Как в Китае за взятку казнили миллиардера

На модерации Отложенный

Давайте установим у нас «презумпцию коррупционности»?! То есть, изначально подозреваемый чиновник будет считаться коррупционером, пока он сам не докажет обратное. По такому пути пошли в некогда коррупционном Сингапуре. И это позволило ему в нынешнем мировом рейтинге Индекса восприятии коррупции с 84-ю баллами подняться на 6-е место.

137-е в мире

Россия в этом Индексе делит 137-е место. С 28-ю баллами. Вместе - с Доминиканской республикой, Кенией, Либерией, Ливаном, Мавританией, Папуа Новой Гвинеей и Угандой. Интересное соседство. 

ЦАР – Центральная Африканская республика, где полтора год назад убили трех наших журналистов, с 27-ю баллами идет сразу за нами. Хотя эту страну для себя мы представляем как рассадник криминала, убийств и, конечно, силовой коррупции.

Впрочем, опережаем мы трех своих недавних друзей и двоюродных братьев по СССР – Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. А лучшего всего дела из стран бывшего СССР у Грузии - 45-е место и 56 баллов - и Белоруссиии - 67-е место и 45 баллов.

 Ну, неужели мы так и будем дальше просто говорить – коррупцию не победить!?

Давайте посмотрим, какими методами борются с ней в других странах. Прежде всего - в странах Азии, где эта проблема наиболее актуальна и где предпринимаются самые радикальные меры по этому поводу.

 

 Китай: «Отрубленные руки и поход всей семьей на экскурсию в тюрьму»

Китайское антикоррупционное законодательство является, пожалуй,  самым жестким в мире – за взятки или хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. Данная мера появилась в китайском Уголовном кодексе в начале 80-х годов. Причем расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций. Кроме того, нередки случаи, когда китайским чиновникам, попавшимся на взятке, отрубали руки.

Как в Китае за взятку казнили миллиардера

Власти Китая запретили чиновникам принимать в дар биржевые акции, покупать недвижимость и автомобили по подозрительно низким ценам, договариваться об устройстве на престижную работу после ухода из государственных структур. Ну, то есть, делать так, как сделал у нас недавно экс-министр спорта Колобков, заняв после своего увольнения довольно крепкий пост в «Газпроме». И даже Шувалову там не позволили бы наверное возглавить ВЭБ, а Грефу – «Сбербанк».

Но крайние меры являются не единственным методом борьбы с коррупцией – китайцы посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Госслужащие медитируют, участвуют в восточных единоборствах и занимаются силовыми упражнениями.

С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки. Родственники же осужденных на казнь после расстрела получают счет за использованный патрон.

Правда, пока Китай в упомянутом рейтинге находится лишь на 80-й позиции. А любимая китайская поговорка на эту тему вполне подойдет и для России: «Большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие - попадают в тюрьму».

Но 80-е место – это все-таки не 142-е.

Самым громким коррупционным расследованием Китая можно считать казнь миллиардера Лю Ханя. Он был признан виновным по 13 статьям уголовного кодекса КНР. Hanlong Group, которую Лю Хань основал в 1997 году и сделал одним из крупнейших поставщиков железной руды в мире, одновременно была оштрафована на 300 миллионов юаней (в районе 3 миллардов рублей) за предоставление неверной информации для получения банковских кредитов. Кроме того, следствие установило, что один из богатейших жителей Китая тайно возглавлял крупную преступную группировку, занимавшуюся убийствами, нелегальными казино и торговлей оружием. Вместе с Лю Ханем были казнены четверо людей из его ближайшего окружения.

Кадры как Лю Хань перед смертью не сдерживал эмоции облетели весь мир:

Как в Китае за взятку казнили миллиардера

Гонконг: «Надо доказать, что ты заработал на свою недвижимость»

Раньше здесь практически весь госсектор страны был завязан на коррупции.

  А победить взяточничество гонконгским властям удалось благодаря двум главным эффективным мерам.

Во-первых, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник сделать это не может, его ждет тюрьма и конфискация имущества. Ну, в принципе этим сейчас пытается заниматься у нас Навальный – вернее, своими расследованиями призывает к этому, - но на деле на него и его раследования никто не обращает внимание.

Во-вторых, в государстве создали независимую комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты - чтобы у них не было соблазнов брать взятки.

И, наконец, жителям Гонконга и представителям СМИ дали реальную возможность жаловаться на взяточников. Обычные граждане стали помогать антикоррупционной комиссии, а журналистов допустили до дел любого госслужащего. Регулярно появляющиеся на страницах газет сообщения о чиновниках-коррупционерах сделали свое дело – население действительно поверило в то, что у них в стране борются со взяточничеством. В итоге в международном рейтинге по уровню восприятия коррупции Гонконг вышел на 15-е место.

Сингапур: «Все решила «презумция коррупированности»

Сингапур, как уже было сказано выше, в этом рейтинге аж 6-й! Благодаря той самой «презумпции коррумпированности». Согласной ей, чиновник, подозреваемый в получении взятки, считается виновным, пока не докажет обратное.

Южная Корея: «Открытая он-лайн система рассмотрения заявлений»

Здесь действует культ открытости и общественный контроль. С 1999 года в Южной Корее действует программа OPEN. Эта онлайн-система позволяет в режиме реального времени контролировать рассмотрение заявлений, поданных чиновникам от граждан, делая работу чиновников максимально открытой и прозрачной. С вводом системы минимизировались риски принятия несправедливых решений по любым обращениям граждан. Ведь их стало просто невозможно утаить от общественности. Затягивание с ответами и проволочки стали затруднительными, а значит, и необходимость ускорять процесс с помощью взяток отпала.

Но ключевую роль сыграл закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в действие в 2002-м году. Каждый совершеннолетний гражданин получил право инициировать проверку в отношении любого чиновника. Закон обязал главный антикоррупционный орган страны – Комитет по аудиту и инспекции – начинать расследование по абсолютно любому заявлению.

Теперь Корея в мировом рейтинге – 46-я.

Голландия: «Жесткая система подбора персонала»

Ну а как обстоит дело все-таки в спокойной Европе? Рассмотрим на примере одной страны.

Голландия в рейтинге восприятия уровня коррупции находится на 8-м месте. Там местным чиновникам, попавшимся на взятке, запрещается работать в государственных организациях, также они лишаются всех социальных льгот и гарантий.

Чтобы определенную должность не занял потенциальный коррупционер, там организована жесткая специальная система подбора персонала. Кроме того, в крупных ведомствах, сотрудники которых могли бы злоупотреблять своими полномочиями, существуют службы внутренней безопасности, которые следят за действиями чиновников.

Эффективной мерой в борьбе с коррупцией является разрешение СМИ обнародовать любые случаи взяточничества и проводить расследования. Кроме того, голландских чиновников, на которых не пала тень подозрения в коррупционных делах или они сообщили о злоупотреблениях своих коллег, материально поощряют.

Русь средневековая

Как в Китае за взятку казнили миллиардера

Интересно, какое место в этом рейтинге заняла бы средневековая Русь?! 147-е? Или все-таки ниже – ближе к воюющим Афганистану с Сирией?

Ведь в Московском государстве в XVI—XVII веках коррупция была, по сути, узаконена. Тогда существовал только запрет на посулы — взятки судьям. До появления полноценного института государственной службы получение денег и еды от управляемых было естественным. До петровских преобразований государственные чиновники жили исключительно благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающих от лиц, заинтересованных в их деятельности. Именно тогда появилась поговорка «Не подмажешь — не поедешь».

Нет, по сравнению с XVI веком мы все-таки добились прогресса!