Таманское восстание - первое народное восстание против большевизма.
На модерации
Отложенный
Весной 1918 Таманский полуостров был занят красными частями, отступившими из оккупированного немцами Крыма. При этом большая часть красных, среди которых было много китайцев, вошла в состав формировавшегося тогда в Темрюке отряда под командованием бывшего фельдфебеля А. А. Романенко. Начальником обороны полуострова от возможного немецкого вторжения был назначен Беликов, в прошлом ломовой извозчик в Керчи, человек энергичный и жестокий, при этом пьяница и самодур. Свою штаб-квартиру он устроил в станице Ахтанизовской расположенной в центре полуострова.
В начале мая Беликов объявил в станице мобилизацию четырёх возрастов казаков. Мероприятие прошло успешно, так как накануне вечером большевистский командующий в целях устрашения обстрелял станицу из артиллерийских орудий, размещённых неподалеку на господствующей высоте.
Собранные в результате войска были дополнены отрядами красной гвардии и направлены на западную оконечность полуострова, где заняли позиции на косе Чушка, в Тамани и на косе Тузла. При этом отношения между казаками и красногвардейцами были весьма напряжёнными.
Беликов, опасаясь обострения конфликта, перевёл всех мобилизованных, в том числе иногородних, в Тамань, оставив на Чушке только красную гвардию с батареей и пулемётами. В результате в Тамани собрались конная сотня прапорщика Н. И. Гулого, пешая сотня подъесаула Яновского и более 400 мобилизованных из других станиц. Все конные казаки (150—180 человек) вошли в подчинение Гулого. Пеших казаков было около двухсот. В станице находилось 11 орудий.
Начало восстания.
Полагая, что Беликов только выжидает момента, чтобы расправиться с казачьими офицерами, те, в свою очередь, начали готовить вооружённое выступление против большевиков. Поскольку красных в Тамани и на Чушке было около 2 000, разоружение их имевшимися силами было непростой задачей.
25 мая Беликов выехал на автомобиле в Темрюк, и казаки в тот же день начали восстание. Гулый приказал своим людям устроить засаду и задержать «главковерха», но казаки поняли приказ по-своему, и просто пристрелили Беликова. Получив известие об этом, Гулый вывел казаков на улицы Тамани и разоружил красных. Красный батальон, занимавший косу Тузла, узнав о происходящем, двинулся к станице Таманской, но, немного не дойдя до неё, был остановлен и разоружен. В результате в руки восставших попали 10 орудий, 18 пулемётов, большое количество боеприпасов, и около 2000 пленных.
На последовавшем затем совещании восставших было решено установить связь с немцами в Керчи. Командующим повстанческими войсками на Тамани был избран полковник Перетятько, бывший командир 3-го Черноморского полка; начальником штаба — полковник Бедаков, командир 8-го пластунского батальона.
Затем было решено провести мобилизацию казаков и занять оборонительные позиции. Казаки станицы Ахтанизовской во главе с Гулым должны были перекрыть дорогу на полуостров со стороны Темрюка. Этому отряду были приданы 2 орудия, и ещё четыре предстояло отобрать у большевиков, засевших на косе Чушка.
Утром 26 мая Гулый с пешей и конной (50—60 чел.) сотнями, полубатареей и 4 пулемётами прибыл в Ахтанизовскую, где собрал ещё две пеших сотни и дополнил конную. Прибыв с этими силами в станицу Фонталовскую, он узнал, что красные снялись с косы и движутся ему навстречу, рассчитывая пробиться в Темрюк. У них было 460 чел., 4 орудия и 6 пулемётов.
Казаки атаковали наступавших на Фонталовскую большевиков, и те после короткого сопротивления сдались. Пополнения позволили свести пехотные сотни в батальон под командованием подъесаула Яновского. 27 мая Гулый выступил к станице Голубицкой (7 км от Темрюка), к которой уже начали выдвижение красные. Большевистская пехота заняла позиции на полпути между Темрюком и Голубицкой, окопавшись на буграх и холмах между плавнями, и прикрыв левый фланг Ахтанизовским лиманом, а правый — непроходимыми плавнями. Артиллерию они поставили на возвышенности за Кубанью. Продвигаясь навстречу красным, казаки оставили в своем тылу порт Темрюка, расположенный в трёх километрах от города. В порту стоял пароход с орудиями, а также была пехота. Восставшие заняли выгодную для обороны позицию, прикрытую с правого фланга лиманом, а с левого упиравшуюся в Азовское море.
К вечеру 27-го пароход обстрелял позиции казаков из дальнобойной шестидюймовки, а большевики попытались войти на полуостров с юго-востока, но были отбиты отрядом Булаха.
Бои под Темрюком и Голубицкой.
28 мая стороны обменялись ультиматумами: большевики потребовали у казаков сдать оружие, а те, в свою очередь, требовали сдать город. Темрюкские красные были готовы сдать город, но подошедшие к ним на помощь отряды решили обороняться. На 29-е была назначена атака Темрюка. Отряд сотника Булаха выступил с полуострова в южном направлении, перешёл Кубань у станицы Варениковской и, покрыв за ночь расстояние в 50—60 км, утром подошёл к городу с востока и вступил в ожесточённый бой с красными. Красные, стянув против Булаха большую часть своих сил, через два часа отбили нападение.
Во время этого боя казакам стало известно, что красные отряды Ф.
Рогачева (1-й Северо-Кубанский полк) и Сафонова (Кубано-Черноморский полк), стоявшие в станице Анастасьевской, движутся к Темрюку. Казакам пришлось спешно уходить обратно через Варениковскую переправу. Вечером красные отряды вступили в Темрюк.
Проведя в городе мобилизацию, красные 31-го атаковали позиции отряда Гулого. Имея значительный перевес в силах (по словам Гулого, в 10—15 раз), они предприняли несколько атак, но всякий раз оказывались отбиты с большими потерями. Большевистская артиллерия подвергла сильному обстрелу Голубицкую. К вечеру у казаков осталось всего два исправных орудия и 27 снарядов, которые было решено поберечь.
После 15-часового боя восставшие начали отступление. В бою 31 мая потери казаков составили 6 убитыми, 34 ранеными (в том числе и командир) и 11 пленными. Пленных спас от расправы большевистский командующий Рогачев, который, по словам Гулого, вообще «не изощрялся в расстрелах и умел сдерживать подчинённые ему банды». Красные, как впоследствии было выяснено, потеряли убитыми и ранеными 1700 человек.
Разница в потерях удивительная? Здесь просто оправдалась ходячая во время Мировой войны поговорка: «Нас, казаков бьют мало, потому что нас мало». Поговорка эта появилась тогда, когда перед нами был военный противник: немцы, австрийцы, турки. Здесь же наступало на нас скопище шпаны.
Упавшие духом от неудачи, казаки отступили в Ахтанизовскую. Большевики не решились их преследовать и атаковать станицу, что позволило восставшим привести свои части в порядок.
Наступление красных.
До 7 июня на фронте ежедневно происходили перестрелки, и красные несколько раз пытались прорвать оборону казаков на Старотитаровском участке. Не добившись там успеха, в ночь на 7-е при поддержке двух десятков орудий большевики атаковали у Ахтанизовской и заставили повстанцев отступить в направлении Таманской.
Отступавших не преследовали, так как красные отряды занялись грабежом захваченных станиц и расправой над их населением. Особенно сильному разгрому подверглась Ахтанизовская.
Красные разграбили и осквернили церковь, жена священника была на глазах мужа и детей изнасилована восемью китайцами, а дьяконшу, пытавшуюся спрятаться в окрестностях станицы, нашли и изнасиловали «ваньки», или «тамбовцы» в количестве 12—15 человек.
9 июня большевики начали наступление на Таманскую, но были отбиты. Утром 11-го наступление возобновилось, но казачья батарея метким огнём сбила батарею красных и разогнала эскадрон кавалерии, вновь заставив противника отступить. К вечеру, стянув на фронт отряды, рассеявшиеся для грабежа, красные нанесли решительный удар и в ночь на 12-е отбросили казаков почти к самой станице Таманской.
Немецкий десант.
13 июня казаки начали эвакуацию в Керчь. Большевистские войска подступили к Таманской, но стоявший в проливе турецкий миноносец открыл по ним огонь и не позволил войти в станицу. В тот же день германский десант высадился на полуострове, занял Таманскую и вступил на её окраине в бой с большевиками.
При поддержке восставших казаков немцы заняли станицы Таманскую, Ахтанизовскую, Вышестеблиевскую и Голубицкую, вытеснив оттуда Темрюкский революционный отряд. Большевистские части начали отступление на линию Темрюк — Старотитаровская — Благовещенская.
По словам представителя германского командования в Ростове майора фон Кохенгаузена, в вопросе об оккупации полуострова «большую роль играла военная сторона дела, а именно обеспечение Керченского пролива».
Немцы потратили две недели на то, чтобы очистить полуостров от большевиков, потеряв при этом убитыми двух офицеров и 37 солдат. Потери красных, разбитых под Голубицкой и Темрюком, составили несколько сотен.
Немцы при поддержке казаков оттеснили большевиков до Темрюка, после чего фронт до конца августа стабилизировался у лиманов в низовьях Кубани[27].
Во время наступления Добровольческой армии на Кубань казаки Таманского полуострова направили на помощь генералу В.Л.Покровскому артиллерийскую батарею. Вместе с нею было доставлено 1200 винтовок, 8 пулемётов и свыше 100 ящиков с патронами и снарядами. От станицы Славянской и до Новороссийска эта батарея участвовала во всех боях. Впоследствии она была названа 1-й Кубанской батареею. Из Тамани же был высажен в Приморско-Ахтарский конный дивизион под командою полковника Белого. Он в Новороссийске вошёл в состав войск Покровского и из своих рядов пополнил Кубанский гвардейский дивизион.
Восстание на Тамани было одним из первых восстаний на Руси, причем возникло оно не под влиянием отдельных лиц, а в рядовой массе казачества, что лишний раз подчеркнуло его народный характер. Такие народные восстания имели место во многих местах России, но нигде народ не мог дать такой как на Тамани весной 1918 года, стихийно организованный и должный отпор своим поработителям.
Заслуги таманских казаков в Белом движении — факт неоспоримый и должен бы представить одну из ярких страниц истории борьбы русского народа с большевиками. Но к сожалению, он остался в тени и известен сегодня лишь немногим.
Комментарии
Как большевиков обвинять в работе на немцев - так всегда пожалуйста. А как поднимать восстание и потом связываться с немцами для поддержки - это народные герои.