Десант Героев.

26 марта город Николаев (Украина) праздновал  день освобождения от фашистских захватчиков. В первую очередь, вспомнили и отдали дань памяти Героям, морским пехотинцам. С десанта которых и началось освобождение города. 

С 26 марта 1944 года войскам 6-й, 5-й ударной, 28-й армий и 2-го гвардейского механизированного корпуса был отдан приказ перейти в наступление в районе города Николаева. Так начиналась Одесская операция войск 3-го Украинского фронта и Черноморского флота.

Для оказания помощи наступающим с фронта войскам в овладении городом, командующий 28-й армией генерал-лейтенант А.А. Гречкин приказал высадить в Николаевском порту десант морской пехоты с задачей завязать бой в тылу немецко-фашистских войск, вызвать панику и отвлечь часть сил противника с фронта.

Выполнение задачи возлагалось на 384-й отдельный батальон морской пехоты, входивший в состав Одесской военно-морской базы. Для десанта было отобрано 55 добровольцев во главе с командиром отряда старшим лейтенантом К.Ф. Ольшанским. Его заместителем по политической части был назначен капитан А.Ф. Головлёв, начальником штаба - лейтенант Г.С. Волошко.

Продукты не брали, максимально нагрузили боеприпасов, кто сколько мог унести.

Посёлок Октябрьский (село Богоявленское) расположен на берегу Южного Буга, - здесь были найдены семь рыбачьих баркасов. Непосредственно перед выходом десанта, на пирсе появилась группа солдат и старший доложил:

"Направлены к вам, из дивизии. Среди нас связисты, саперы. Всего 12 человек"

2 связиста командарма с рацией и 10 сапёров из 57-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 28-й армии. Самый молодой из местных рыбаков по имени Андрей (А.И. Андреев) вызвался быть лоцманом по Южному Бугу.

Их отделяло от цели всего 15 километров. Из-за встречного штормового ветра путь удалось преодолеть за пять с лишним часов. В связи с задержкой в пути сапёры после окончания разминирования не смогли до рассвета возвратиться в своё расположение и вместе с лоцманом остались в составе отряда.

В 4 часа 15 минут 26 марта 1944 года морские пехотинцы скрытно высадились в торговом порту, сняли часовых, и, заняв несколько зданий, организовали круговую оборону в районе элеватора. В батальон полетела первая радиограмма: "Выполняю задачу".

Утром противник попытался небольшими силами уничтожить десант, решив, что элеватор заняли партизаны, но получив сокрушительный отпор, откатились на исходные позиции. А дальше медленно час за часом, всё слилось в один непрекращающийся бой, в непрерывные атаки гитлеровцев. Враг вводил в бой свежие части, артиллерию, шестиствольные минометы и танки.

Для того чтобы "выкурить" смельчаков из зданий, гитлеровцы применили огнемёты и дымовые шашки.

Десантники несли тяжёлые потери, но каждая новая атака отбивалась шквальным огнём. В батальон поступила вторая радиограмма: "Вступили в соприкосновение с противником. Ведём ожесточенный бой, несём потери".

Против горсти десантников, гитлеровцы бросили целый полк, усиленный танками и артилерией. Но морска пехота стояла насмерть. Раненые бойцы продолжали отстреливаться, кто на мог стрелять, помогали товарищам набивать патронами магазины автоматов.

Вечером 26 марта в штаб батальона ушла радиограмма: "Противник атакует. Положение тяжёлое. Прошу дать огонь на меня. Дайте быстро. Ольшанский".

Бой продолжался и в ночь на 27 марта. Силы десантников заметно таяли. Ранен был Ольшанский, но сознания не терял и по-прежнему командовал отрядом. Вызвав к себе разведчика Юрия Лисицына, сказал ему:

"Рация погибла вместе с радистами. Твоя задача - доставить в штаб батальона донесение и на словах доложить, что нас осталось всего 15 человек. Желательно, чтобы нас поддержали самолёты. Будем биться до последнего".

Бой продолжался… Погиб Ольшанский и все офицеры. В командование вступил старшина 2-й статьи К.В. Бочкович. Утром 28 марта оставшиеся в живых ольшанцы встретили врага дружным огнём. Тут им на помощь выскочили из-за туч наши Илы. Это была последняя, 18-я атака врага.

В ночь на 28 марта 1944 года 61-я гвардейская и 243-я стрелковая дивизии из состава 6-й армии форсировали реку Ингул и с севера ворвались в город Николаев. Одновременно с востока в город вошли части 5-й ударной армии. С юга в город вступили войска 28-й армии и 2-й гвардейский механизированный корпус.

От десанта к этому времени осталось 11 человек, все были ранены и обожжены. Из госпиталя вышли шестеро...

В официальном донесении командира батальона майора Котанова Ф.Е. говорилось: "Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора".

Николаевский десант выполнил поставленную задачу. Его героические действия вошли в историю Великой Отечественной войны как образец воинской доблести подразделения. Взятие города Николаева 28 марта 1944 года столица нашей Родины - Москва отметила орудийным салютом 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.

384-му отдельному батальону морской пехоты приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина присвоено почётное наименование "Николаевский".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года все десантники были удостоены звания "Герой Советского Союза"!