Девочка
РАССКАЗ АННЫ КИРЬЯНОВОЙ

Во время блокады одну маленькую девочку эвакуировали из Ленинграда. Леночка ее звали. А фамилию свою она забыла, такая она была маленькая и измученная. Она потеряла всю семью; маму, бабушку, старшего братика… А ее нашла специальная бригада истощенных девушек - тогда ходили по квартирам страшной блокадной зимой, искали детей, у которых погибли родители или при смерти были…Вот Леночку нашли и смогли отправить в эвакуацию. Она не помнила, как детей везли в тряском грузовике по льду, не помнила, как попала в детский дом; она маленькая была. Как истощённый гномик с большой головой на тонкой шейке…И она уже не хотела кушать. Такое бывает при дистрофии. Она лежала в постельке или сидела на стульчике у печки. Грелась. И молчала.
Думали, что Леночка умрет. Много детей умерло уже в эвакуации; сильное истощение, и нет сил жить и кушать. И играть. И дышать…
И одноногий истопник, фронтовик дядя Коля лет двадцати от роду, свернул из старого полотенца куклу.
Как-то подрезал, свернул, пришил, - получилась уродливая кукла. Он химическим карандашом нарисовал кукле глазки и ротик. И носик-закорючку. Дал куклу Леночке и сказал серьезно: "ты, Леночка, баюкай куклу. И учи ее кушать хорошо! Ты теперь кукле мама. И уж позаботься о ней получше. А то она болеет и слабая такая. Даже не плачет!". И эта Леночка вдруг вцепилась в куклу и прижала ее к себе. И стала баюкать и гладить тонкими ручками. А за обедом кормила куклу кашей, что-то шептала ей ласковое. И сама поела кашу и кусочек хлебца, - кормили не разносолами в эвакуации…Ну вот, Леночка и спала с куклой, и у печки ее грела, обнимала ее и хлопотала о кукле. Об уродливой кукле из старого полотенца с нарисованными глазами… Девочка выжила. Потому что ей нельзя было умереть; надо заботиться о кукле, понимаете? Когда надо о ком-то заботиться, - это огромная сила жизни для некоторых людей. Для таких, как эта девочка. Которая стала медсестрой потом и прожила долгую жизнь. И руки ее были всегда заняты. А сердце - наполнено…
Автор: Анна Кирьянова
Комментарии
в крови...передается из поколения в поколение.
Однажды я зашел к нему в каюту по делу, слово за слово, он предложил по кофе. Да, с удовольствием.... Заметил у него картины, сделанные карандашом. Я учился в Питере, потому городские набережные легко узнал. Нельзя сказать, что уж очень они были хорошие, образования у Юрика художественного не было, но всё таки рисовать, похоже, он любил. Боцман рассказал мне, что рисует потому, что хочет вспомнить где он жил в Ленинграде. В войну его вывезли из блокадного города совсем маленьким, но он что-то помнил, потому и рисовал свои картины из той памяти. Еще помнил, что у него были две маленькие сестрёнки, а что с ними стало не знал. После детдом, училище, стал моряком.
Еще тогда Юра рассказал, что у него пять дочерей. Может потому он всегда улыбался...
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.
Г.Шпаликов.
А откуда сей рассказ и картинка? Картинка явно из старой советской книжки. По стилю рисовать - из советских книжек.
Во время войны в Тобольске нашли кров и приют дети из блокадного Ленинграда.У нас был даже детский дом для польских детей.После войны в 60-90 годы эти выросшие дети приезжали в Тобольск, устраивали встречи. Были интересные статьи о них с фотографиями в местных газетах.))