В поисках социалистического самосознания.
На модерации
Отложенный
В поисках социалистического самосознания.
(Проекты "Начальник-волонтер")
1. "Совок" как он есть.
В начале 90-х захватившие власть радикальные либералы-западники выдвинули тезис о том, что, если не разрушить до основания социалистическую экономику, то воспитанные при советской власти на принципах взаимопомощи и коллективизма россияне вновь восстановят власть коммунистов. Мол, советские люди - это естественные волонтеры. Они готовы жертвовать собственным благополучием ради улучшения жизни окружающих, оказания " по-братски" помощи нуждающимся, самоотверженного служения всеобщему благу. Мол, таким их сознание ("социалистическое") сделали годы идеологической обработки марксистов-ленинцев. "Совок" по их мнению - это коллективист-волонтер, желающий все поделить и всем поделиться. Такого, мол, только могила исправит.
Мне эти утверждения всегда казались сомнительными. Но, что есть, то есть. Когда делаешь полезное, нужное людям дело, то часто бывает не важно собственное состояние. Делаешь до упора, а там как выйдет. Потом отдохнем. Главное - это выручить, помочь, достичь. Да и внутри возникает чувство гордости, уверенности в своем благородстве и правильности.
Значительно сложнее бывает, когда такая деятельность связана с материальной поддержкой других людей. Дело в том, что сложные условия жизни возникают по разным причинам. У одних это несчастный случай, катастрофа или стихийное бедствие. У других это сложности во взаимоотношениях с другими людьми, когда человека обманывают, обворовывают, насильно отбирают нажитое. У третьих, тяжёлое материальное положение складывается по собственной глупости людей, неправильном расчете перспектив, растранжиривании имеющегося, недооценке внешних условий или завышенной самооценке. Есть и другие причины, вплоть до той когда человеку просто нравится быть нищим, не иметь ничего за душой, ни обязательств, ни собственности.
Отсюда и разное отношение к тем, кто таким помогает. Люди думают, что им помогают по многим причинам. Наиболее часто я сталкивался с такими предположениями о причинах помощи, как, например: добрая душа, лишнее не куда девать, совесть от наворованного заела, дурак по жизни, обмануть пытается, что-то знает о будущем... Очень редко кто-то из облагодетельствованных предполагал, что оказанная помощь - это попытка добиться справедливости. Гораздо чаще в содеянном искали подвох, скрытую выгоду, а то и нанесение скрытого ущерба.
Более того, в дающем видели не доброго самаритянина (в СССР последнего периода большинство людей о таких даже не слышали), а вора. Логика была при этом простой. Если всем поровну, значит тот, у кого намного больше неизвестно откуда - вор. Если ты кому-то даёшь за просто так нечто ценное, значит у тебя этого много, ты богач. А все богачи - воры. Любой торговец - вор, если это не государство. Ведь он живёт за счёт неэквивалентного обмена. Продает тебе вещь дороже, чем сам купил.
Подобное понимание товарно-денежных отношений при социализме настолько въелось в сознание людей, что когда грянул "рынок", большинство людей стало беспомощными жертвами подготовившихся за границей манипуляторов. Эти манипуляторы вещали в СМИ, что рынок позволяет проявиться талантам каждого, что человек с головой на плечах неизбежно станет богатым, что неэквивалентный обмен естественен по своей природе...
Люди, привыкшие считать, что те кто больше и лучше работают, те и живут лучше, попали в лапы мошенникам, пришедшим к власти в стране. Население России в основном не знало, как продавать свою рабочую силу, не умело распознавать обманы и манипуляции. Поэтому вскоре растеряло нажитое долгими годами накопления в СССР. Самое смешное, что во главе этого процесса стояла коммунистическая партия. Люди, воспитанные на идеалах программы КПСС, вели страну к пропасти по указаниям, изменившего этим идеалам и принципам руководства страны. Вели, самозабвенно веря в непогрешимое Руководство.
В то время я обратил внимание, что в "рынке":есть целый ряд возможностей получить хороший доход, не превращаясь в вора. Такую возможность предоставляли разработки новых направлений деятельности, новых продуктов потребления. Этим я и зарабатывал на жизнь. А свободное время посвящал социологическим проектам.
Очень хорошо нечто подобное было описано в знаменитой советской сказке "Незнайка на Луне". Там коротышка Пончик стал богаче, продавая лунатикам соль. Только вот продукт не долго может оставаться новым. Пончик прогорел, когда его секрет стал известен всем. Конечно, можно придумать, как старое представить как "новое". Но это опять предполагает манипуляцию и обман.
Пончик на знал законов капитализма. Не знали их и советские люди. Правда, тогда существовало предположение, что воспитанные при советской власти люди не поддадутся, будут жить и при капитализме по законам сотрудничества и взаимопомощи. Мол российский капитализм будет как в снах Веры Павловны у Чернышевского. Коллективные предприятия в собственности у работников выработают и особое сознание, которое будет основой возрождения социализма, но уже с "человеческим" лицом. В рамках страны такая возможность тоже учитывалась. Поэтому гайдаро-чубайсовцы, придя к власти, занимались не развитием экономики, а ее разрушением. Считалось, что, только до конца разрушив социалистическое производство, можно построить "естественный" рынок и не допустить возврата к власти коммунистов.
2. Медицинский лицей.
Это звучало несколько странно. Ведь коммунисты сами разрушили свою власть. Но так думали тогда. Или, по крайней мере, пытались обосновать разрушение жизней целого поколения. Мне сомнительность этого утверждения была очевидна, но я все же несколько раз попытался посмотреть на реакцию подчинённых, когда начальник делился с ними доходами, или просто помогал.
Перед началом работ я обычно сообщал, каким должен получиться по моим подсчётам минимальный доход от проекта. Указывал долю от этого дохода всех участников, основные принципы сдачи работы и проверки результатов.
В результате доход чаще всего получался несколько больше рассчитанного. Но и выяснялось, что часть работников халтурили, работали некачественно, а то и вовсе обманывали. По итогам работ я публично сообщал о всех результатах и нарушениях.
Все получили,к при советской власти, обещанные зарплаты не зависимо от качества работы. А те, кто сработал хорошо, ещё и приличные премиальные. В результате страшно обижались нерадивые работники. Причем они обосновывали свои обиды тем, что была публично оглашена их нерадивость. Они буквально извергали ненависть ко мне и тем, кто сработал хорошо. Не верили, что кто-то работал на совесть!
Другой эксперимент заключался в следующем. Учителям было предложено подрабатывать по субботам и воскресеньям с десяти- одиннадцатиклассниками, проходя полный объем первого курса медицинского училища за два года при двойной оплате за проведенные учебные часы. Для учащихся это была своеобразная профориентация, подготовка к поступлению в вуз и возможность поступить на второй курс медучилища при минимальной оплате. Учителям я объяснял свое предложение желанием помочь им в трудные времена.
Воскресные занятия шли 4 года. А потом "лавочка" прикрылась, не смотря на то, что выпускники показали отличные результаты и при поступлении, и во время учёбы в официальных учебных заведениях. Все произошло потому, что руководство базового медучилища, предоставлявшего свои аудитории и учителей для занятий, посчитало, что за занятия нужно платить арендную плату, а учителя посчитали, что им могли бы платить больше.
Шоком для всех стало, когда выяснилось, что организатор этой сложнейшей работы вообще ничего не получал. Ни копейки! Люди посчитали себя обманутыми и оскорбленными этим моим волонтерством. Ведь было разрушено доброе дело, они потеряли реальный доход, в чем винить могли только себя. Поэтому они не поверили результатам проверки, посчитав, что лучше думать, что организатор на них нажился.
3. Многодетные.
Очередной и главный мой проект в серии "начальник-волонтер" был связан с обществом многодетных. Организация существовала с начала перестройки. Но толку от нее не было ни какого. Несколько раз поучаствовали в распределении зарубежной гуманитарной помощи и все.
Мой друг, один из руководителей общества, устав от бесконечных склок и пустопорожней активности совета организации, предложил пригласить, как сейчас бы сказали "эффективного менеджера". Я был многодетным и на очередном собрании меня сделали Председателем. Почему я согласился? Меня тогда интересовали вопросы естественного возникновения и развития гражданского общества. В частности, объединение людей на основе общей проблемы. Сложности жизни многодетных семей в эпоху всеобщего кризиса российского сообщества были именно такой проблемой.
Приоритетными среди множества других у многодетных были вопросы жилья и питания. В начале 90-х большая часть жителей России надоедала. "Шоковая рыночная терапия" Гайдара сказалась на всех, но особенно на многодетных. Прекратились внеочередные выдачи квартир. Новые цены не позволяли нормально питаться.
Проблему жилья общество многодетных попыталось решить путем получения участка земли недалеко от города для строительства коттеджного поселка.
С питанием было сложнее.
В городе было около 10000 многодетных семей. В обществе состояло около 1000. Редкая гуманитарная помощь от крупных предприятий и из-за границы поступала в таких объемах, что не позволяла даже выживать.
Денег у общества не было поскольку платить членские взносы большинству участников было не из чего. Собирались активисты где придется. В основном на скамейках в парке или в фойе администрации города.
Для начала я предоставил для нужд общества выделенное мне городом помещение. Теперь было куда приходить, где искать контакты по различным вопросам. Вся работа руководства общества строилась на волонтёрских началах. Поэтому я купил за свой счёт для нужд организаторов мебель и оргтехнику.
Если как строиться знали якобы многие хоть и не имели для этого средств, то как обеспечить многодетных одеждой и питанием было неясно. Попытки сбора одежды и обуви через обращения в СМИ привели к появлению огромных залежей изношенных тряпок и искусственной кожи в офисе. Да и многодетные не считали себя нищими, и не хотели носить обноски. Так что постепенно работа в этом направлении свелась к выбиванию у властей денег в виде материальной помощи нуждающимся. Обеспечение питанием по сниженным ценам проходило хуже. Не было реального механизма решения проблемы.
Отдельные магазины провозглашали временные скидки на отдельные продукты для многодетных. Но это было не решение проблем многодетных, в решение проблем магазинов с затовариванием.
И тут в 1992 году началась ваучерная приватизация. У многодетных было много ваучеров. Если на них приобрести продовольственные магазины, то можно будет диктовать размеры скидок на товары для многодетных. Для этого нужна была сеть маленьких магазинов в собственности многодетных. Один магазин себя бы просто не окупил. Как это было сделать?
Сам по себе ваучер реальной цены не имел. На нем было написано 10000 рублей. Но купить за него акции или доли предприятий можно было только имея к этим акциям и долям доступ. Большинство населения такого доступа не имело. Согласно Указу Ельцина, можно было расплачиваться при покупке государственной собственности до 90% ваучерами.
Когда городские власти стали выставлять на продажу продовольственные магазины, появилась возможность пристроить ваучеры многодетных. Общество многодетных объявило сбор ваучеров на покупку продовольственных магазинов для многодетных города. Откликнулось суть более 700 человек. Одни сдавали по 1 ваучеру, другие штук по 5 -6. Я сдал 5. Все равно их некуда было девать. Сам же собирал ваучеры, сам вел учет, выдавал всем расписки в том, что этот ваучер будет использован для покупки продовольственного магазина для многодетных.
К началу аукционов цены на мелкие магазины были небольшими. Поэтому мы рассчитывали купить 4-5 магазинов в разных частях города. Но когда начались торги, то цены взлетели до небес.
Все вопросы работы будущего акционерного общества многодетных решались на общих собраниях. Участников было более 700. Поэтому для текущей работы выбрали правление. Когда цены взлетели так, что стало возможным в лучшем случае купить только один магазин, вопрос вынесли на собрание. Собрание решило, что нужно покупать хоть один. Кроме того, нужно было ещё доплачивать реальными деньгами 10% стоимости покупки. Решили разделить все акции на простые и привилегированные. Простые давали право на участие в управлении и получали их те, кто заплатил реальные деньги. Привилегированные акции давали право только на получение скидок и доли дохода. Было ещё множество проблем. Например, перед самым аукционом вышел новый Указ, который запрещал продажу социально значимых объектов ( в том числе и магазинов), а разрешал лишь продажу права на их аренду на 15 лет с правом последующего выкупа. Через два года последнее право отменили.
Или вот ещё. Участвовать в покупках имели право или физические, или юридические лица. Создавать юридическое лицо, когда в собственности нет ни одного магазина было глупо. Поэтому собрание поручило мне выступать в торгах как физическое лицо, с последующей передачей покупки созданному акционерному обществу многодетных. Покупку осуществить удалось.
Но тут возникла новая проблема. Горсовет отказался утвердить покупку, мотивируя это тем, что возможно присвоение средств сотен многодетных одним лицом. Все члены горсовета меня прекрасно знали. Я им рассказал, как обстояли дела и предложил вариант решения проблемы. Покупка утверждается, но свидетельство о собственности выписывается не на меня, а на создаваемое акционерное общество многодетных. Тут, кстати возникла ещё одна проблема. По Указу Президента было разрешено оплачивать ваучерами 90% социально значимых объектов. А в подзаконным акте было указано, что внести нужно не менее 12% стоимости реальными деньгами. Горсовету пришлось издать специальное постановление, разрешающее в данном случае оплатить деньгами 10%. Было ещё множество проблем. Я бегал и решал их, а члены общества ждали скидок и доходов.
Кстати, реальная цена ваучера обозначилась в 1997 году после объявления деноминации. Тогда на деньгах зачерпнули сразу 3 нуля. То есть ваучер стоил всего 10 рублей.
Но вернёмся к магазину многодетных. Он был выкуплен с долгом в 500000 рублей. Там работало два продавца. Торговали в основном молоком, которое из-за долгов не отпускалось молокозаводом. Пришлось уговаривать дирекцию завода, мотаться по закупкам сопутствующих товаров и т.д. Денег на зарплаты не было. Даже сейфа для хранения денег не было. Сигнализацию за долги отключили. Одним словом- сплошные проблемы.
Но главной проблемой стало обвинение меня в воровстве на очередном собрании акционеров. Главная обвинительница кричала, что она точно знает, что я деньги лопатой гребу, а акционерам ничего не перепадает. В результате выбрали комиссию во главе с главной обвинительницей. А на период проверки было решено установить ей ту же зарплату, которую, якобы, в магазине получал я.
Меня несколько удивило, что абсолютное большинство собравшихся поверили в то, что я их обворовываю. Так и говорили с трибуны, мол " давно подозревали этого ворюгу и вот наконец все и раскроется". Предлагали членам комиссии сразу привлечь к делу и прокуратуру...
Результаты проверки шокировали членов комиссии. Оказалось, что я вообще не получал зарплату. Продавцы получали "копейки". А за три месяца работы долг удалось сократить на пятую часть.
Председательша комиссии отказалась расписываться в ведомости о получении зарплаты в 0 рублей, 00 копеек за свою работу. Все это я доложил на внеочередном собрании. Казалось бы все нормально? Но прямо на собрании было целым рядом выступающих заявлено, что проверка не дала результатов потому, что я вор, который хитрее этой комиссии.
Ещё через три месяца были введены 10%-ные скидки для членов общества на все продаваемые продукты. Через год долг магазина был выплачен полностью.
В 1994 году меня пригласили на работу в администрацию города. Поскольку при этом я не имел права заниматься коммерческой деятельностью, то на очередном собрании акционеров доложил об итогах работы и заявил о своей отставке. А всем, кто не доволен работой магазина, предложил уступить мне свои доли по той цене, которую установит собрание.
Собрание было настроено по отношению ко мне негативно. Цену назначили в три раза выше номинала. Я согласился купить все, которые будут продавать в течение 3 месяцев. На этом и порешили. Однако решили продать свои доли менее 20 человек из 769. Причем долей было всего 30. Многие посчитали, что раз "успешный вор" хочет скупить их доли, значит они стоят больше.
Через полгода я встретил одного из обвинителей. Оказалось, что магазин в минусе. Скидки отменили. И во всем, естественно, винят меня. Сам обвинитель почему-то предположил, что я уже, наверное, и коттедж построил. Когда я ему пояснил, что вообще не собирался получать участок от общества многодетных, он искренне удивился и спросил: "Почему?"
Я ответил:
-Что бы такие как ты не нашли ещё один повод в чем-то обвинить меня.
***
Вот так вот. Советское время воспитало не коллективизм и взаимопомощь, а зависть и подозрительность к тем, кто помогает окружающим по зову сердца. Не все люди были такими, но, по-моему, очень многие. А остальные своим молчанием поощряли их. Так что, гайдаро-чубайсовцы вещали о возможном возрождении власти коммунистов совершенно необоснованно. Население страны за годы советской власти не переродились в "людей коммунистического завтра". А уничтожение экономики страны происходило не из-за боязни коммунизма, а по заказу западных покровителей разрушителей Союза. Таким образом, если бы псевдореформаторы хотели реально перестроить Россию в эффективное сообщество им стоило рассмотреть вопрос не о защите от возврата коммунистов, а о перспективе наделения населения рентой от имеющихся природных богатств. Народ бы горы своротил, чтобы добиться жизни "лучше, чем у других". На сегодняшний день "других" с лучшей жизнью немало. Но задача перед ними стояла другая - разрушение России. И они почти справились.
Комментарии
Советское время воспитывало многих людей, и всех - по-разному.
Каждый выносил то, что мог понять и усвоить.
Если человек видел во всём ложь и стремление к наживе - в таком мире он и жил.
Это рассуждение напоминает одного героя фильма "Я шагаю по Москве" - полотёра в квартире писателя, взявшегося поучать начинающего литератора.
Причём В.Басов, прекрасно сыгравший того демагога, именно раскрыл лживость его "жизненной философии", а не только талантливо иллюстрировал её.
Что же касается того, что "во всём виноваты коммунисты" - с тем же успехом можно обвинять во всех нынешних бедах церковь. Все, вроде бы, крещёные. И все претензии - к церкви.
Знаем мы такую философию.
ЭТО ФИЛОСОФИЯ ВЛАСОВЦЕВ.
А всё же , как хорошо было в СССР !