того времени преподаватели были очень суровыми и грубыми. Когда мальчик пошел учиться в гимназию, он на собственном опыте испытал все ужасы педагогического воспитания.

Учителям разрешалось наказывать учеников самым жестоким образом. На детей постоянно повышали голос, били и даже подвергали публичной порке.

Приблизительно за 200 лет до этого другой выдающийся педагог Ян Коменский выступал резко против таких методов воспитания и обучения детей.

Когда Янушу Корчаку исполнилось 11 лет, его отца отправили в клинику, поскольку у него обнаружились психические расстройства.

Лечение стоило очень дорого, в результате чего, семейство Гольдшмитов оказалось в тяжелом материальном положении.

Чтение поэзии и сочинение собственных стихов стали для любознательного юноши единственным отвлечением от житейских проблем.

15-летний педагог

Так как Генрик прекрасно учился в гимназии, в 15-летнем возрасте он начал заниматься репетиторством. Многие ученики юного педагога были его ровесниками.

Однако все они внимательно слушали Корчака, поскольку ему удавалось интересно преподносить даже самый скучный материал.

Врач, учитель и писатель

Через 3 года Януш Корчак осознал, чему он больше всего хочет посвятить свою жизнь.

В 18 лет он опубликовал серьезную статью «Гордиев узел». В ней юноша поднимал важные вопросы, касающиеся воспитания детей.

В статье он спрашивал у читателя: «Настанет ли то время, когда родители прекратят думать о каких-либо бытовых вещах и развлечениях, а вместо этого наконец-то займутся воспитанием детей?».

Он подчеркивал мысль о том, что ответственность за воспитание ребенка лежит на плечах матерей и отцов, а не на нянях.

Редактор издания, в котором печатался Корчак, высоко оценил талант Януша. Он предложил молодому парню вести колонку в еженедельнике, на что тот с радостью согласился.

Однако в то время он относился к своей писательской деятельности скорее, как к хобби, а не как к работе.

Вскоре после этого умер отец Корчака, поэтому Янушу пришлось самостоятельно обеспечивать семью. Для этого, он решил поступить в Варшавский университет на медицинский факультет.

 

 

Ему казалось, что став врачом он поправит свое финансовое положение и одновременно с этим поможет многим людям.

Несмотря на учебу, писать Януш Корчак не перестал. Он сочинил пьесу «Каким путем?», в которой рассказывалось о психически больном человеке. В ней он поделился собственными переживаниями, вызванными болезнью отца.

Псевдоним «Януш Корчак»

Когда Эрш Хенрик Гольдшмит выставил свою новую пьесу на конкурс, он впервые подписался псевдонимом Януш Корчак. С этого момента он стал известен во всем мире именно под этим именем.

После получения медицинского образования в 1905 г. Януш Корчак стал заниматься врачебной практикой. В медицине его по-прежнему больше знали под настоящим именем – Хенрика Гольдшмита.

Война и признание

В 1905 г. началась русско-японская война, и 27-летнего Корчака призвали на службу в качестве военного врача. На передовой он не только лечил солдат, но и старался поддерживать их морально.

После окончания войны Януш возвратился в Польшу. Для него было большой неожиданностью и удивлением то, что его произведения уже пользовались там большой популярностью.

Несмотря на это, он все-таки продолжил работать медиком.

«Дом Сирот» Корчака

В течение следующих двух лет Януш Корчак успел побывать в Германии, Англии и Франции. В этих странах он изучал разные педагогические системы.

Накопив большой багаж знаний в данной области, он смог усовершенствовать собственные педагогические методы.

В 1910 г. Корчак решает уйти из медицины. Вместо этого он становится руководителем «Дома сирот», построенного для еврейских детей.

 

Детский дом Корчака продолжает действовать по сей день

 

Детский дом Корчака продолжает действовать по сей день

По причине того, что Януш уже имел определенную известность, ему удалось привлечь меценатов для возведения здания.

С этого момента началась его профессиональная педагогическая деятельность. Владея большими знаниями в области педагогики, он пытался разработать собственную систему, которая позволила бы ему воспитывать в детях лучшие человеческие качества.

Нужно заметить, что Корчак стал работать в Польше не случайно. Дело в том, что тогда среди поляков процветал антисемитизм, поэтому педагог в первую очередь хотел помочь дискриминируемым еврейским детям.

Спустя 2 года «Дом сирот» был полностью отстроен. В нем было 4 этажа со множеством обустроенных помещений.

Как любить ребенка

В первые месяцы Януш Корчак со своей соратницей Стефанией Вильчинской работал практически без отдыха и сна. Им приходилось полностью перевоспитывать вчерашних беспризорников, что было весьма нелегко.

Параллельно с этим он объяснял другим педагогам, работавшим вместе с ним, как следует обращаться с сиротами в самых разных ситуациях.

Краеугольным камнем в педагогической системе Януша Корчака было нравственное воспитание. Он был одним из первых, кому удалось добиться детского самоуправления.

Януш считал, что приют представляет собой равноправную общину, в которой управление и судебная система создаются самим же коллективом. Общий труд и интересы содействуют взаимовыручке и развивают в личности чувство ответственности.

 

Януш Корчак и его «правая рука» — Стефания Вильчинская перед зданием Дома сирот в Варшаве

 

Януш Корчак и его «правая рука» — Стефания Вильчинская перед зданием Дома сирот в Варшаве

Вскоре похожим путем пойдет знаменитый советский педагог Антон Макаренко. Интересен факт, что Корчак внимательно следил за тем, как Макаренко воспитывал своих беспризорников.

Когда началась Первая мировая война, Корчака снова призвали на фронт в качестве врача. Тогда же он начал писать книгу «Как любить ребенка».

В ней он акцентировал внимание на том, что невозможно полюбить ребенка, не пытаясь увидеть в нем самостоятельную личность. Педагог утверждал, что дети обладают точно такими же правами, как и взрослые.

 

Бывшие воспитанники Дома сирот на церемонии памяти Януша Корчака в мемориале Яд Ва-Шем.

 

Бывшие воспитанники Дома сирот на церемонии памяти Януша Корчака в мемориале Яд Ва-Шем.

После окончания войны Януш Корчак оказался в польской независимой армии. Тогда же он заразился тифом, и лишь чудом остался жив. Когда советско-польский конфликт наконец-то закончился, ему разрешили вернуться в свой интернат.

Корчак с прежним рвением совершенствовал свою педагогическую систему. Например, он основал в приюте газету, в которой редакторами и журналистами выступали дети.

Благодаря этому многие ребята научились писать и стремились получать новые знания.

5 заповедей воспитания

Кроме проблем, связанных непосредственно с сами воспитанием сирот, Януш Корчак столкнулся с финансовыми трудностями.

В связи с экономической нестабильностью, многие меценаты перестали оказывать поддержку приюту. Помимо этого, в Польше возрастали антиеврейские настроения.

Какое-то время педагог даже думал о том, чтобы переехать с детьми в Палестину, в которой находились большие еврейские поселения. Но это оказалось просто невозможно.

В 1934 г. Корчак сформулировал 5 заповедей воспитания детей:

  • Любить любого ребенка, а не только собственного.
  • Наблюдать ребенка.
  • Не давить на ребенка.
  • Быть честным перед собой, чтобы стать честным с ребенком.
  • Познать себя, чтобы не иметь преимущества над беззащитным ребенком.

В Варшаве Корчак вел радиопередачу, посвященную воспитанию детей. Он выступал под псевдонимом Старый Доктор. Его труды, в которых он рассказывал о своей педагогической системе, пользовались большой популярностью в мире.

Но у себя на родине Корчак оставался незамеченным, поскольку поляки считали, что еврей не имеет права заниматься воспитанием «их» детей.

 

10 заповедей Януша Корчака

 

10 заповедей Януша Корчака

В 1937 г. антисемитизм в Польше достиг своей кульминации. Янушу запретили выступать на радио. В тот момент он осознал, что ему необходимо срочно переезжать в Палестину.

Однако перевести туда всех детей было практически нереально. Несмотря на презрение со стороны окружавшего его общества, ему не хотелось уезжать за границу.

Жизнь на краю гибели

С началом Второй мировой войны Януш Корчак по-прежнему спасал жизни людей, работая врачом. Когда нацисты захватили Польшу, педагог и его ученики столкнулись с серьезными трудностями.

Для фашистов евреи были недочеловеками. С ними обращались хуже, чем с животными. Однако Корчак все равно пытался хоть как-то помогать своим воспитанникам.

Под его руководством дети практически полностью обеспечивали себя сами, причем даже одежду шили самостоятельно.

В 1940 г. Януш смог каким-то чудом вывезти учеников в детский лагерь, в котором они могли хотя бы ненадолго забыть о бомбежках и прочих ужасах войны.

Однако уже через несколько месяцев все ребята оказались в Варшавском гетто, а самого Корчака посадили за решетку.

Стоит отметить, что во время пребывания в гетто, он отказался надевать на свою руку повязку со звездой Давида, хотя ее обязан был носить каждый еврей. Этим педагог вызвал к себе особую ненависть со стороны немецкого руководства.

Пробыв в заключении около месяца, ему разрешили жить в гетто вместе с учениками. Когда смерть стала обычным явлением, Корчак решил образовать такое место, в котором бы ребята могли проводить свои последние часы жизни.

 

Корчак со своими воспитанниками в гетто

 

Корчак со своими воспитанниками в гетто

Ему хотелось создать такую атмосферу, при которой ребенок мог хотя бы спокойно умереть.

Все эти события, которые происходили с Янушем Корчаком и его воспитанниками, были подробно описаны в дневнике педагога.

Во имя детей

Тем временем фашисты начали постепенно истреблять жителей гетто. Это кажется невероятным, но даже в таких кошмарных условиях Януш Корчак продолжал воспитывать своих учеников.

Он даже устраивал спектакли с участием еле державшихся на ногах детей. Педагог делал все возможное, чтобы в тех чудовищных обстоятельствах имитировать полноценную жизнь, и таким образом давать детям надежду на то, что все скоро пройдет.

Летом 1942 г. вышел приказ, в котором говорилось, что все сироты Корчака подлежат депортации. Куда именно должны были отправить детей – не уточнялось, однако это известие само по себе не предвещало ничего хорошего.

Чуя недоброе, Януш Корчак всячески пытался убедить руководство гетто в том, что его дети очень работоспособны, и могут шить военную одежду для немецких солдат.

Таким образом, он старался ухватиться за любую возможность, которая бы помогла сохранить жизнь несчастным детям.

6 августа 1942 г. все 192 ребенка из приюта были депортированы в концентрационный лагерь Треблинка. Вместе с ними поехали Корчак, его верная подруга Стефания, и еще 8 взрослых.

Смерть великого педагога

Здесь следует уточнить один факт. В связи с тем, что Януш Корчак был всемирной знаменитостью, его пытались спасти от смерти многие известные люди. Однако он все предложения отверг, сказав, что будет со своими воспитанниками до конца.

В момент погрузки детей в товарные вагоны, когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут в лагерь. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Польский историк Эммануэль Рингельблюм, прекрасно знавший, что детей из еврейского приюта отправляют в лагерь смерти, оставил такое воспоминание об этом дне:

Пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма!
Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе – Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь.
Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать – слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками.

Януш Корчак погиб с детьми в газовой камере в концентрационном лагере Треблинка.

По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

 

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

 

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

В конце хочется выразить сожаление, что такого великого человека, как Януш Корчак, который пошел на добровольную смерть, только бы не оставить своих воспитанников наедине с мраком человеконенавистнической идеологии, не популяризируют сегодня в фильмах.

Если спросить любого молодого человека, знает ли он великого педагога, который пошел на смерть ради детей – едва ли вам ответят.

Почему-то хорошие примеры с трудом прививаются людям, тогда как дурные находят всякую возможность для своего распространения. Налицо действие Окна Овертона, увы!