Петр и Феврония - образцовая православная семья?

На модерации Отложенный

В 2008 году появился всероссийский праздник День семьи, любви и верности. Отмечают его 8 июля, как это принято по церковному календарю. Праздник посвящен святым Петру и Февронии. Но почему? С каких пор повесть о блуде, шантаже и бездетности связана с семейными ценностями?

 

Икона "Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские", 19 век.

 

Икона "Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские", 19 век.

 

Напомню, что доподлинно неизвестно, были ли вообще Петр и Феврония в действительности. Церковь их отождествила с муромским князем Давыдом Юрьевичем и его женой Ефросинией, которые жили в 13 веке. Их канонизировали в середине 16 века после того, как инок Ермолай-Еразм написал сказочную "Повесть о Петре и Февронии Муромских" в 1540-х. Именно из этой повести мы сегодня знаем о Петре и Февронии.

 

Старообрядческая рукопись повести, 19 век.

 

Старообрядческая рукопись повести, 19 век.

Более вероятно, что Петр и Феврония - это собирательный образ, вокруг которого была построена сказочная муромская легенда. Даже если Петр и Феврония действительно были, то это не отменяет абсурдности того, что их пример стал образцом православного брака. Приведу краткий пересказ повести.

В Муроме правил князь Павел. К его жене периодически залетал "огненный змей" для блуда, пока Павел был в разъездах. Павел узнал, что убить змея сможет только его брат Петр. Петр пошел к снохе и убил змея, но чудище болело проказой и заразило Петра. От проказы никто не мог его вылечить.

 

Два клейма с иконы муромских святых и житием Петра и Февронии, 17 век. Видно, как к жене князя Павла залетает красный змей и превращается в самого Павла.

 

Два клейма с иконы муромских святых и житием Петра и Февронии, 17 век. Видно, как к жене князя Павла залетает красный змей и превращается в самого Павла.

Петру явился сон, в котором он узнал, что его сможет вылечить дочь сборщика меда - Феврония. Он позвал ее к себе, но та дала ему условие, что вылечит только в том случае, если он пообещает взять ее в жены.

 

Слева - Петр убивает змея. Справа - больной Петр.

 

Слева - Петр убивает змея.

Справа - больной Петр.

После исцеления Петр как "благочестивый христианин" не сдержал своего слова. Но Феврония, предвидев это, оставила незалеченным один струп и Петр снова заболел. Во второй раз князь сдержал слово. Хитрость, шантаж, холодный расчет - и свадьба в кармане.

 

Петр и Феврония на покрове 1593 г.

 

Петр и Феврония на покрове 1593 г.

По всей видимости примером супружеской верности послужил эпизод, когда бояре попросили Петра отказаться от жены-простолюдинки, но князь остался верен Февронии и покинул Муром с женой. Через некоторое время в городе началась смута и бояре просили вернуться пару. Православная семья из двух человек вернулась назад и начала править.

В конце жизни они приняли монашеский постриг и умерли в один день. Их похоронили в двойном гробу с тонкой перегородкой.

 

1) Двухместный гроб Муромских святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, Владимирская губ., г. Муром, дата съемки: 1890-е. 2) Вскрытая рака с мощами святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, 1923 г. 3) Интерьер собора Рождества Богородицы. Резная сень над ракой с мощами святых Петра и Февронии, 1940 г.

 

1) Двухместный гроб Муромских святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, Владимирская губ., г. Муром, дата съемки: 1890-е. 2) Вскрытая рака с мощами святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, 1923 г. 3) Интерьер собора Рождества Богородицы. Резная сень над ракой с мощами святых Петра и Февронии, 1940 г.

Вот такая интересная история. Согласно повести, у них не было детей.

Что имеем? Семья из двух человек, в которой жена путем угрозы смерти завладела мужем, а муж даже после свадьбы боялся ее настолько, что не решился бросить жену по просьбе бояр.

Редактор сайта "Православие и мир" Анна Данилова в одной из статей приводит более достойный образец "семьи, любви и верности": Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского. Но далее Анна подмечает, что идеал семьи может быть и без детей, потому что бывает, что дети не появляются. А главное в семье - верность, что и продемонстрировали Петр и Феврония.