Контролировать нельзя разрешить!

Очередной скандал о запрете в России сервиса IP-телефонии Skype, почтовых серверов @gmail.com (Google) и @hotmail.com (MicroSoft) быстро сошёл на нет. Хотя шум был и вопросы остались. Напомню, что 08.04.2011 начальник Центра защиты информации и специальной связи ФСБ Александр Андреечкин заявил, что видит в сервисах Skype, Gmail и Hotmail угрозу национальной безопасности и хочет ограничить их использование. Почему угроза? Потому что ФСБ обеспокоены системами шифрования данных, используемыми этими иностранными сервисами, которые отечественные спецслужбы не могут преодолеть с целью «увидеть и услышать» потенциальных террористов, экстремистов и пр. Власти России, включая ФСБ, буквально по горячим следам дезавуировали высказывания Андреечкина о запрете, однако осадок остался.

У меня, как и многих россиян, есть почтовые ящики и на отечественных площадках, и на зарубежных. И не потому, что я озабочен какой-либо секретностью, а из-за удобства. Например, почта Gmail позволяет видеть тексты с иной кодировкой, чем KOI, а сервис Mail.ru лишь недавно начал работать с расширенным форматом. Думаю, что многие также знают, что рассылки с Gmail делать удобнее, чем с Mail.ru, где введены ограничения...

И тут сразу возникают вопросы: если спецслужбы не довольны системами шифрования указанных иностранных компаний, сервисами которых активно пользуются россияне, то значит ли это, что они вполне комфортно чувствуют себя с отечественными почтовыми и коммуникационными сервисами? Возникают вполне закономерные подозрения в том, что спецслужбы без всяких проблем могут залезть в твой почтовый ящик на @mail.ru, @yandex.ru или @rambler.ru. Лично меня не беспокоит, станет ли моя переписка известна спецслужбам России (могу направлять её им в добровольном порядке), но существуют фундаментальные принципы, связанные с правами человека, правом на частную жизнь, на которые никто без санкции суда посягать не должен.

Мнение Андреечкина – как оговорка по-фрейду – означает, что психология отечественных спецслужб (а точнее – определённой группы людей во власти) ещё далека от общественного идеала, и если спецслужбы что-то не могут контролировать, то они на уровне рефлексов готовы это запретить.

Возможно, это наследие тоталитарного прошлого, укоренившегося и на нынешней «вертикали» власти. Например, хорошо известно, что в Государственной Думе и Совете Федерации некоторые «избранники народа» всё время пытаются «отрегулировать» Интернет то путём объявления всех сайтов средствами массовой информации (включая блоги и интернет-магазины), то путём наделения провайдеров обязательствами следить за контентом.

Не удивительно, что тема «регулирования» в России – вечно живая, ведь при той структуре власти, которая у нас сложилась, всё благополучие «элит» основано лишь на их вертикальном (по отношению к подавляющему большинству россиян) положении. Несомненно, что за эту «вертикаль» и за своё место на этой «вертикали» они будут драться до последнего мандата. На этой почве также строятся гипотезы о противоречиях между «модернизатором» Д.А. Медведевым и «консерватором» В.В. Путиным, хотя, полагаю, тема противоречий во властном тандеме во многом спекулятивная.

На носу выборы в Государственную Думу. Попытки той части общества, которая желает всё «контролировать», включить на полную мощность административный ресурс и выключить независимые источники информации, вполне понятны. Однако даже среди властной «вертикали» нет согласия в том, что единственно приемлемая система управления для России – диктатура чиновников. Полагаю, что выборы должны показать, будет ли народ в основной массе верить в патернализм и «право барина мочить холопа по понятиям», или же Россия пойдёт по пути правового государства, во главе угла которого – примат единого для всех закона.