Как еврейская династия с персидскими корнями изменила культуру Иерусалима

На модерации Отложенный

 

 

Любой, кто слушал последние музыкальные композиции двоюродных братьев Эхуда и Эвьятара Банаев, мог перенестись в прошлое, в конец XIX века, когда семья Банаи или Бана, как их тогда называли, вернулась в Эрец Исраэль.

 

 


 

Их музыка создает идеальную связь с выставкой «Банаи – музыкальное  путешествие из Персии в Иерусалим», которая проходит сейчас в Иерусалимском Музее «Башня Давида».

Шоу начинается с 1880-х годов, когда семья прибыла в Иерусалим, и заканчивается в середине XX века, когда первое поколение исполнителей – братья Яаков, Йоси, Хаим и Гаври – стали актерами, певцами и артистами – гигантами израильской культуры.

Вернемся к новой музыке. Эвьятар Банай выпустил песню под названием «Рахамим» (Милосердие) летом 2019 года. Ее автора назвали в свое время в честь прадеда, который вместе с семьей покинул персидский город Шираз и отправился в долгий и трудный путь в Иерусалим. Песня описывает их походы на верблюдах и лодках.

Несколько месяцев спустя Эхуд Банай завершил свой последний альбом треком под названием «Персидский ресторан», в котором он поет об отце своей мамы, Авраме, который с его цилиндром, сумкой и тростью напоминал Чарли Чаплина, заблудившегося в многоквартирных домах этой новой незнакомой страны.

Близость тематики двух песен, посвященных истории одной семьи, возможно, была совпадением, но размышления двоюродных братьев-певцов об их прошлом, возможно, и стали осью экспозиции «Банаи – музыкальное путешествие из Персии в Иерусалим».

Выставка, подготовка которой заняла два года, была создана в сотрудничестве с членами семьи Банай. Она показывает глубокие связи между семьей и Иерусалимом, повествуя, как город, в котором семья жила на протяжении многих поколений, отразился на творчестве ее представителей.

«Когда мы думали о создании музыкальной выставки, связанной с Иерусалимом, было очевидно, что выбор должен быть связан с семьей Банай. Поначалу у семьи были сомнения, они не понимали, что мы пытаемся сделать. Мы объяснили, что нас интересует не сама семья, а история с местным и историческим контекстом, влияние семьи Банай на израильскую музыку. А играющая в музее музыка дает посетителям более полное представление о местной культуре», говорит куратор музея «Башня Давида» Эйлат Либер.

«Банаи – музыкальное путешествие из Персии в Иерусалим» – современный аудиовизуальный язык, привлекательность которого во многом связана с популярностью семьи Банай. На входе даже висит генеалогическое древо талантливой семьи. Хотя разветвляющиеся ветви последних поколений представляют второстепенный интерес в экспозиции. Главное здесь – общие корни в Иерусалиме. С помощью фотографий, текстов и артефактов посетитель перемещается между ключевыми точками в истории творческого клана и древнего города.

На одной из памятных фотографий – первая детская площадка в Иерусалиме, построенная в 1925 году. Неизвестно, играл ли здесь Йоси Банай со своими друзьями Саймоном и Моше, как поется в одной из его известных песен, но теперь каждый раз, когда она звучит, мы будем представлять себе этот большой сад с радостно галдящими детьми.

Короткометражный фильм о старом доме на улице Хаагас сопровождается замечательной песне об этом доме.

Снимок экрана 2020-07-17 в 12.31.42.pngНа выставке также представлен увлекательный фильм, в котором члены семьи – Эхуд, Ури, Элиша и Амира – по очереди рассказывают одну из историй, рассказанных им дедушкой Элияху Бана, который днем был строителем, а ночью – талантливым рассказчиком.

Выставка не претендует на то, чтобы объяснить, как так много членов одной семьи оказались первоклассными исполнителями, но истории, которые Элияху Бана рассказывал своим детям и внукам в Иерусалиме 1920-30-х годов, несомненно, сыграли важную роль в формировании этих тенденций.

Вся выставка сосредоточена в одном зале музея. Она начинается с древнего персидского инструмента под названием Тар, проходит через все иерусалимские вокзалы и заканчивается клипом из шоу Йоси Баная.

В «Башне Давида» расположена еще одна комната, где хранится краткое фотографическое описание карьеры Йоси, Эхуда, Меира, Юваля и Эвьятара. Есть нечто символическое в том, что эта комната отделена от основной экспозиции. Художественные пути всех этих родственников были так или иначе сформированы их Иерусалимской историей, но только Йоси вырос и жил в этом городе.

Переход к светской жизни

Сложный переход от традиционной религиозной жизни (символизируемой Иерусалимом) к светской (символизируемой Тель-Авивом) пронзительно присутствует в Rachamim, песне Эвьятара Баная, которую можно услышать на выставке. Эвьятар пишет не только о путешествии своего прадеда, но и об отце, который, в отличие от братьев, артистом не стал, выбрав карьеру судьи.

Снимок экрана 2020-07-17 в 12.32.20.png

Спустя годы сыновья Ицхака, Эвьятар и Меир, и его племянник Эхуд надели кипы, вернувшись к традиции предков.

«Банай –  музыкальное путешествие из Персии в Иерусалим», музей Башни Давида, Иерусалим; с понедельника по четверг, с 10 утра до 6 вечера, по пятницам - с 10 утра до 2 часов дня.
 

Эфрат Шалем