Назад в Камрань: Россия или США вернут свои базы во Вьетнаме
На модерации
Отложенный
Сейчас город Камрань во Вьетнаме в большей степени известен как популярное курортное место, его аэропорт принимает (с учётом пандемии об этом пока можно говорить в прошедшем времени) основной поток международных рейсов в центральной части страны. А ведь не в таком уж далёком прошлом само название этой территории ассоциировалось исключительно как место расположения военных баз — вначале США, а потом СССР и России. На местных пляжах загорали тогда исключительно солдаты, а самолёты летали лишь военные.
Сейчас ситуация может опять развернуться в обратную сторону и Камрань станет поводом для раздора между Соединенными Штатами и Россией. По крайней мере, прогноз о «жесткой конкуренцией» за право обладания важнейшей военной базой Камрань на берегу Южно-Китайского моря выдает китайское издание Sohu. Аналитики из КНР полагают в своем военном обозрении, что совсем скоро это место вновь превратится в зону геополитических интересов Москвы и Вашингтона. Предположение не исключено оснований — и у РФ и у США в этом регионе есть свои интересы и намерения присутствия.
Во время Вьетнамской войны (1964−1975 гг.) Камрань, относившаяся к территории Южного Вьетнама, была крупной тыловой базой войск США — наличие аэродрома и одной из глубоководных в мире бухт позволяли бесперебойно обеспечивать воюющую с вьетконговцами американскую армию. Здесь же военные и отдыхали в перерывах между боевыми операциями. Американцы из Вьетнама ушли и вскоре их место заняли русские — в 1979 году, после вьетнамо-китайской войны, Ханой согласился предоставить эту базу Советскому Союзу, чем Москва незамедлительно и воспользовалась. Вскоре здесь была создана крупнейшая заграничная база советских ВМФ и ВВС.
Камрань стала пунктом базирования 17-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота (до 20-ти и более надводных кораблей и подводных лодок), а также 169-го смешанного авиационного полка (до 25 и более самолётов различного типа). Наличие такого количества полноценных боевых кораблей и единиц авиации позволяло ТОФу контролировать юго-западную часть Тихого и весь Индийский океан. База обеспечивалась всеми необходимыми службами, здесь были свои поликлиника, госпиталь, магазины Военторга, отделение полевого банка, пожарная команда и (ну как же без него!) оркестр. Охрану обеспечивали отдельный батальон и боевая десантная группа морской пехоты. Казалось, что в Камрани русские обосновались если не навсегда, то надолго.
Однако с этой базы, как и с базы Лурдес на Кубе, пришлось уйти — добровольно и досрочно. С мотивацией, что «на протяжении 10 лет Военно-морской флот России не выходил в Индийский океан и не пользовался услугами базы во Вьетнаме». 2 мая 2002 года она официально прекратила своё существование. Это при том, что срок действия соглашения о безвозмездном (!) использовании военного объекта в бухте Камрань истекал в 2004 году и, теоретически, мог быть продлён, с учётом тесного военно-технического сотрудничества между Москвой и Ханоем. Вьетнам тогда заявил, что не намерен сдавать Камрань в аренду какой-либо другой стране. И, заметим, обещание сдержал.
На освободившееся место стали претендовать США, которые здесь уже были и осознают важность как самого месторасположения, так и возможность военного присутствия. «Бухта Камрань является своеобразным стратегическим перевалом между Тихим и Индийским океанами. Она позволяет контролировать практически все морские сообщения в регионе», — пишет сейчас издание Sohu. В Соединенных Штатах это тоже прекрасно понимают. Летом 2012 года в Камрань приехала делегация Пентагона во главе с тогдашним начальником военного ведомства Леоном Панеттой. Утверждалось, что ему якобы удалось договориться с руководством Вьетнама об аренде военно-технических объектов Камрани с адаптацией их под военные нужды США. Однако конкретных действий не последовало.
Барак Обама на закате своего президентства в 2016 году также совершил визит во Вьетнам. Заговорил об отмене санкций и, что совсем было непредсказуемо, заявил об отмене запрета на продажу оружия Вьетнаму.
По итогам переговоров с вьетнамским коллегой Чан Дай Куангом Обама объяснил этот шаг тем, что «стороны достигли необходимого уровня взаимного доверия и сотрудничества». При этом эмбарго, которое действовало на протяжении 50 лет, американский президент назвал пережитком холодной войны и призвал к усилению взаимодействия США и Вьетнама в военной сфере. Напомним, что частично эмбарго на поставку Вьетнаму оружия отменялась в 2014 году, правда с того времени Ханой не купил у Вашингтона ни одной единицы военной продукции. Тем не менее, этот шаг рассматривался как свидетельство поддержки Вьетнама в территориальном споре с Китаем вокруг островов в Южно-Китайском море.
Есть ещё один аспект нынешней американо-вьетнамской «дружбы» — Вашингтон заманил Ханой обещанием переноса производства различных товаров из Китая на их территорию, а это огромные прибыли для Вьетнама, новая эра экономического процветания. Взамен на такую сделку Ханой даже готов приобрести устаревшие американские истребители F-16, а не продлевать контракт по закупкам российские Су-30МК2 (сейчас таких истребителей в ВВС Вьетнама 24 единицы). И здесь можно предположить, что Вьетнам «сломается» и всё-таки уступит Камрань под военную базу именно Соединенным Штатам и позабудет заявление о том, что будет использовать Камрань самостоятельно для нужд развития страны.
Китайские аналитики предрекают «жёсткую конкуренцию» между Россией и США из-за возможности возвращения на базу в Камрани, при этом КНР и сама имеет виды на этот лакомый кусок. После ухода россиян с этой базы Пекин предпринимал неоднократные попытки уговорить Ханой сдать её в аренду под свои нужды. И цена вопроса была немаленькой — 1 миллиард долларов во вьетнамскую экономику и ежегодные выплаты по 500 миллионов долларов в качестве арендной платы. Однако на фоне конфликтной ситуации между КНР и СРВ по спорным Парасельским островам и архипелагу Спратли в Южно-Китайском море, Ханой не согласился на размещение у себя в тылу китайского флота. И теперь в Пекине остается лишь наблюдать за предполагаемой «схваткой» Москвы и Вашингтона.
А что сама Москва думает по поводу возвращения в Камрань? Собственно, Россия там и так уже присутствует и пока иностранные курортники во Вьетнаме под запретом из-за COVID-19, на местных пляжах загорают российские военные специалисты. Пусть немногочисленные, но они там присутствуют. Камрань в последнее время используется как материально-техническая база российского Тихоокеанского флота, куда заходят российские атомные подводные лодки. Решение о создании совместной базы было подписано Владимиром Путиным и президентом Вьетнама Чыонг Тан Шангом в ноябре 2013 года. За минувшее время российскими специалистами здесь был построен учебный центр для обучения вьетнамских подводников, которых обучают офицеры ВМФ РФ. ВМС Вьетнама также получила шесть подводных лодок класса «Варшавянка», построенных по контракту с Рособоронэкспортом. С ноября 2014 года между РФ и СРВ действует соглашение, которое установило нормы пользования российскими боевыми кораблями порта Камрань в упрощённом порядке (требуется лишь уведомление портовых властей).
На аэродроме в Камрани с весны 2014 года базируются российские топливозаправщики Ил-78, которые обеспечивают патрулирование стратегических бомбардировщиков Ту-95МС над Тихим океаном. Этот факт крайне нервирует США, Вашингтон даже обращался к руководству Вьетнама с предложением прекратить поддержку самолётов ВВС России, которую оказывает Ханой, позволяя российским самолётам использовать вьетнамские аэродромы. Реакции, впрочем, не последовало и топливозаправщики регулярно появляются в Камрани.
В общем, для России Камрань не чужая (не только для туристов), но речь о создании там полноценных баз ВМФ и ВКС не идёт, да и не поднималась эта тема при обсуждениях на высшем уровне. И тех представленных Вьетнамом возможностей для материально-технического обеспечения российского флота и авиации предостаточно. Другой вопрос в возможном появлении конкурентов в лице США, о котором намекает китайское издание — здесь Москва действительно может пойти на жёсткое противостояние.
Комментарии