Не только «обнуление»

На модерации Отложенный

Акция властей по изменению Конституции России вышла на финишную прямую.

И по содержанию, и по форме предложенные Путиным поправки в Основной закон страны, а также само так называемое «всенародное голосование», как уже хорошо известно, незаконны.

Противники этого беззакония говорят главным образом об «обнулении» сроков Путина — предоставлении права продления его полномочий до 2036 года. И это совершенно правильно: такая «поправка» является глумлением над правом и открывает дорогу для практически вечной несменяемости власти. Однако важно видеть, что людей толкают на безальтернативное голосование одной галочкой, подсовывая сразу более двухсот поправок, которые оформляют на уровне Конституции авторитарное корпоративное государство, обслуживающее интересы номенклатуры и околовластных группировок. То есть существующая сегодня закрытая антиобщественная политическая система с авантюристическим курсом внешней политики, с крайне некомпетентными коррумпированными, полукриминальными и несамостоятельными кадрами на всех уровнях, с милитаристской и полицейской идеологией и соответствующими репрессивными механизмами теперь будет закреплена в Основном законе России.

Не исключено, что после «обнуления», получив как бы право остаться в Кремле еще на 16 лет, приведя тем самым в состояние абсолютного страха и послушания все свое окружение и подавив в зародыше даже мысли о транзите, Путин в какой-то момент внезапно уйдет и, как водится, оставит «преемника». В той системе, которую сейчас закрепляют в Конституции этими поправками, любой преемник в рамках путинского политического устройства (например, кто-то из высших генералов армии или ФСБ) будет для страны не лучше Путина, а, скорее всего, гораздо хуже. И не только потому, что Путин так подбирает себе окружение, но еще и вследствие логики системы, выстроенной за 20 лет и теперь закрепляемой в Конституции: в ней у властей не остается других опор, кроме лжи и страха, и других инструментов сохранения контроля, кроме репрессий и запугивания.

О том, как будет действовать государство в рамках уже переписанной Конституции, можно судить по мерам, принятым только за последние полгода, после того как Путин впервые предложил внести изменения в Основной закон страны (см. перечень официально принятых и готовящихся к принятию решений).

В последние дни курс на репрессии и устрашение стал еще более явным. В Петрозаводске возобновился процесс над историком Юрием Дмитриевым. Всю свою жизнь руководитель карельского «Мемориала» боролся за историческую правду и рассказывал об убийствах невинных людей, наших соотечественников, в том числе о местах массовых захоронений жертв сталинских репрессий в карельском Сандармохе. Чтобы исследователи не искали правду и чтобы никому неповадно было даже задумываться о прошлом, против историка Дмитриева сфабриковали грязное дело (сначала одно, потом второе) и посадили его в тюрьму.

Стало известно об очередной «госизмене». 78-летнего президента петербургской Арктической академии Валерия Митько ФСБ обвиняет в передаче «секретных данных спецслужбам Китая». В последнее время фигурантами подобных дел уже стали ученые из московского ЦНИИмаша 79-летний Владимир Лапыгин, 76-летний Виктор Кудрявцев и 77-летний Сергей Мещеряков, а также 72-летний конструктор севастопольского ЦКБ «Черноморец» Виктор Прозоров. Странный список пожилых ученых… Вновь поиск врагов народа?

Так что дело не только в «обнулении». Главной угрозой для будущего России является авторитарная, основанная на лжи, страхе и произволе система, которую с помощью поправок намерены закрепить в Конституции страны. Обеспечивать явку и участвовать в голосовании за это нельзя.

Григорий Явлинский, политик