Откуда явился в мир призрак «Украины»

На модерации Отложенный Откуда явился в мир призрак «Украины»

Имена предателей и врагов, превративших русских Галичины в «нерусских украинцев», надо знать в лицо. В настоящей статье на историческую сцену выведены некоторые из них.

 

Олег Варягов

 

Олег Варягов

 

У наших предков было чёткое понятие о единстве Древней Руси. Народные былины и сказания повествуют о богатырях, защищающих от вражеских нашествий Святую Русь. Известный персонаж Илья Муромец боролся за «стольный Киев-град, за Святую Русь».

Период феодальной раздробленности Руси по-прежнему характеризовался осознанием единства одного народа, разделённого пределами власти удельных князей. Но даже и среди князей присутствовало понимание их общих корней и общих предков. Да и сама их борьба между собой за княжение в Киеве обуславливалась не стремлением к независимости, а желанием заполучить право старшинства над остальными князьями единого русского рода.

В ту эпоху феодальной раздробленности митрополит Киева Илларион хвалит князя Владимира за «единодержавие»; игумен из Чернигова Даниил совершает паломничество в Иерусалим и ставит свечу в церкви «от всей русской земли» – кстати, сам себя Даниил именует «Русской земли игуменом».

Авторы летописей, включая знаменитую «Повесть временных лет», также пишут про Русскую землю. О Русской земле идёт речь и в «Слове о полку Игореве», и в «Слове о погибели Русской земли». Красной нитью в них проходит тема единой Родины.

А теперь мысленно перенесёмся в 1914-й год. В это время на территории Восточной Галиции разворачивается борьба двух империй, Российской и Австро-Венгерской. Сам регион издревле входил в состав Галицкого княжества, и назывался Русь. До самого включения в состав СССР согласно пакту Молотова-Риббентропа в 1939 г., эта земля именовалась Русью, а её население – русинами.

Писатель Иван Франко пишет про Галицию так:

Ти, брате, любиш Русь,

Як хлiб и кусень сала…

Русины полагают себя частью русского народа.

Но территориально Восточная Галиция после раздела Польши входила в состав Австро-Венгрии. Назвать русских русскими означало признать факт оккупации Веной русских исторических земель. Но это было неприемлемо, и австрийцы пошли по другому пути.

В число приоритетных задач была поставлена цель дерусификации русинов Восточной Галиции. Так был введён в оборот термин «украинцы». Инструментом для отлучения русских от Руси стала церковь. Грекокатолический митрополит Андрей Шептицкий стал пропагандистом «украинства» среди русских (русинов).

Для придания авторитета голосу церкви привлекли историка М. С. Грушевского. Он был ещё молод и ещё не стал профессором. Ему предложили сменить место жительства с Киева на Львов и возглавить кафедру истории Восточной Европы.

Как писала тогда местная галицийская газета «Русский голос», Грушевский взялся реализовать идеологическую программу правительства Вены по украинизации русинов Галичины.

Стратегия дерусификации населения Галичины заключалась в следующем. Непосредственно пропагандой «украинства» занималась грекокатолическая церковь, получая для этой цели широкую государственную поддержку Австро-Венгрии.

С церковными идеологами сотрудничала местная польская администрация. Итогом такой деятельности стало закрытие всех существовавших русских организаций в Галиции. Все имевшиеся там библиотеки были переданы в распоряжение «украинских» структур. Был изменён алфавит – с кириллицы на латиницу. Отменён юлианский календарь.

Население Галиции оказалось расколото на тех, кто под давлением церкви принял идеологию «украинства» и тех, кто был с этим не согласен и продолжал считать себя русином, сиречь – русским. Политики Вены поощряли первых и преследовали вторых.

Так называемые «украинцы» доносили на русских и расправлялись с ними физически.

Так на политическом горизонте появилось «украинство» – как антирусский проект, созданный с целью дерусификации части русских земель.