Утрата независимости, Вторая мировая война и советская эра в Латвии

На модерации Отложенный

Утрата независимости

23 августа 1939 года Советский Союз и Германский Третий Рейх подписали договор о ненападении, который содержал секретный протокол о разделе Восточной Европы на сферы влияния. Этот договор известен как ‘Пакт Молотова-Риббентропа’ по имени двух государственных деятелей, которые его подписали. В результате данного преступного договора и других документов, которые подписанных позднее между Москвой и Берлином, Латвия и другие страны Балтии были включены в сферу влияния Советского Союза. Договор от 23 августа позволил Германии начать 1 сентября военную агрессию против Польши, которая послужила началом Второй мировой войны, в то время как Советский Союз воспользовался случаем подчинить себе страны Балтии.
 

5 октября Москва предъявила Латвии ультиматум, вынудив государственных деятелей Латвии подписать так называемый договор о ‘взаимопомощи’, в котором говорилось о размещении советских военных баз на территории Латвии (аналогичный договор уже был подписан с Эстонией 28 сентября и должен был быть подписан с Литвой – 10 октября). В Латвии на десяти военных базах были расквартированы около 30 000 солдат Красной армии, что равнялось общей численности войск Латвийской армии на тот момент. Кроме того, в портах Вентспилса и Лиепаи встали на якорь корабли советского военноморского флота. В результате этого общее количество иностранных войск в Латвии превысило численность солдат вооруженных сил Латвии. Латвия оказалась в затруднительной ситуации. Свобода действия правительства строго ограничивалась, и независимость Латвии оказалась под угрозой.

В конце 1939 и в начале 1940 годов в ответ на призыв Германского Третьего Рейха около 80% немецкого меньшинства Латвии (балтийские немцы) отправились на территорию Германии. В это время немцы были третьим по величине национальным меньшинством в Латвии после русских и евреев и составляли более 3% от общего населения. Правительство Латвии почувствовало угрозу независимости и наделило посла Латвии в Лондоне особыми полномочиями представлять страну в том случае, если Латвия утратит суверенитет.

В мае 1940 года в советской прессе в России стали постоянно публиковаться статьи, содержащие необоснованные обвинения стран Балтии во враждебных действиях против Москвы. 16 июня 1940 года Советский Союз предъявил Латвии официальный меморандум, в котором Москва требовала формирования нового правительства и размещения дополнительного советского военного контингента. Меморандум был продолжением незаконных действий Советского Союза в отношении стран Балтии, которые начались 23 августа 1939 года. Это был акт грубого вмешательства во внутренние дела суверенного государства, имеющий целью уничтожение независимости Латвии.
 

К сожалению, западные страны не проявили желания помочь странам Балтии избежать их печальной участи. Латвия, Литва и Эстония были оставлены под гнетом агрессивной политики СССР. Желая избежать кровопролития (войны против СССР), правительство Латвии решило выполнять безапелляционные требования Москвы. В результате, 17 июня 1940 Советская армия численностью 100 000 солдат оккупировала Латвию. Подразделения Красной Армии немедленно взяли под свой контроль все стратегически важные пункты, таким образом, захватив управление всей страной.

С помощью своих многочисленных агентов и Красной армии сразу после оккупации Латвии Москва инициировала политические изменения, которые были выгодны советскому режиму. 20 июня было сформировано нового правительства. Правительство, возглавляемое профессором Августом Кирхенштейном (Augusts Kirhensteins) (1872-1963 гг.), состояло из общественных и политических деятелей, благосклонно настроенных по отношению к Москве. 14 и 15 июля 1940 года был организован политический фарс — выборы в новый парламент (так называемый ‘народный парламент’), баллотироваться в который советским режимом были допущены только прокоммунистически настроенные кандидаты. В результате, 21 июля вновь избранный советский марионеточный парламент проголосовал за вступление в СССР.

Стремительно началась советизация Латвии. Были приняты незаконные резолюции в отношении национализации (конфискация у владельцев) земли, зданий, банков и различных торговых и промышленных предприятий. Москва начала террор против тех слоев общества в Латвии, которые, по ее мнению, угрожали советской власти. Таким образом, период с лета 1940 года до июня 1941 года вошел в историю как ‘страшный год’. 14 июня 1941 года более 15 000 латышей в телячьих вагонах были депортированы в Сибирь, где большинство из них погибли. Депортации подверглась элита Латвии: учителя, ученые, интеллигенция, деловые люди, политики и армейские офицеры.
 

Вторая мировая война в Латвии

Советское порабощение Латвии было прервано началом советско-германской войны и быстрым вторжением вооруженных сил нацисткой Германии на территорию Латвии. К 10 июля 1941 года германские вооруженные силы оккупировали латвийскую территорию. Латвия стала частью Рейхскомиссариата Восточных земель (Reichskomissariat Ostland) – Латвийским генеральным округом. Как и в год советского правления, Латвия снова стала оккупированной территорией. Любой, кто осмеливался не подчиниться немецкому оккупационному режиму, а также те, кто сотрудничали с советским режимом, были расстреляны или отправлены в концентрационные лагеря. Германские власти не допустили суверенитета Латвии и даже возможности создания автономии.

В нарушение международных прав нацистская Германия и Советский Союз незаконно призывали латышей на военную службу. Во время Второй мировой войны более 200 000 латышских солдат оказались рядовыми армий обеих оккупационных властей; приблизительно половина из них были убиты на полях сражений.

Советский Союз включил в свою армию некоторые военные подразделения независимой Латвии, а также тех латышей, кто оказался в России в результате боевых действий, или тех, кто жил здесь раньше. Власти нацисткой Германии также призывали в свою армию бывших солдат независимой Латвии. Сначала германские власти организовали добровольный призыв в вооруженные силы, но когда необходимого результата не удалось достичь, с1943 года солдат стали вербовать принудительно в так называемый ‘Латышский добровольный легион СС’.

Население Латвии погибало не только на полях сражений. В годы нацистской оккупации в результате акций массового уничтожения погибли 70 000 евреев, 18 000 латышей и 2 000 цыган — в общей сложности 90 000 человек. Среди латышей это были в основном гражданские люди, чьи политические убеждения не устраивали германские оккупационные силы. Еврейское и цыганское гражданское население было уничтожено в результате антигуманной нацистской теории расовой чистоты. Большая часть еврейской общины Латвии к концу 1941 года была уничтожена, и по оценкам в Латвии осталось только около 6000 евреев.

Многие латыши активно участвовали в движении сопротивления германскому оккупационному режиму. Например, Жанис Липке (Zanis Lipke) (1900-1987 гг.), рискуя жизнью, спас более 50 евреев. Гражданское население Латвии также было недовольно германским оккупационным режимом и тайно планировало восстановление демократии. Для осуществления плана по восстановлению независимости была создана подпольная организация, Латвийский Центральный Совет, которая издавала запрещенную газету Briva Latvija (‘Свободная Латвия’). Это известное периодическое издание пропагандировало идею возрождения демократии в Латвии после войны.

В 1943-1944 гг. Германия начала регулярно терпеть поражения на восточном фронте, и была отброшена назад на восток. В середине июля 1944 года Советская армия снова пересекла довоенную восточную границу Латвии и к 13 октября заняла в Ригу. В середине октября немецкая армия, в состав которой входили также бывшие солдаты Латвийского легиона, была окружена в Курземе. В то время в Курземе было много беженцев из восточной Латвии, которые спасались бегством от советской власти и Красной армии, опасаясь расправы. Не видя никакого другого выхода, многие на рыбацких лодках и судах переправлялись в Швецию и Германию, откуда перемещались по всему западному миру (в основном в Северную Америку и Австралию). Около 150 000 латышей оказались на Западе в изгнании.

Согласно подсчетам, за годы войны численность населения Латвии сократилось на полмиллиона человек (численность населения стала на 25% меньше, чем в 1939 году).

Война нанесла сильный урон экономике — многие старинные города были разрушены, а вместе с ними промышленность и инфраструктура.

В 1940 году большинство демократических стран не признали вхождение Латвии и других стран Балтии в состав СССР. Исключением была только Швеция, которая выдала Москве членов Латышского легиона, которые оказались в Швеции в конце войны, и передала Советам дипломатические представительства стран Балтии в Стокгольме. В отличие от нее, после войны Соединенные Штаты Америки стали последовательно отстаивать стремления прибалтийских народов к восстановлению независимости. В течение всего периода оккупации в Вашингтоне (округ Колумбия) продолжала действовать дипломатическая миссия независимой Латвии.

После войны латыши в изгнании создали несколько организаций, в том числе в 1955 году была основана Всемирная организация свободных латышей, которые представляли латышский народ в иностранных правительствах и международных организациях. За время всего периода советской оккупации Всемирная организация свободных латышей неустанно напоминала миру о необходимости прекращения оккупации Латвии.

Советская эра в Латвии

В то время как окончание Второй мировой войны принесло свободу многим странам мира, для Латвии оно обернулось полувековой советской оккупацией. К 1945 году Латвия снова оказалась полностью оккупирована Советским Союзом, и советская власть, существовавшая до войны, была восстановлена. После войны Москва делала все возможное, чтобы как можно быстрее установить российские закон и порядок и полностью подчинить население. Немедленно после повторной оккупации территории Латвии российские власти начали преследование тех, кто сотрудничал с германскими нацистами. Людей арестовывали также за деятельность в период независимости, за их участие в движении сопротивления или за поддержку этого движения против советского режима, за подозрение в политической неблагонадежности, за свободомыслие и т.п. Началась русификация латышского общества.

В латвийских лесах прятались борцы национального движения сопротивления (включая бывших участников Латышского легиона), которые верили в то, что западные страны придут на помощь Латвии и освободят страну от советского гнета. Национальные партизаны, общее количество которых насчитывало 20 000 человек, продолжали активно сопротивляться советской власти еще долгие годы после окончания войны, пока не были уничтожены местными советскими вооруженными силами. Последнее подразделение национальных партизан было уничтожено только 1956 году, что ознаменовало окончание военного сопротивления советскому режиму.

В период послевоенной оккупации Латвия была одной из пятнадцати советских республик. Власть в Латвии полностью принадлежала Коммунистической партии Советского Союза, в которую входила также и Коммунистическая партия Латвии (Latvijas Komunistiska partija). Другие политические партии или движения были запрещены. Первым лидером Коммунистической партии Латвии в послевоенной период был Янис Калнберзиньш (Janis Kalnberzins) (1893-1986 гг.). Сразу после окончания Второй мировой войны Коммунистическая партия и ее структуры взяли все под свой контроль в Латвии. Ни один ответственный работник не принимался на работу без согласия коммунистов.

25 марта 1949 года более 44 000 человек, в основном сельские жители, в результате масштабной репрессивной акции были высланы в Сибирь. Депортировали людей, которые считались слишком богатыми для советского режима, а также тех, кто поддерживал антисоветское движение сопротивления — национальных партизан. Их имущество было конфисковано, а во многих случаях попросту разграблено.

Советские исторические источники, в том числе документы КГБ СССР, подтверждают, что с 1940 по 1953 гг. (эпоха Сталина) около 190 000 человек были репрессированы за враждебное отношение к советскому режиму, что составляет около 10% послевоенного населения Латвии. Репрессии пошли на убыль после смерти Сталина, и после 1955 года некоторые из ссыльных в Сибирь смогли вернуться в Латвию. Однако на родине они снова столкнулись с проблемами: многие ощутили на себе проявление дискриминации при поступлении на работу, испытывали трудности жильем, с получением образования, сталкивались с запретом выезда за границу. Эти люди постоянно сталкивались с оскорблением чести и достоинства.

В Латвии началась интенсивная русификация, и использование латышского языка столкнулось с целым рядом административных препятствий.

Благодаря своему выгодному географическому положению Латвия стала военным центром России в балтийском регионе. СССР разместил здесь Штаб Прибалтийского военного округа: наземные, морские и авиационные базы. В конце пятидесятых годов и в начале шестидесятых на латвийской земле были размещены баллистические ракеты с ядерными боеголовками. В свою очередь, в то время советские военные стали играть большую роль в политической жизни Латвии.

Латвия была вынуждена согласиться с советскими методами ведения сельского хозяйства, в то время как экономическая инфраструктура, которая получила развитие 20-х и 30-х годах была намеренно разрушена.Сельскохозяйственные районы были насильственно подвергнуты коллективизации. В связи с тем, что Латвия все еще обладала хорошо развитой инфраструктурой и образованными специалистами, Москва решила разместить в Латвии наиболее развитые производственные предприятия Советского Союза. Для того чтобы обеспечить рабочей силой эти фабрики, приглашались рабочие из России и других советских республик, что серьезно сократило численность латышей. В 1935 году численность латышей составляла 75,5% от всего населения, а в 1959 году согласно данным советской статистики численность латышей составляла только 62% от всего населения, количественное отношение русских сильно увеличилось. В то время общая численность населения в Латвии составляла немногим меньше двух миллионов человек (для сравнения, в 1914 году численность населения была более 2,5 миллионов человек, а в 2006 году — почти 2,3 миллиона человек).

Тем не менее, во время советской оккупации экономика Латвии развивалась, существовала всеобъемлющая система образования и здравоохранения. Здравоохранение и начальное, среднее и высшее образование были бесплатными. Серьезные достижения были достигнуты в науке. Пятнадцать научно-исследовательских институтов, работающих под руководством Академии Наук, представляли собой серьезный научный центр. Исследования проводились в области физики, астрономии, механики композиционных материалов, информационной технологии, химии, гидробиологии, вирусологии и молекулярной биологии (в настоящее время большинство из данных областей продолжает развиваться). Четвертая часть всех медицинских препаратов, изобретенных в СССР, была разработана в Латвии. В советский период 30 000 человек (1,2%) работали в области науки в Латвии, что являлось очень высоким показателем в мире.

Москва издавала приказы о строительстве в Латвии крупных промышленных предприятий. Широкое развитие получили химическая и электротехническая отрасли промышленности. Необходимая рабочая сила для предприятий ввозилась из России и других республик СССР. Многие предприятия производили продукцию для нужд вооруженных сил Советского Союза.

В 80-е годы стало очевидно, что советская плановая экономика не может конкурировать с экономикой свободного рынка демократических стран. Все большее число представителей социальной и политической элиты соглашались с необходимостью перехода к экономике западного типа.

В течение всего периода послевоенной оккупации возрастало недовольство оккупационным режимом. Создавались различные запрещенные группы людей, объединенных одной идеей, которые читали запрещенную антикоммунистическую литературу, распространяли брошюры и вывешивали запрещенный красно-бело-красный национальный флаг Латвии.

Латвийская культура стала формой коллективной оппозиции. Культура и интеллектуалы Латвии играли беспрецедентную роль в эпоху советской оккупации. Были созданы государственные национальные общества — творческие союзы — которые отвечали за латвийские издания в области культуры. Во время оккупации латышские культурные традиции проявлялись особенно сильно в традиции проведения Праздника песни, который давал людям возможность ощутить национальное единство и идентичность. Однако и эта традиция была подчинена советской идеологии.