Новые «отрицатели»

На модерации Отложенный

Чем вызвана не стихающая популярность мема об абажурах, которые нацисты непременно сделали бы из Гозмана и примкнувшего к нему Макаревича? На днях опять повторенного по телевизору, да еще с показом портретов означенных выше. Логика тут такова – кабы не Сталин, их и на свете бы не было, а они, неблагодарные, еще позволяют себе поругивать вождя и его наследников.

Помните письмо Захара Прилепина товарищу Сталину, «положившему в семь слоев русских людей», чтобы спасти жизнь «нашему семени»? Обращался он к покойному от имени «либералов», но подразумевал-то понятно кого. Тех, кого в застойные годы звали «сионистами», а при товарище Сталине – «космополитами».

Правда, «положил» вождь не одних только русских (по крови) людей, в Красной армии евреи были пропорционально представлены, и никаких особых мер по спасению оставшихся на оккупированной территории не принималось. Да Сталин и сам в 1944 году говорил «о некоторых необоснованных претензиях товарищей еврейского происхождения, которые думают, будто эта война ведется за спасение еврейского народа».

Чего во всем этом больше - неприязни к евреям или же к либералам? Мне кажется, все же к евреям больше – антисемитизм обыкновенный, как и было сказано.

Эти мысли пришли мне на ум, когда я готовился к выступлению на онлайн-конференции, посвященной отрицанию Холокоста как форме антисемитизма. Честно говоря, поначалу я не знал, о чем тут говорить, ведь с «отрицателями» или, как их еще называют, «ревизионистами» все более или менее ясно. Обычно это полубезумные маргиналы, распространяющие, где только можно, ядовитую ложь о концлагерях как домах отдыха, отсутствии газовых камер и проч. Кто-то ее, эту ложь, вдыхает, и, так сказать, «рационализирует» свои грязные помыслы.

Зачем мне считаться шпаной и бандитом,
Не лучше ль податься мне в антисемиты,
На их стороне, хоть и нету законов,
Поддержка и энтузиазм миллионов.

Но нынче, в отличие от времени создания этих строк, на их стороне вроде уже нет тотальной поддержки и уж, во всяком случае, энтузиазма миллионов. Это не значит, что их нужно терпеть (правовой аспект здесь рассматривать не стану), просто я хотел сказать, что куда сложнее дело обстоит с другими, вполне вменяемыми персонажами, отнюдь не маргиналами и Холокост не отрицающими, а на нем… спекулирующими.

Холокост можно отрицать по-разному. В СССР он де факто тоже отрицался, само упоминание об убитых миллионах евреев было вытеснено эвфемизмом «мирные советские граждане». Нынче возникла новая форма своего рода отрицания - на научном языке это называется «инструментализацией» Холокоста. Это когда наследники тех, кто вчера Холокост замалчивали, нынче используют его как разменную монету.

Как он «инструментализируется» во внутренней политике, сказано в самом начале этой заметки – с его помощью провластные пропагандисты попрекают недовольных существующим положением вещей.

Во внешней – в соучастии в Холокосте и антисемитизме изобличаются сопредельные страны. Нельзя сказать, что те не давали и не дают для этого никакого повода. В Польше и странах Балтии предпринимаются попытки законодательно заявить о непричастности к Холокосту, а никуда не девшийся бытовой антисемитизм умножается переносом на евреев антироссийских настроений. Между прочим, нечто подобное уже было в предвоенной истории этих стран - тогда евреев винили в поддержке «советских оккупантов».

А как на это реагируют сами евреи? Скажем, в Украине, где их, в отличие от Польши или Литвы, хватает. Ведь там едва ли не любой разговор об участии членов УПА в Холокосте воспринимается как уловка российской пропаганды. Одни - протестуют против героизации деятелей движения, чьи идеологи объявили своей целью расправу с «еврейством», другие - оправдывают, дескать, это всего лишь выражение национальных чувств. Эти другие – хотели быть лояльными своей стране и существующему режиму, и тем не менее...

Между прочим, и у нас, как только возникает соответствующий информационный повод, в телевизоре, да и здесь, в Сети появляется самозваный представитель еврейского сообщества со словами, что поляки (к примеру) убили евреев больше, чем немцы. Того же, кто не присоединяется к хору обличителей, обвиняют во всех смертных грехах. Это с одной стороны, охранительной. А с либеральной, напротив - едва начинаешь рассказывать о злодействах полицаев на оккупированной территории Украины, тебе говорят – нашел время и место высказаться, лучше сейчас промолчать. Какой-то замкнутый круг получается.

При этом хорошо бы иметь в виду, что евреи, несмотря на распространенное антисемитское представление, это не какая-то однородная группа. Среди нас есть и Анатолий Вассерман, и Леонид Гозман, есть, наконец, Ноам Хомский. Есть, представьте, и евреи-антисемиты, даже специальный термин придуман – «еврейская самоненависть». А раз так, то не следует – сейчас скажу крамольную вещь – уравнивать Холокост и антисемитизм.

Холокост – форма антисемитизма и был им порожден, но все же это не одно и то же. Поэтому, думаю, не стоит поминать Холокост при виде любых антисемитских высказываний. Разве из-за того, что евреи были жертвами Холокоста, про нас теперь худого слова не скажи? Нет ли здесь некоторого сходства с нынешними «историческими» обидами черного населения Америки? Я уж не говорю о том, что, так сказать, «тотализация» еврейской жертвенности дает повод «отрицателям» для их безумных наветов.

АВТОР Лев Симкин профессор, доктор юридических наук