Что такое Церковь?

На модерации Отложенный

(Из беседы с протоиереем Михаилом Браверманом, настоятелем храма Святых Равноапостольных Константина и Елены, г. Санкт-Петербург).

 

Говорить о Церкви – это говорить о главном, ибо она являет нам Троичного Бога: она продолжает Боговоплощение Христа Спасителя. Но если совсем просто, то вспомним Катехизис святителя Филарета (Московского): Церковь «есть от Бога установленное общество верующих, объединенных Православной верой, священноначалием и таинствами». Добавлю, всех верующих – и живых и мертвых, ибо у Господа все живы.

А дальше начинается тайна Церкви, на постижение которой должна уйти вся наша жизнь, ибо Церковь – не только сообщество людей: по слову апостола Павла, Церковь есть Тело Христово, полнота Наполняющего все – Церковь есть Сам Христос, Его Тело, она есть полнота Духа Святого, Который все наполняет.

Поэтому Церковь является предметом веры, а вера есть уверенность в невидимом. Мы действительно веруем в невидимое присутствие Бога в Его Церкви.

Господь говорил ученикам перед Вознесением: «Я с вами во вся дни до скончания века». А где мы встречаем Христа Спасителя? Прежде всего в Церкви и ее таинствах.

Два самых главных вероучительных положения нашего богословия – Бог есть Пресвятая Троица и Христос есть Богочеловек – относятся, конечно, к Церкви, ибо Церковь – дом Бога Отца и присутствие Христа Спасителя, Его Тела. Церковь – полнота Наполняющего все, ибо все в ней совершается Духом Святым, Господом Животворящим.

Мы совершаем попразднование – продолжение праздника Пресвятой Троицы. Земная история Церкви начинается именно в день Пятидесятницы, когда в виде огненных языков на Христовых учеников, собранных тогда в Иерусалиме, сошел Дух Святой – это земная история Церкви, ее земное рождение.

Но Церковь, как предвечный замысел о спасении человека, существует изначально – Предвечный Божественный Совет определяет спасение человека прежде его сотворения, определяет Боговоплощение Христа Спасителя, которое в мире греха означает страдание и смерть на Кресте.

И, конечно же, Предвечный Совет определяет и появление Церкви (поэтому древний христианский автор мог сказать, что Церковь есть первое Божие творение – ради нее был сотворен мир): до того, как Церковь родилась в земной истории в день Пятидесятницы, Церковь – первое Божие творение в Божием предведении.

Вот как удивительно, какова история Церкви: ей не просто 2000 лет – она задумана еще прежде творения мира и времени, в котором Бог творит мир.

Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын, Дух Святой. Сын пребывает в Отце, открывается Духом Святым. И подлинное единство людей – в Церкви, единство со Христом, как Господь молился Небесному Отцу в Первосвященнической молитве: Да будут они в нас едины, как Я в Тебе, а Ты во Мне пребываешь.

Это один из таинственных образов Бога в человеке – образ Пресвятой Троицы. Бог есть различие Лиц в единой природе, человечество – множество лиц тоже в единой природе. После грехопадения человечество, как разбитое зеркало, уже не отражает Бога, но в Церкви нам даровано исцеление, выздоровление, спасение – восстановление падшего образа.

Второй важный вероучительный момент: Христос – подлинный Бог и подлинный Человек. Церковь составляем мы, люди, собрание верующих – и в то же время в Церкви незримо присутствует Христос.

Церковь – Тело Христово, по слову апостола Павла. И мы, по слову другого апостола – Петра, в Церкви дерзаем стать причастниками Божеского естества: оставаясь теми, кто мы, люди, есть, мы тем не менее приступаем к Живому Богу и надеемся в Нем на освящение и исцеление нашей падшей природы.

 

Ну вот, пожалуй, и всё, что я хотел подчеркнуть в этой беседе: Церковь задумана предвечным советом Святой Троицы. Ведь Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того, как сотворил мир, созерцал все его события. В том числе и рождение Церкви в земной истории.

 

Всю беседу можете просмотреть в Православной газете №25 или здесь:

https://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at59066