О спецоперации нацистов по уничтожению польской элиты
"У поляка должен быть один господин — немец...": о спецоперации нацистов по уничтожению польской элиты
Оккупация Польши в 1939 году стала для поляков самым страшным бедствием за всю историю их существования. Именно на Польше нацисты будут в первую очередь испытывать свои самые безумные расовые теории. И самым первым актом этого безумия станет так называемая нацистами "Intelligenzaktion" — секретная операция по уничтожению всего "польского интеллектуального класса". Зачем? Так все за тем же: народ без интеллектуальной прослойки, как выразился однажды Гитлер, будет легче всего загнать в рабство.

Сентябрь 1939 г. немецкая колонна в разрушенном польском городке
Планирование и цели
Отлично понимая, что после оккупации Польши ее придется основательно "чистить", еще осенью 1938 года под эгидой службы безопасности (СД) и гестапо, а также с помощью местных польских фольксдойче-предателей, нацисты начали составлять специальные книги, в которые заносили инициалы своих будущих жертв, а также их координаты. В эти списки попадали все мало-мальски значимые польские граждане из "высшего общества": политики, юристы, преподаватели ВУЗов, военные, артисты, писатели и т. д. Всего в эту книгу попали имена около 61 тысячи человек. Сегодня эти справочники известны в мировой историографии под названием "Книги смерти".
Так немцы подготавливали "Intelligenzaktion", которая развернется во весь рост сразу после нападения на Польшу.

Одна из страниц "книги смерти" на букву G. Люди, возле которых стоят инициалы EG ("айнзацгруппы") и EK (айнзацкоммандо) подлежали немедленному аресту и ликвидации
Первые зримые упоминания о запланированных в Польше "чистках" появляются в военном дневнике небезызвестного Франца Гальдера:
19 сентября 1939
...Гейдрих (через Вагнера):
а. Задачи (службы безопасности — СД) должны быть известны войскам. Офицеры связи между Гиммлером и главнокомандующим.
б. Чистка: евреи, интеллигенция, духовенство, дворянство.
в. Требования армии: чистку начать после вывода войск и передачи управления постоянной гражданской администрации, то есть в начале декабря...
Из этой короткой записи становится понятно, что военные были совсем не в восторге от запланированных массовых убийств и всячески старались избежать своего активного участия в них. Гитлеру понадобится еще некоторое время, чтобы приучить и запятнать их. По крайней мере, к моменту нападения на нашу страну вермахт будет не только спокойно принимать жуткие преступные приказы, но и с готовностью участвовать в них.

Польская кампания
Сам Гитлер год спустя (осенью 1940 года) недвусмысленно выразил свое мнение по поводу этих "чисток". Благодаря стенограмме Бормана, чудом сохранившейся в Имперской канцелярии, мы сегодня можем со стопроцентной уверенностью сказать, кто был инициатором этого чудовищного мероприятия.
Из стенограммы ужина в квартире Гитлера, состоявшегося 2 октября 1940 года (присутствовали: Борман, Ганс Франк, Бальдур фон Ширах):
...Непременно следует иметь в виду, что не должно существовать польских господ; там, где они будут, - как бы жестоко это ни звучало - их следует уничтожить.
Естественно, не должно происходить кровосмешения с поляками; поэтому было бы правильным, если бы вместе с польскими жнецами в империю прибывали бы и польские жницы. Для нас было бы безразличным, что они станут творить между собою в своих лагерях; ни один протестантский ревнитель не должен совать нос в эти дела.
Фюрер подчеркнул еще раз, что для поляков должен существовать только один господин - немец; два господина один возле другого не могут и не должны существовать, поэтому будут уничтожены все представители польской интеллигенции. Это звучит жестоко, но таков жизненный закон.
Операция началась...
Сразу после оккупации Гитлер разделил Польшу на несколько частей. Западную включили в состав Рейха, а из остальной сформировали "Генерал-губернаторство". Собственно, по этой причине нацистам пришлось проводить сразу две масштабные "чистки": "Intelligenzaktion" в западных областях, присоединяемых к Германии (о которой эта статья), и так называемую "AB-Aktion" ( сокращение от "Чрезвычайная акция по умиротворению") в генерал-губернаторстве (о ней поговорим в следующий раз, хотя, по сути, это одно и тоже).
"Интеллигенцакцион" началась в сентябре 1939 года и проводилась до апреля 1940 г., а ровно через месяц, в мае 1940 года, нацисты запустили "AB-Aktion", активная фаза которой закончилась в августе того же года.

сентябрь 1939 г, арестованные во время "интеллигенцакцион" в Гдыне

9 сентября 1939 г, "интеллигенцакцион" в Быдгоще

Осень 1939 г, айнзатцгруппа VI во время "интеллигентакцион" в городе Курнике

Осень 1939 г, "тнтеллигенцакцион" в городе Лешно

сентябрь 1939 г, город Конин
Руководил операцией Рейнхард Гейдрих, один из самых жестоких эсэсовских главарей Рейха. Именно он придумал такое дьявольское изобретение, как айнзацгруппы — мобильные эскадроны смерти, которые продвигались за наступавшими войсками и ликвидировали всех, кто только в теории мог противостоять Рейху. Именно айнзацгруппы СС станут основной движущей силой при проведении "Интеллигенцакцион" (как, впрочем, и "AB-Aktion" в генерал-губернаторстве).
Эта операция будет проводиться настолько четко и методично, что поляки не успеют даже опомниться — ведь подумать, что такое возможно в самом центре Европы, тогда просто никто не мог. Людей из списков хватали в квартирах, университетах, в поездах. Обычно после ареста их доставляли в ближайшую тюрьму гестапо, где после краткого допроса незамедлительно ликвидировали. Тем, кому "повезло", отправляли в концлагеря, где в итоге многие из них все равно погибнут.

Рейнхард Гейдрих
Для массовых казней обычно выбирали какое-нибудь скрытное местечко, часто в лесу, куда обреченных в тайне свозили на автотранспорте. Правда, еще в сентябре 1939 года немцы не стесняясь проводили экзекуции в открытую, часто прямо на главных площадях захваченных городов. Но ввиду ропота военных, а также распространявшихся через прессу нежелательных слухов по миру, Гиммлер распорядился перевести операцию "в тень".
Вот далеко неполный перечень самых известных на сегодня мест проведения казней "Интеллигенцакцион" и "AB-Aktion" :
- Пясьницкий лес — расстреляно около 14 тысяч человек.
- Шпенгавский лес — расстреляно около 7 тысяч человек
- Пальмирский лес — расстреляно около 1,5 тысяч
- Крепость "Форт VII" — расстреляно около 2 тысяч
- Фордонская долина — расстреляно около 3 тысяч
И это только самые крупные места...

Осень 1939 г. Расстрел преподавателей Быдгощского университета в фордонской долине

Группа учителей Быдгоща сфотографирована перед "акцией", на переднем плане известный в Польше профессор Владислав Белинский

1947 г, эксгумация в фордонской долине

Надпись на обелиске в Шпенгавском лесу: "Здесь в сентябре 1939 года гитлеровцы расстреляли около 7 тысяч поляков"

Пальмирский лес, немцы завязывают перед казнью глаза очередным польским "интеллектуалам"

Пальмирский лес, перед расстрелом

Пальмирский лес, женщины-преподавательницы варшавскаого ВУЗа перед казнью

Место казней в Пясьницком лесу
Но случались и осечки...
Так, в ноябре 1939 года нацисты махом арестовали больше 180 профессоров и ученых Ягеллонского университета в Кракове. До этого их всех обязали собраться в университете, чтобы якобы прослушать лекцию немецкого "доктора Мюллера".
Когда все преподаватели были в сборе, к трибуне развязно подошел оберштурмбанфюрер СС Бруно Мюллер, который объявил ошарашенным профессорам, что ввиду их особой "опасности для Германии" принято решение всех арестовать и отправить в концлагеря. Вслед за этим в аудиторию ворвались вооруженные эсэсовцы, которые силой вытолкали бедных преподавателей на улицу, погрузили в грузовики и отвезли в местные тюрьмы, откуда через несколько дней их этапировали в концлагеря Дахау и Заксенхаузен.
Но ввиду того, что профессора были католиками, а арест произошел средь бела дня в аудиториях старейшего университета Европы, скандал дошел аж до Ватикана, а оттуда и до Муссолини, который лично обратился к Гитлеру с просьбой освободить их. Фюрер до оккупации Западной Европы еще вынужден был считаться с мировым общественным мнением, поэтому в феврале 1940 года преподавателей нехотя отпустили.
Правда 12 из них успели скончаться в концлагере, а еще пятеро сделают это сразу после выхода на свободу. Но, как ни крути, повезло. Если вы смотрели фильм "Катынь" Анджея Вайды, то должны помнить этот эпизод, он с точностью воспроизведен в картине.
Кстати, в мае 1940 года (когда немцы начали Западную кампанию) генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк приказал начать второй акт "интеллигенцакцион" — "акцию АБ" (сокращенно от "Чрезвычайная акция по умиротворению").
В своей напутственной речи перед головорезами-эсэсовцами он не стесняясь заявил, что пока внимание мира приковано к западноевропейскому театру военных действий, можно под шумок провести эту грязную операцию. Обосновывая причины уничтожения интеллигентов, и намекая на всеевропейский скандал с "краковскими профессорами" осенью 1939 года, Франк сказал:

Генерал-губернатор Ганс Франк
Мы, национал-социалисты, столкнулись сегодня с исключительно сложной и крайне ответственной задачей, обсуждать которую должны лишь в кругу самых ответственных лиц. Фюрер отметил, что германская политика в Польше осуществляется по усмотрению чиновников, за нее ответственных.
Он объяснил это следующим образом: нам следует избавляться от всех, кто мог бы привести польский народ к восстанию. Их всех следует арестовать, а затем избавиться от них. Нет необходимости помещать эти элементы в германские концентрационные лагеря, так как это вызвало бы трудности и ненужную переписку с семьями. Лучше решать эти вопросы в самой стране и наиболее простым из возможных способов...

Арест краковских профессоров. Стоп-кадр фильма "Катынь"

Арест краковских профессоров. Стоп-кадр фильма "Катынь"
А вот львовским профессорам повезло меньше. После нападения на СССР нацисты объявятся во Львове с заранее подготовленным списком польских интеллигентов, которых с помощью украинских националистов арестуют и доставят в гестапо. Казалось бы, 1941 на дворе, а они все еще на "интеллигентакцион" помешаны...
Через пару дней казнят 45 преподавателей Львовского университета, причем многих прямо с семьями (женами или даже с сыновьями). До сих пор идут яростные споры о том, насколько сильно замазаны в этом деле украинские националисты, которые естественно все отрицают.
И это будет не единственный рецидив "интеллигенцакцион": уничтожение польских аристократов будут периодически происходить на территориях СССР и в 1941, и в 1942, и даже в 1943 гг, хотя, конечно, уже не в таких масштабах.

г. Львов. Монумент убитым "львовским профессорам"

Украинские наци в своем репертуаре (табличка с инициалами казненных "львовских профессоров")
Кстати, не только СС и гестапо проводили эту операцию...
Огромную помощь айнзацгруппам, особенно на первом этапе операции, окажут головорезы из "Volksdeutscher Selbstschutz" ("Немецкой народной самозащиты") — по сути "польские немцы"-фольксдойче, люто ненавидевшие поляков и польскую культуру. Нацисты возьмут их в оборот еще до начала польской кампании (именно они помогали составлять "книги смерти"), а сразу же после оккупации страны из них сколотят своего рода "вспомогательную полицию".

Члены "Volksdeutscher Selbstschutz" в польском городе Лобженица
Они отличались особой жестокостью к полякам, и в отличие от "механических", бесстрастных и холодных эсэсовцев, повсеместно проявляли элементы садизма.
Сохранились уникальные фотографии одной из очередных "акций" в Пясьницком лесу, где отлично видно какую роль играли эти члены "Volksdeutscher Selbstschutz" в "интеллигенцакцион".

Пясьницкий лес, Будущие жертвы с поднятыми руками, а справа от нациста отчетливо видно члена Volksdeutscher Selbstschutz

Пясьницкий лес, будущие жертвы роют себе вечное пристанище

Всю грязную работу выполняют члены Volksdeutscher Selbstschutz

...

...
Окончание операции и ее итоги
Довольно забавно, что уже к концу 1940 года сами местные нацисты начнут бить тревогу и жаловаться в Берлин: в результате безрассудного уничтожения "польского правящего класса" невозможно нормализовать работу оккупированных частей Польши.
Беспредельный отстрел придется приостановить...
К этому моменту нацисты успеют уничтожить около 40% всего врачебного корпуса довоенной Польши, около 30% профессорского состава польских ВУЗов (700 профессоров) и 33% учительского из средних школ. Также истребили около 28% польского духовенства и 26% польских юристов и адвокатов.
Всего же за время "интеллигенцакцион" и "АБ-акции" нацисты расстреляют около 65 тысяч человек, еще 40 тысяч погибнет в концлагерях. Удар по польской нации был настолько колоссальный, что она не восстановилась в полной мере до сих пор.
Напоследок несколько лиц-судеб из огромного списка в 100 тысяч убитых:

Алиция Котовская (1899-1939), монахиня, блаженная Римско-каталической церкви. Арестована гестапо во время "интеллигенцакцион" и расстреляна в Пясьницком лесу

Владислав Войчик (1882–1940), преподаватель ВУЗа, арестован гестапо во время "интеллигентакцион" и отправлен в концлагерь Маутхаузен, где вскоре погиб

Эмиль Шрамек (1887-1942), мученик католической церкви. После оккупации Польши объявлен немцами в розыск, так как его имя было в "книге смерти". В 1940 году арестован и доставлен в концлагерь Дахау, где через полтора года погиб

Елена Лопушанская (1912-1940), актриса Варшавского театра, арестована гестапо во время "АБ-акции" и расстреляна в Пальмирском лесу

Ян Штвертня (1911-1940) известный композитор и преподаватель музыки, арестован гестапо во время "интеллигенцакцион" и доставлен в концлагерь Маутхаузен, где вскоре погиб

Галина Ярошевичова (1892-1940) политик и депутат довоенной Польши, арестована гестапо во время "АБ-акции" и расстреляна в Пальмирском лесу

Кароль Кулиш (1873-1940), лютеранский священник, арестован гестапо во время "интеллигенцакцион" и доставлен в концлагерь Бухенвальд, где вскоре погиб

Вацлав Воеводский (1879-1939) инженер-технолог, вице-президент Лодзи, арестован гестапо во время "интеллигенцакцион" и расстрелян в Люцмежском лесу

Александр Марголис (1887-1939), врач-терапевт, арестован гестапо во время "интеллигенцакцион" и расстрелян в Люцмежском лесу

Адам Заменгоф (1888-1940), врач-офтальмолог, арестован гестапо во время "АБ-акции" и расстрелян в Пальмирском лему

Михал Седлецкий (1873-1940), ученый-зоолог, арестован гестапо во время "интеллигенцтакцион" и отправлен в концлагерь Заксенхаузен, где вскоре погиб

Агнешка Довбор-Мусницкая (1919-1940), студентка, дочь польского генерала Юзефа Довбор-Мусницкого, арестована гестапо во время "АБ-акции" и расстреляна в Пальмирском лесу

Стефан Бернадский (1868-1940), юрист и преподаватель русского языка в Ягеллонском университете, арестован гестапо во время "интеллигенцакцион" и отправлен в концлагерь Заксенхаузен, где вскоре погиб.
Комментарии