Ковбой с Дальнего Востока: Юлу Бриннеру – 100 лет

На модерации Отложенный

«Великолепная семерка». Фрагмент киноплаката

11 июля отмечается столетие со дня рождения Юла Бриннера, самого известного голливудского актера российского происхождения

Внимательные, пронизывающие глаза, восточная лепка лица, тонкая сигара, элегантно свисающая из уголка рта, темная облегающая рубашка, красивая шляпа, кобура на бедре. И походка, неподражаемая походка, в которой так много и от грациозной пантеры, и от инопланетного пришельца.

Да, таков был Крис, вожак «хороших» ковбоев, взявшихся охранять мексиканскую деревню от «плохих» ковбоев в популярнейшем голливудском вестерне «Великолепная семерка». Именно эта картина познакомила советских зрителей с американским актером Юлом Бриннером, сделав его кумиром на долгие годы.

«Негодяи с золотым сердцем»

Начал он свою кинокарьеру в конце 1940-х, сыграв жестокого главаря наркомафии во второсортном детективе «Порт Нью-Йорка». Очень быстро его необычную харизму разглядели ведущие студии Голливуда, и ему стали предлагать самые престижные роли. Он сыграл в кино 47 ролей, в числе которых знаменитые «Тарас Бульба», «Анастасия», «Братья Карамазовы», «Десять заповедей», «Шум и ярость».

Бритый череп Бриннера, разительно отличавший его от других героев-мачо американского театра и кино, «дебютировал» в 1951 году в бродвейской постановке мюзикла Роджерса и Хаммерстайна «Король и я» и оказался чрезвычайно востребован и на сцене, и на экране. Внешний облик его персонажей подчеркивал их «инаковость», сложность, неординарность судьбы, а порой и моральную амбивалентность. Как заметил один из его биографов, «он всегда играл негодяев с золотым сердцем».

В «Анастасии» это властный и дальновидный бывший генерал Буров, владелец парижского ресторана и один из столпов белой эмиграции, одетый в строгий черный казачий мундир с газырями.

В «Тарасе Бульбе» актер с явным удовольствием отпустил вожжи, вкладывая весь свой буйный темперамент в создание колоритного образа главного героя экранизации повести Гоголя.

В грандиозной кинофреске «Десять заповедей» сыгранный им наследник египетского фараона Рамзес – коварный и мстительный злодей, плетущий интриги против благородного и справедливого Моисея.

Укрощение короля

Бриннера охотно снимали такие крупные режиссеры, как Уолтер Лэнг, Сесил Демилль, Кинг Видор, Жан Кокто, Джон Стерджес, Франклин Шеффнер, Мартин Ритт и другие.

В политической драме «Путешествие» режиссера Анатоля Литвака, тоже голливудовца с российскими корнями, его советский майор Суров – фигура неоднозначная. Он высокомерен и крут в обращении с людьми с Запада, которые оказываются в его власти, но при этом способен на большое чувство и самопожертвование. Его пассию «из стана врага» играет Дебора Керр, с которой он несколькими годами раньше, в 1956-м, разыграл блистательный дуэт в киноадаптации музыкальной комедии «Король и я», принесшей ему мировую славу и актерского «Оскара». А всего он выходил на сцену в этом спектакле 4625 раз!

«Король и я». Фрагмент киноплаката

 

Король Сиама, каким его воплотил в киноверсии Бриннер, – почти гротескная фигура капризного восточного деспота, комичного в своих дремучих заблуждениях и в детской наивности, но и трогательного в своем стыдливом намерении «перевоспитаться» под воздействием умной и смелой британской дамы-интеллектуалки, нанятой им для образования его многочисленных детей и жен. Исторический анекдот, лежащий в основе мюзикла, изящно маскирует серьезнейшую тему столкновения цивилизаций.

Но, заметим, Бриннер не боялся сломать стереотип, и, к примеру, в британской комедии абсурда «Волшебный христианин» оказался совершенно неузнаваем в образе драг-квин, которая поет в баре и пытается обворожить скромного посетителя (его сыграл Роман Поланский).

Ветви фамильного древа

В 2003 году автору этих строк посчастливилось подробно побеседовать с единственным сыном Бриннера Роком Бриннером, профессором-историком, писателем, автором многих книг и пьес, в том числе биографии своего отца. Сын Юла Бриннера и актрисы Вирджинии Гилмор жил в США и Швейцарии. Как и его прадедушка Жюль Бриннер, он имеет гражданство Швейцарии наряду с американским. Перепробовал множество занятий в жизни.

 

Рок и Юл Бриннеры

 

Рок Бриннер был гостем Российской кинонедели в Нью-Йорке в 2003 году и даже спел под гитару на церемонии открытия несколько цыганских песен из репертуара отца.

Незадолго до нашей с ним встречи он впервые побывал во Владивостоке в качестве почетного гостя международного кинофестиваля Pacific Meridian. Как рассказал Рок Бриннер, во Владивостоке были организованы русские премьеры фильмов «Король и я», «Братья Карамазовы» и «Анастасия». Ему удалось договориться с Госдепартаментом, что во время поездки он прочитает несколько лекций о Конституции США в Дальневосточном государственном университете, что и решило вопрос оплаты расходов.

«Невероятные впечатления! – сказал Рок Бриннер мне тогда в интервью. - Этой поездки я ждал всю мою жизнь. До самой смерти в 1985 году отец так и не смог посетить Владивосток, где он родился 11 июля 1920 года».

«Дед моего отца, швейцарец Жюль Бриннер был фактически основателем Владивостока, - рассказал Рок. - Жюль был своего рода Рокфеллером Дальнего Востока на рубеже 19-го и 20-го веков. Он приехал в Японию из Европы, женился на японке, она родила ему детей. Но он оставил семью, переехал во Владивосток, построил город и женился на бурятке Наталье, которая родила ему шестерых детей. Один из них — мой дед Борис, который был инженером и изобретателем. Его жена Маруся Благовидова была дочерью русского доктора. Когда Юлу было 8 лет, его семье пришлось уехать из Владивостока и перебраться в Харбин. Он рос в Китае до 15 лет, затем, когда туда вторглась Япония, его семья переехала в Париж. В Париже его воспитанием занималась семья музыканта цыгана Алеши Димитриевича. Они дуэтом часто выступали в парижских кабаре, исполняя русские и цыганские песни».

 

Памятник Юлу Бриннеру во Владивостоке

 

«Я был его лучшим другом»

С 1971 года и до самой смерти Юл Бриннер жил в Нормандии, хотя фактически большую частью времени проводил в США, гастролируя с театральной постановкой «Король и я».

«У меня четыре сводные сестры, значительно моложе меня, - рассказал Рок Бриннер. - Отец считал меня продолжением его души. Я был его лучшим другом. Я прошел через его браки, разводы, другие испытания, а позднее он прошел через мои браки и разводы. Его ближайшим другом был Фрэнк Синатра. Я вырос в самой гуще Rat Pack («Крысиная стая» — группа эстрадных звезд, включающая Синатру, Дина Мартина, Сэмми Дэвиса младшего — О.С.). Я был их любимым крысенком. Юл снимался примерно в трех фильмах в год, в разных странах. И мы жили, в основном, в отелях. В четвертый и последний раз Юл женился на юной малазийке, танцовщице Кэти, которая все наследство забрала себе, отодвинув нас, детей, в сторону».

Благодаря изысканиям Рока Бриннера и дальневосточных энтузиастов-краеведов, сегодня мы знаем про Юла Бриннера и его фамильное древо много нового. Но в Интернете о нем продолжают гулять небылицы.

«Дело в том, - пояснил Рок, - что сам Юл был большим любителем соврать для красного словца. Поэтому можно порой прочитать и про рождение на Сахалине, про японскую или монгольскую маму, про докторскую диссертацию, которую он якобы защитил в Сорбонне, про знание десятка языков и тому подобное».

«Его реальной страстью были водные лыжи, - сказал Рок. - Это определяло выбор жилья, даже во время гастрольных турне. Ему говорили: мы едем выступать в Денвер, а он тут же спрашивал: а там есть озеро, где можно кататься на водных лыжах?».

Юл Бриннер курил всю жизнь и заплатил за эту свою привычку раком легких, с которым боролся два года. Когда он умер, его кремировали, а пепел развеяли во Франции, возле дома, где он жил.

Незадолго до смерти он договорился с Американским обществом борьбы с раком, что запишет видеообращение, которое должно выйти в эфир сразу же после его смерти. Так и произошло. На телеэкранах появился Юл Бриннер и сказал: «Теперь, когда меня уже нет в живых, пожалуйста, бросьте курить».

  • Олег Сулькин