О КОНСТИТУЦИИ И ТЕОРЕМАХ ГЁДЕЛЯ

На модерации Отложенный

Вы видели конституции стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. М. Каддафи

«Чтобы она была еще хуже,
конституцию постоянно следует улучшать»
Мечислав Шарган
«Воля фюрера — вот наша конституция»
Ханс Франк

Курт Фридрих Гёдель (28 апреля 1906, Брюнн, Австро-Венгрия — 14 января 1978, Принстон, Нью-Джерси) — австрийский логик, математик и философ науки. Курт Гёдель считается одним из наиболее выдающихся мыслителей XX века. Наиболее известен сформулированными и доказанными им в 1931 году теоремами о неполноте, которые оказали огромное влияние на представление не только об основаниях математики, но и на всю теорию познания.

Согласно первой из них, любая эффективно аксиоматизируемая теория с достаточно богатым языком, пригодным для определения натуральных чисел и операций сложения и умножения, является неполной либо противоречивой. Вторая теорема гласит, что если формальная система непротиворечива, то невозможно доказать ее непротиворечивость средствами, формализуемыми в этой системе.

Неполнота означает наличие высказываний, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть, исходя из аксиом этой теории. Противоречивость — возможность доказать любое высказывание: как истинное, так и ложное. Эффективная аксиоматизируемость понимается как возможность алгоритмически решить, является ли данное утверждение аксиомой.

Итак, первая, или слабая теорема Гёделя о неполноте утверждает: «Любая формальная система аксиом содержит неразрешенные предположения», вторая или более сильная теорема о неполноте гласит: «Логическая полнота (или неполнота) любой системы аксиом не может быть доказана в рамках этой системы. Для ее доказательства или опровержения требуются дополнительные аксиомы (усиление системы)».

Доказанные Гёделем теоремы имеют широкие последствия как для математики, так и для философии (в частности, для онтологии и философии науки). На этих теоремах базируются многие важные результаты в рамках математической логики, теории доказательств, а также выводы методологического и гносеологического характера. По выражению С.К. Клини, они несут в себе целую программу и философию математики. Теоремы зачастую рассматриваются как достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного знания в целом.

В 1948 году, по прошествии пяти лет жизни в США, Гёдель решил получить гражданство этой страны. Для этого требовалось иметь двух поручителей-американцев, предстать перед судьей, продемонстрировать высокие моральные качества, владение английским, знание истории и основ государственного устройства США (конституции США), а также принять присягу. В качестве поручителей Гёдель выбрал Эйнштейна с Моргенштерном, оба тогда уже были гражданами США.

Перед экзаменом на получение гражданства США Курт Гедель, подойдя к вопросу со всей присущей ему научной добросовестностью, досконально изучил конституцию США и пришел к парадоксальному выводу, что в США законным путем, без нарушения конституции может быть установлена диктатура.

Напомним, КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Конституция — основа всего текущего законодательства. Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования властных органов. Принцип соблюдения конституции и конституционно-правовых актов всеми властными органами, судами и гражданами называется конституционностью (конституционной законностью).

В праве различают понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения.

В формальном смысле юридическая конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Закон – это нормативный акт, набор общеобязательных правил, принимаемый в особом порядке, обладающий после основного Закона государства наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

С математической точки зрения конституция страны является стандартным набором логически связанных аксиом. Поэтому Гедель, прекрасно зная о неполноте аксиоматических систем, нашел в конституции США противоречия, позволяющие под вывеской «демократических прав и свобод» учредить настоящий диктаторский режим. Подобное открытие чуть не стоило ему провала на испытаниях, когда он вступил в дискуссию с принимавшим зачет чиновником, который считал основной закон своего государства величайшим достижением политической мысли.

Друзья, среди которых был Альберт Эйнштейн, выступивший одним из двух поручителей Гёделя при получении им гражданства, уговорили его подождать с развертыванием своей аргументации хотя бы до принесения присяги. Однако на собеседовании при натурализации у Гёделя состоялся приблизительно такой диалог:

– Почему вы покинули родину?

– Потому что там пришла диктатура.

– Вы приехали из Германии?

– Из Австрии.

– Ну это неважно. Главное, вы сейчас в Америке, где наступление диктатуры невозможно.

– Неправда! Я могу логически доказать, что в США можно узурпировать власть за четыре года, не нарушив при этом конституцию!

Позднее история получила любопытное развитие: четверть века спустя другой американец, Кеннет Эрроу совместно с Джоном Хиксом, удостоился Нобелевской премии за доказательство в общем виде утверждения, к которому пришел Гёдель, изучив американскую конституцию.

16 марта 2020 года Конституционный Суд РФ (КС), рассмотрев запрос президента, признал, что порядок вступления в силу поправок к Конституции РФ, предложенный законодателем и одобренный субъектами РФ, соответствует Конституции, а сами поправки не противоречат положениям глав 1, 2 и 9 Основного Закона.

КС также признал конституционной поправку о так называемом обнулении президентских сроков. КС заключил, что «конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства», причем с учетом «угроз для государства и общества», состояния политической и экономической систем предпочтение в настоящее время надо отдавать стабильности, а не сменяемости власти.

Своим заключением КС РФ в очередной раз наглядно продемонстрировал, с одной стороны – с какой циничной лёгкостью преодолеваются и попираются властью позитивные принципы заложенные в юридических конституциях, а с другой – в чьих интересах КС РФ и иже с ним исполняют свои функции, подтверждая правомерность решений, принятых именно в интересах правящей верхушки, и тем самым создавая прецедент для восприятия обществом этих решений как легитимных.

На недавно прошедшей пресс-коференции председатель ЦИК Элла Памфилова ясно дала понять, что голосование за поправки не значит вообще ничего, они уже приняты, а «мнение народа не предусмотрено нынешней, действующей конституцией».

«Уже и так мы все понимаем, что уже та процедура, в соответствии с нынешней, действующей конституцией, которая проходила, она уже легитимизирует те поправки которые приняты. Она абсолютно легитимна уже, исходя из того, что легитимно избранным государственной думой и советом федерации и нашими легитимно избранными законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. 2/3, 3/4 и 2/3 принят уже этот закон, приняты уже эти поправки, уже сам по себе этот процесс легитимен и только можно отнестись с большим уважением к тому, что президент на этом не остановился и его политическая воля, и желание услышать, в данном случае не предусмотренное нынешней действующей конституцией, мнение народа.» - пояснила Элла Памфилова. См. https://zen.yandex.ru/media/rabotnik/glava-cik-ella-pamfilova-popravki-uje-legitimny-mnenie-naroda-ne-predusmotreno-5e7a017f6705ff4a55a23876.

Увы, большинство как сторонников, так противников внесения поправок в конституцию, так до сих пор не могут уяснить простые истины:

Во-первых, именно реально функционирующий политический режим, а не формально принятая юридическая конституция, устанавливает де-факто действующие, нередко антиконституционные методы осуществления: политической власти; способы взаимодействия общества и государства; меру участия граждан в управлении государством; отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности; степень политической свободы в обществе; открытость политических (властных) элит; фактическое состояние правового статуса личности.

Во-вторых, формально принятая юридическая конституция – это не более чем ключевая догма правящих элит, в которой провозглашаются благие намерения действующей власти по отношению к народу, это иллюзия прав человека и гражданина, задекларированных в соответствующих статьях Конституции, произвольно трактуемых властью в своих интересах.

В-третьих, голосование за поправки не значит вообще ничего, они уже де-факто приняты, а «мнение народа не предусмотрено нынешней, действующей конституцией» (Э. Памфилова).

В свое время, Густав Лебон утверждал: «По нашему мнению, верить, что формы правления и конституции имеют определяющее значение в судьбе народа – значит предаваться детским мечтам. Только в нем самом находится его судьба, но не во внешних обстоятельствах».

Сегодня, ситуация стремительно меняется. В своей последней статье Киссинджер, говоря о «нарушении баланса между властью и легитимностью», отмечает тот факт, что ситуация с COVID-19 развязывает руки элитным группам, - власти больше не нужна легитимность в глазах населения, поскольку основные потребности человека - безопасность, порядок, экономическое благополучие и справедливость – население не способно обеспечить для себя самостоятельно, оно будет подчиняться любым действиям власти, которые обеспечивают потребности населения. Население лишается ранее декларировавшихся демократических прав и свобод, «глас народа» больше не учитывается в отношениях с властью!

Теперь над лишенным права голоса населением возможны любые социальные эксперименты, которым люди будут безропотно подчиняться, ибо, по Киссинджеру, «общественный договор власти и населения распался» и демократические выборные предрассудки эту власть больше не сдерживают. В вопросах управления государством население впредь не является равноправным партнером власти, но является пассивным биоматериалом целесообразность дальнейшего существования которого под большим вопросом!

8 июня 2020 г.
Михаил Васильев
Более подробно смотрите:
http://worldcrisis.ru/crisis/3562628/article_t
http://worldcrisis.ru/crisis/3579618/article_t
http://worldcrisis.ru/crisis/3233335