Запад отверг предложение Украины о миротворцах в Донбассе

На модерации Отложенный

В команде Владимира Зеленского снова заговорили о возможности ввода в Донбасс миротворцев. По словам вице-премьер-министра Украины Алексея Резникова, на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) могла бы действовать вооруженная миссия ОБСЕ. Впрочем, на Западе к этой идее относятся скептически. Гаранты выполнения Минских соглашений в лице Франции и Германии прекрасно понимают, что разговорами о миротворцах Киев отвлекает их внимание от решения ключевых вопросов мирного урегулирования конфликта.

Недавняя встреча советников лидеров «нормандской четверки» в Берлине ознаменовала развал тандема главы Офиса президента Украины Андрея Ермака и замглавы администрации президента России Дмитрия Козака.

В последнее время появляется все больше инсайдов о том, что им трудно находить общий язык. Само проведение берлинского саммита наглядно это продемонстрировало: если раньше главные переговорщики Путина и Зеленского спокойно общались с глазу на глаз, то сейчас им зачем-то понадобились посредники в лице европейцев.

Перед началом переговоров Spiegel выдал сообщение с претензией на сенсационность: якобы Москва в ультимативной форме требовала от Киева до 6 июля представить проект изменений в Конституции с учетом особого статуса Донбасса.

Злые языки поговаривают, что эту утечку информации российские чиновники допустили намеренно. Резников все отрицает — никаких ультиматумов не было. Был нормальный рабочий процесс.

О том, что происходило за закрытыми дверями, можно только догадываться.

Но трудно не заметить перемены настроения Дмитрия Козака. От его былого оптимизма не осталось и следа.

«Сказать, что есть прорыв, не осмелюсь. Сегодня состоялся сложный обстоятельный разговор по всем аспектам урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями. Достаточно времени потребовалось для того, чтобы уяснить позицию Украины в отношении самого комплекса мер и других Минских соглашений», — заявил Козак по итогам встречи в Париже.

Оптимистичные заявления Резникова на деле также доказывают, что переговоры зашли в тупик.

По его словам, Россия готова идти на уступки в вопросах взаимного освобождения удерживаемых лиц, режима прекращения огня, разминирования, строительства новых контрольно-пропускных пунктов и возобновления работы старых. Но ни один из перечисленных пунктов не имеет никакого отношения к политическому урегулированию конфликта. По ключевым вопросам Москва и Киев по-прежнему занимают диаметрально противоположные позиции.

 

Поэтому неудивительно, что в череде громких (и не очень) заявлений Алексея Резникова появилось следующее: «Сейчас изучаем пока беспрецедентную возможность мандата ОБСЕ. Оказывается, они имеют право вводить своих миротворцев, но никогда в жизни такого не делалось. Однако формально и юридически это возможно. Мы не возражаем, главное, чтобы там были готовы».

«Там» идею украинского вице-премьера, видимо, не оценили.

Официальных комментариев от ОБСЕ пока нет. Зато стала известна позиция Парижа.

«Мы концентрируемся на существующих форматах переговоров вместо того, чтобы думать об альтернативах, — заявил на днях посол Франции на Украине Этьен де Понсен. — Мы не исключаем такой идеи в принципе, но сейчас все политические усилия идут на действующие форматы, не надо распылять их.

Если мы посмотрим на историю миротворческих миссий разных типов, если мы посмотрим на Кипр, то там миротворческая миссия не была очень успешной, поэтому мы весьма скептически настроены».

Примечательно, что эти тезисы господин де Понсен озвучил еще до того, как Алексей Резников заговорил о миротворцах. Но вряд ли его позиция изменилась.

Зачастую предложения Киева встречают одобрение Берлина и Парижа.

Здесь же официальный представитель французского МИД демонстративно отвергает миротворческие «позывы» команды Зеленского.

Чем это обусловлено? Нелишним будет вспомнить, почему идея о миротворцах так и не была реализована. Стороны переговорного процесса изначально придерживались разных концепций.

Российское руководство видело в «голубых касках» инструмент создания условий для реализации Минских соглашений. Украина хотела, чтобы миротворческая миссия переняла у «террористов» функции государственной власти в регионе, а затем передала их представителям Киева. В этом случае ни о каком «Минске» речь не идет.

При Зеленском позиция Украины относительно миротворцев не изменилась.

Это подтверждал экс-министр иностранных дел Вадим Пристайко: «Когда мы поймем, что в рамках "Минска" больше ничего говорить нельзя и Россия упирается по каждому пункту, тогда мы будем обращаться к следующему шагу. Это будет решение не мое, а президента, но моей рекомендацией, наверное, будет миротворческая миссия».

Европейские дипломаты наверняка понимают, что Киев неспроста снова поднимает эту тему. Россия настойчиво требует приступить к проработке политической части Минских соглашений, которую Украина не выполняет и выполнять не собирается.

Вместо этого представители Зе-команды изворачиваются, как ужи на сковородке. Выдвигают идею совместного патрулирования Донбасса, расширяют состав своей делегации в Минске, назначают своих «представителей» Донецка и Луганска, создают консультативный совет (от которого сами же отказываются), предлагают возродить формат Будапештского меморандума.

 

Миротворцы — такое же очковтирательство.

Не желая выполнять взятые на себя обязательства, украинская сторона фактически говорит своим партнерам: «Да что нам этот "Минск"? На нем свет клином не сошелся. Давайте искать другие варианты урегулирования конфликта».

Можно было ожидать, что против этого выступят Россия и республики Донбасса. Но им даже не пришлось реагировать на слова Резникова — идею о миротворцах предварительно раскритиковал представитель Министерства иностранных дел Франции.

Очередная дискуссия на эту тему, скорее всего, даже не начнется. Потому что начинать ее бессмысленно. Украина цепляется за миротворцев лишь для того, чтобы отвлечь внимание от действительно важных вопросов: от закрепления в Конституции особого статуса Донбасса, от амнистии участников вооруженного конфликта, от проведения местных выборов в ОРДЛО.

Это нервирует Россию и начинает нервировать Европу.

Чем больше Киев будет отлынивать от «Минска», тем доходчивее ему будут объяснять, что альтернативных путей решения конфликта не существует.