В Библии написано: «В начале было Слово». Что это за Слово?
На модерации
Отложенный
Полностью первый стих Евангелия от Иоанна звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В оригинальном тексте на древнегреческом языке на месте «Слова» стоит «ὁ Λόγος (Логос)». Еще оно переводится как «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция» — всего около ста значений.
Слово в Евангелии от Иоанна — это не часть предложения, состоящая из букв. Слово по святому Иоанну Богослову — это Логос, Второе Лицо Троицы, Бог Сын, воплотившийся как человек Иисус Христос.
Но почему святой Иоанн Богослов не написал прямо о Сыне Божием, а назвал Его Словом? У этого есть несколько причин. Об одной говорит святой Василий Великий:
«”В начале бе Слово”. А если бы сказал: “в начале бе” Сын, то с наименованием Сына привходило бы у тебя понятие о страсти; потому что рождаемое у нас рождается во времени, рождается со страстию. Посему предварительно наименовал Словом, предупреждая неприличные предположения, чтобы душу твою сохранить неуязвленною».
То есть святой Василий говорит о том, что евангелист написал «Слово» вместо Сын Божий — Иисус Христос — чтобы уберечь читателя от предположений об обычном зачатии для рождения человека.
Мысль святителя можно понимать шире. Апостол Иоанн стремился предупредить возможность любого примитивизурующего и ограничивающего толкования.
Другая причина — адресаты Евангелия от Иоанна. Апостол написал его специально для интеллектуалов своего времени, среди которых было широко распространено античное учение о Логосе — безличном мировом разуме, пронизывающем собой всю вселенную и управляющем ею. Таким образом Иоанн Богослов объясняет им, кто же такой на самом деле Логос — Иисус Христос, Сын Божий.
Кстати, многие народы столкнулись с непростой задачей перевода понятия «Логос» на свой язык. Например, на китайском текст Евангелия начинается так: «В начале был Путь (Дао)», потому что в китайской культуре именно это понятие в большей мере соответствует античному Логосу.
Комментарии
Что касается Евангелия от Иоанна, это поздняя поделка, датируемая первой половиной второго века Н.Э. То есть, к отроку Иоанну она никакого отношения не имеет.
От их трудов мало что сохранилось, поскольку большинство из них было уничтожено самими христианами после Никейского собора. Тем не менее, кое что всё таки осталось в библиотеке Ватикана. В русскоязычной литературе об это писал Александр Мень.
Вкратце, по свидетельству Папиуса (Папия), Иоанн говорил, что старшее Евангелие было написано учеником апостола Петра - сирийцем Марком, после казни апостола.
Петр был казнён в 67 году. То есть, как минимум спустя 34 года после описываемых событий, Марк по памяти записал некогда услышанное от Петра. Тем не менее, Иоанн уверял своих учеников, что Марк всё записал верно.
Остальные Евангелия являются калькой с Марка дополненные собственными фантазиями авторов.