Православный русский царь. К годовщине расстрела Государя Николая Второго и его семьи

На модерации Отложенный

 Ранним утром в Екатеринбурге в доме Ипатьева 17 июля 1918 года были убиты без всякой вины, без суда, Помазанник Божий, Император Николай Александрович, его тяжело больной сын 13-ти лет, Наследник Алексей Николаевич, дочери царя - Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия Николаевны, царица Александра Федоровна и царские слуги. Улики, собранные потом белогвардейским следователем Николаем Алексеевичем Соколовым, говорят о том, что убийство было ритуальным. Слава Богу, сегодня в русских храмах мы ставим свечи у иконы царской семьи, молимся мученикам. Короткий и благородный лик Государя, последнего русского царя, глядит на нас теперь с православных икон. И его небесный, лазурный взгляд словно вопрошает нас, обращаясь к совести каждого. Лучшие люди России почитали царя и во время его земного величия, и в пору его унижения, ареста, ссылки, почитали как мученика после кровавой расправы над ним и над его беззащитной семьёй.

Тебя жалеть я не могу - не смею,

Ты для меня по-прежнему велик,

Перед тобой, мой царь,

Я вновь благоговею,

И больно мне глядеть

На твой державный лик.

 

(Сергей Бехтеев) Русская Православная Церковь прославила царскую семью в лике святых в 2000 году.

 

 

 

Сначала мало кто имел подробные и правдивые сведения о жизни и деятельности Государя, хотя и были материалы по канонизации. Сегодня мы все больше и больше приходим к мысли, что Государь был не только страстотерпцем по перенесённый страданиям, но и праведником в течение всей своей земной жизни, непонятым, отвергнутым, оклеветанным и убитым. Смирение и мужество проявил царь в трагический период своей жизни, молясь Богу за врагов, за Россию и свою семью. Мужество и смирение проявил он и как полководец во время войны. Принято было называть полководцами генералов Брусилова, Алексеева, кого угодно, только не царя, который с 1915 года стал Главнокомандующим. Но смотреть надо на результаты деятельности. Сама казнь Государя явилась следствием его военных побед. Германия была на грани краха, Россия - у порога победы. И потому понадобился немецкий шпион Ленин с немецкими деньгами для устройства мятежа и для расправы над Государем. Почему у хваленых генералов ставки, которые считали царя лишним, ненужным, мягкотелым, профаном в военном деле, вся Армия развалилась в считанные месяцы? Почему без царя они покорно приняли приказ № 1 Временного правительства по развалу войска? Почему отступили перед Германией?

 

Ответ один. Настоящим Главнокомандующим был сам Государь. Под его руководством Брусилов осуществил свой легендарный прорыв в 1916, русские начали наступление, немцы отступили. Одной из основных ошибок царя было его полное доверие своим генералам. На его взгляд, это были хорошие, способные военачальники. Да и молились они вроде бы от души вместе с ним в храмах или на фронте на молебнах. Не знал он, что истинной религией этих военных давно уже стал бонапартизм. Пока был во главе царь, только тогда русское войско сохраняло боеспособность. Вот как пишет об этом Н. А. Павлов в книге "Его Величество Государь Николай Второй": "Глубоко взвесив все условия войны, не теряясь ни минуты, при тяжёлых неудачах, Государь берет на себя командование. Возглавляя Армию в такую войну, Государь проявляет огромную решимость. Государь верит генералитету. Выказывает огромную выдержку и устойчивость своих отношений и твёрдо идёт к победному концу (Н. А. Павлов. Его Величество Государь Николай Второй. СПб. 2003).

 

Крепкое упование на Бога и непоколебимую веру проявила царская семья и под арестом в Царском Селе, и в Тобольске и в Екатеринбурге. Это тоже была война, но только духовная. И они победили в этой битве, получив от Христа венцы мучеников. Последнюю службу для царской семьи совершил священник Иоанн Сторожев, он оставил в эмиграции воспоминания об этих событиях: "Впереди за аркой уже находилась Александра Федоровна с двумя дочерьми и Алексеем Николаевичем, который сидел в кресле-каталке, одетый в куртку, как мне показалось, с матросским воротником. Он был бледен, но уже не так, как при первом моем служении, вообще глядел бодрее. Более бодрый вид имела и Александра Федоровна, одетая в то же платье, как и 20 мая (старого стиля). Что касается Николая Александровича, то на нем был такой же костюм, что и в первый раз. Только я как-то не могу ясно себе представить, был ли на этот раз на груди его Георгиевский крест. Татьяна Николаевна, Ольга Николаевна, Анастасия Николаевна и Мария Николаевна были одеты в черные юбки и белые кофточки. Волосы у них на голове (помнится, у всех одинаково) подросли и теперь доходили сзади до уровня плеч. Мне показалось, что как Николай Александрович, так и все его дочери на этот раз были – я не скажу: в угнетении духа, но все же производили впечатление как бы утомленных. Члены семьи Романовых и на этот раз разместились во время богослужения так же, как и 20 мая ст. ст. Только теперь кресло Александры Федоровны стояло рядом с креслом Алексея Николаевича – дальше от арки, несколько позади него; позади Алексея Николаевича стала Татьяна Николаевна (она потом подкатила его кресло, когда после богослужения они прикладывались к Кресту), Ольга Николаевна и, кажется (я не запомнил, которая именно), Мария Николаевна. Анастасия Николаевна стояла около Николая Александровича, занявшего обычное место у правой от арки стены. За аркой в зале стояли доктор Боткин, девушка и трое слуг: высокого роста, другой – низенький, полный и третий молодой мальчик. В зале у того же дальнего угольного окна стоял Юровский. Больше за богослужением в этих комнатах никого не было. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитву «Со Святыми упокой». Почему-то на этот раз диакон вместо прочтения запел эту молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава, но едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени… После богослужения все приложились к Св. Кресту, причем Николаю Александровичу и Александре Федоровне о. диакон вручил по просфоре. (Согласие Юровского было заблаговременно дано.) Когда я выходил и шел очень близко от бывших Великих княжон, мне послышалось едва уловимое слово: «Благодарю», не думаю, чтобы это мне только показалось… Молча мы дошли с о. диаконом до здания Художественной школы, и здесь вдруг диакон сказал мне: «Знаете, о. протоиерей, у них там что-то случилось». Так как в этих словах о. диакона было некоторое подтверждение вынесенного мною впечатления, то я даже остановился и спросил, почему он так думает. «Да, так, – говорит дьякон, – они все какие-то другие точно, даже и не поет никто». А надо сказать, что действительно за богослужением 1(14) июля впервые никто из семьи Романовых не пел вместе с нами» (Н. А. Соколов. Убийство царской семьи)".

 

В материалах, собранных для канонизации царской семьи скупо и сжато говорится о кровавой расправе над ними. Но и от этих строк душа содрогается: "В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям.

Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву. Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние..." (Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-11. С. 20-33).

 

 

Русские в эмиграции могли вполне свободно служить панихиды по царской семье, а в советской России в 1920- е и 1930 - е годы священников, совершивших панихиду по Государю, чаще всего ожидал расстрел. Великий светильник Православной Церкви, святитель Иоанн(Максимович) в слове на панихиде по царской семье в Америке сказал: "Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но и их не допустили. Страшная оставленность Царя... Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от Престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, – она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя и дальнейшие события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверьми, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день св. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим постом... Под сводом Екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством Царского венца, но не лишенный Божией правдой священного миропомазания".

 

Государь Николай Второй отличался исконно русским благочестием. Даже сына, Наследника Престола он вымолил у Бога, участвуя в прославлении преподобного Серафима Саровского в 1903 году в августе, в Сарове он вместе с Великими Князьями нес на своих плечах гроб с мощами Преподобного. Через год, в августе 1904 у царя родился сын, Алексей. В докладе, подготовленном к архиерейскому собору 2000 года, мы читаем о глубокой любви Государя к Матери- Церкви: "Личное благочестие Государя проявилось в том, что за годы его царствования было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский Значение св. Царя Николая при канонизации прп. Серафима - наша страница (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Гермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления" (http://orthodoxy.stnikolas.ru/newmartyres/sobor_05.html#tzar)

 

По молитвам святого царя Николая Господь помогает русским людям в их скорбях. Всему православному миру известна чудотворная икона Государя, которая начала мироточить в 1998 году: "Московский врач Олег Бельченко 15 мая 1998 года получил в подарок икону Царя-мученика, перед которой практически ежедневно молился, и в сентябре стал замечать на иконе небольшие пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский монастырь; во время молебна все молящиеся почувствовали от иконы сильное благоухание. Икона была перенесена в алтарь, где находилась в течение трех недель, причем благоухание не прекращалось. Позднее икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; было многократно засвидетельствовано мироточение от этого образа, свидетелями которого были сотни прихожан. В 1999 году чудесным образом у мироточивой иконы Царя-мученика Николая II исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо полотенцем со следами мира, наступило исцеление — зрение вернулось. Мироточивая икона побывала в ряде епархий — Ивановской, Владимирской, Костромской, Одесской... Везде, где побывала икона, были засвидетельствованы многочисленные случаи ее мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении от болезни ног после молитвы перед иконой. Из Тульчинско-Брацлавской епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред этой чудотворной иконой: от тяжелого гепатита была исцелена раба Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга, от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия Людмила" (сайт Православие. ру https://days.pravoslavie.ru/Life/life4872.htm).

 

В этом году в Екатеринбурге пройдёт традиционный крестный ход памяти царственных мучеников 16 - 17 июля. На Урал приедет Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Но и вся остальная Россия почтит память последнего русского царя. Где есть храмы, будут молиться в храмах. Где церкви разрушены, дома у иконы царской семьи затеплят свечу. Душа русского человека понемногу оживает. Хотелось бы сказать несколько слов и о нашем городе Мурманске. Он был основан по указу Николая Второго в 1916 году как Романов- на- Мурмане. В 2016 году на праздник Преображения к нам приезжал Патриарх Кирилл и при участии митрополита Мурманского и Мончегорского Симона, губернатора Марины Васильевны Ковтун, совершил закладку Преображенского собора.

 

 

Мурманчане, как и все русские люди, молятся Богу и православному русскому царю Николаю. Мы надеемся, что по молитвам царственных мучеников, Господь даст нам возможность начать и окончить святое дело возведения Преображенского кафедрального собора. Верим, что со временем, в Мурманске будет построен храм в честь основателя города, святого мученика царя Николая.

 

Галина Сиротинская, журналист Введенского храма, Мурманск