Преследования продолжаются
На модерации
Отложенный
Уголовное дело в отношении правозащитника, председателя Социалистического народного фронта Литвы (СНФЛ) Гедрюса Грабаускаса было возбуждено в апреле 2019 года, по заявлению членов сейма Литвы Лауринаса Касчюнаса и Аудронюса Ажубалиса.
ОНИ пожаловались на телеканал «Россия 24», который якобы транслировал «ложную» информацию о литовских «партизанах», и на самого правозащитника из-за его комментария. В октябре в его доме был проведён обыск: искали информацию об экс-лидере СНФЛ Альгирдасе Палецкисе. В декабре прошлого года правозащитник был задержан в аэропорту Вильнюса, когда он вернулся из Женевы после участия в 12-й сессии Форума ООН по вопросам нацменьшинств.
Уже в марте текущего года, когда Грабаускас вернулся из России, он получил документ о расширении уголовного дела, а также постановление о назначении ему судебно-психиатрической экспертизы. Это были требования из прокуратуры, но из суда никакого документа не поступало. Правозащитника могут направить на принудительное лечение, лишив его возможности высказывать свою точку зрения на происходящее в стране. А 8 июля к нему явились сотрудники криминальной полиции. Грабаускас не стал открывать дверь, тогда они по телефону сообщили, что хотят доставить его в прокуратуру. Правозащитник отказался подчиниться полицейским и потребовал постановление суда.
Грабаускас убеждён, что нынешние действия — это продолжение кампании, которая ведётся в отношении него. Он уже давно собирает информацию о нацистских преступниках, а такая деятельность не нравится властям. В Литве «партизанами» считаются «лесные братья», они были против Советской власти, выступали на стороне фашистской Германии, убивали мирное население и советских партийных работников.
Такое же отношение властей и к сподвижникам Г. Грабаускаса. В ноябре 2019 года руководитель неправительственной общественной организации «Союз наблюдателей за правами человека Литвы» Донатас Шульцас, понимая, что очередное заключение в тюрьму для него равносильно смертной казни, уехал в Россию и уже более полугода проживает в Орловской области, откуда 16-я Литовская стрелковая дивизия Красной Армии начала поход за освобождение республики, здесь погибло много солдат литовского происхождения, более 1200 бойцов похоронено в братской могиле.
Шульцаса 23 декабря 2014 года заключили в тюрьму на 60 дней по клеветнической жалобе. На самом деле происходит расправа с общественной организацией, защищающей права и свободы человека.
Продолжается неприкрытая расправа и в отношении Альгирдаса Палецкиса, который более полутора лет провёл в тюрьме, а в настоящее время ждёт суда. Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что фамилия экс-председателя СНФЛ стала «символом предательства и кровопролития».
А. Палецкис причиной судебного преследования считает месть литовских властей за его интерес к делу о событиях 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни, а также за общение с русскими. Запрет СНФЛ как партии и последующее давление с целью помешать ей существовать в качестве ассоциации, суд над бывшим председателем СНФЛ — вот что творит нынешняя власть.
Сегодня политические преследования, сфабрикованные дела, лишение собственности, различные нарушения прав человека и так далее в Литве достигли беспрецедентных масштабов. Под ложными предлогами подвергаются преследованиям и уничтожаются правозащитные организации, журналистов, собирающих важную информацию, отправляют за решётку, обыскивают. В отношении правозащитных организаций фабрикуются уголовные дела, людей убивают (как Юлюса Ведецкиса в октябре 2016 года), сажают в тюрьму, лишают собственности, применяют необоснованные временные меры… Такое государство не может называться ни правовым, ни демократическим.
Юлюс ЯНУЛИС. г. Вильнюс.
Комментарии