Вчера был Чернобыль, а люди стараются жить

На модерации Отложенный

 

Память, обжигающая сердца

 

Через чернобыльскую зону прошло огромное количество людей, одни – ликвидируя последствия аварии на ЧАЭС, другие – выполняя различные работы в зоне отчуждения вокруг Чернобыля. Чем сегодня они занимаются и какие воспоминания хранят о событиях 25-летней давности?

 Связисты-сталкеры

Когда братья Стругацкие писали фантастическую историю о сталкерах, блуждающих по некоей загадочной безлюдной зоне, вряд ли представляли себе, что через какое-то время после выхода в свет этой книги, нечто похожее будет происходить в действительности. Вот только причина опасности зоны будет известна – радиационное заражение в результате аварии на ЧАЭС.

Когда в мае 1986 года начались работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, Александра Сугоняко (тогда начальника одного из отделений связи в Житомире, а сейчас Президента Ассоциации украинских банков) призвали в качестве командира отдельной роты линейно-кабельной связи, состав которой был сформирован исключительно из мужчин, проживающих в Житомирской области. Роту тогда сформировали по приказу министра обороны СССР. Вся 30-километровая зона вокруг Чернобыля была поделена на 3 сектора. В задачу роты входила замена существовавшей тогда в районе радиорелейной связи на кабельную и ее обслуживание. Связистов призвали 19 мая, а до них с 28 апреля по 9 мая в районе работали связисты – солдаты срочной службы.

В памяти Александра Сугоняко осталось воспоминание об очень теплой, почти летней, погоде. Рота квартировала в селе Диброва, где на школьном футбольном поле был поставлен палаточный городок. О радиации тогда не думали, да и обстановка вокруг была очень миролюбивой, об опасности ничего не говорило, еще даже не были установлены заграждения из колючей проволоки. Люди знали, какое задание перед ними поставлено и добросовестно выполняли свою работу. Вперед выходили солдаты для радиационной разведки, замеряя уровни радиации на участке, где предстояло прокладывать кабель связи. Стоило пройти буквально 1-2 км, как респираторы приобретали рыжеватый оттенок – повсюду была смертоносная радиационная пыль.

– Рота вела себя героически – вспоминает командир роты. – Кабель дальней связи, который мы прокладывали, был очень тяжелым, в 90-киллограммовых бухтах. Старшина Иван Петрович Мшанецкий, который был старше всех нас (43 года), уронив на себя целую бухту, сломал себе предплечье. Травма давала ему право вернуться домой, но он остался с ротой до конца нашего срока, который растянулся от первоначальных по приказу 25-ти дней до пяти месяцев. Все ребята были мастеровитые, что угодно могли починить или соорудить по необходимости. Никто не жаловался – все работали. Домой вернулись уже осенью – в конце октября.

Тогда в лесах под Припятью удался отличный урожай белых грибов размером с хорошую тарелку. Несмотря на запрет, связисты с удовольствием их собирали и готовили на костре. Для дезинфекции «принимали» самогонку местного разлива. По понятиям того времени, какое-никакое, а средство защиты. До сегодняшнего дня из 30 человек всего состава роты дожили только половина участников. А тогда, по возвращении из 30-километровой Чернобыльской зоны выяснилось, что многие связисты из этой роты не смогли переоформить свои свидетельства ликвидаторов 2 категории на новые из-за неразберихи в архивной документации в районах проживания и службы. Развал СССР уже шел полным ходом, документы пропадали, концов найти было невозможно. Александру и его бывшим подчиненным пришлось потратить немало усилий для восстановления льготного статуса.

Четверть века, прошедшие с тех пор, не стали препятствием для общения товарищей по «чернобыльской службе». Связь друг с другом они поддерживают, встречаясь не реже одного раза в год в день памяти жертв катастрофы на ЧАЭС. В этом году встреча 26 апреля состоится в Житомире и связистам будет о чем поговорить. Многим из них нужна помощь: дают о себе знать болезни, заработанные за полгода работы в условиях радиации. Большинство из них страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией и различными расстройствами центральной нервной системы. Печально ветеранам тех событий от того, что медики не всегда соглашаются признать связь сегодняшних проблем их здоровья с работой в зоне 25-летней давности. Между собой ликвидаторы с горечью говорят о безразличии к ним со стороны государства, ведь закон о чернобыльских пенсиях работает пока не для всех. А медикаменты дорожают не по дням, а по часам. Все, что могут сделать в этих условиях сами ликвидаторы и причисленные к ним люди, – это собираться в сообщества и поддерживать друг друга и словом, и делом. Для Александра Сугоняко особенно показателен опыт шахтеров-ликвидаторов из Донецкой области. Они издают уже четвертую версию «Книги памяти» о товарищах, погибших во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и после нее. Память об этих людях должна жить в наших сердцах – ведь они спасли жизни последующих поколений не только соотечественников, но и всех жителей земли.

 

Творить – от слова творчество

Выражение «творить добро» стало в нашей жизни настолько расхожим, что мы уже не слишком задумываемся о смысле, заключенном в нем. Для людей, о которых пойдет далее рассказ, понятие «творить добро» означает не только благое деяние, но и способ самовыражения и даже выживания.

Людмила Архипова работала на ЧАЭС в непосредственной близости от административного корпуса станции в ту злополучную ночь 26 апреля 1986-го и видела взрыв своими глазами. Как это бывает, в суматохе первых дней после аварии ее имя забыли внести в число ликвидаторов, женщина осталась без льгот и «чернобыльского» свидетельства. В результате полученного облучения у нее отказали ноги. Одинокая, без помощи и средств на лекарства, да еще и с полуслепым от радиации сыном, женщина все-таки нашла в себе силы жить. От безнадежности своего положения начала вышивать на старых простынях картины особым способом.

Спасибо, кто-то из соседей принес ей старые нитки для вышивания. Это и стало спасением для Людмилы. Говорят, узоры ее вышивок не повторяются. Однажды ее работы взяли для участия в выставке народного творчества, проходившей в одном из музеев Киево-Печерской лавры. Искусствоведы оценили каждую работу мастерицы стоимостью от $100 и выше. Полгода посетители Лавры любовались вышивками Людмилы, часть работ раскупили. Так появились деньги на лечение. Творчество и желание жить спасли женщину и ее сына. Выставка работ народной мастерицы-вышивальщицы Людмилы Архиповой постоянно размещена в небольшом помещении общественной организации переселенцев из города Припяти в Киеве с соответствующим названием «Земляки».

Это общество создали энтузиасты-переселенцы в 1987 году. Половина 40-тысячного населения, эвакуированного из Чернобыльской зоны, – именно из города Припяти, получили жилье в столичном микрорайоне Троещина. В их числе была и Тамара Красицкая, тогда еще завкультмассовым сектором Дворца культуры «Энергетик» в Припяти. Коллективу ДК на некоторое время дали возможность работать в Киеве и выделили небольшое помещение там же, на Троещине.

– Мы собрали здесь всю свою самодеятельность, развернули работу, и люди потихоньку начали к нам подтягиваться «на огонек». С этих встреч и началось общество «Земляки», которое официально как организацию мы оформили года через два, – вспоминает Тамара Красицкая. – Припятчане на киевской земле были, как дети, оторванные от матери: некому пожаловаться, некого попросить о помощи. Постепенно к нам стали обращаться земляки с просьбами помочь в поисках родных, знакомых, и постепенно поиск стал нашей основной деятельностью. Тем более что наша культурная деятельность официально была снова переведена в другое место, а мы уже не могли сорваться и куда-то переезжать. Так тут и остались.

Сейчас организацию возглавляет председатель, ему на бесплатной основе помогают 5 членов совета организации и еще 15 активистов-волонтеров. На помощь приходят по первому зову. «Земляки» работают ежедневно с утра до вечера: кружки для детей и взрослых, заседания клубов, вечера встреч, заседания совета и многое другое. Английскому и японскому языкам «земляков» обучает японка Инабо Хирока, приезжающая два раза в год в Киев из Лондона для оказания такой вот гуманитарной помощи.

Чтобы атмосфера в помещении была уютной, самую большую комнату своими силами оборудовали в стиле украинской светлицы: с деревянными скамейками вдоль столов, рушниками и иконами на стенах, украшенных различными поделками в народном стиле. Все предметы декора принесли земляки – бывшие жители города Припять. Несколько лет средства на нужды организации выделял генеральный директор ЧАЭС Сергей Парашин, хорошо понимавший необходимость такого объединения для психологической поддержки переселенцев и пострадавших. По сути, «Земляки» стали одной из первых чернобыльских организаций в стране, которых сегодня великое множество, только в микрорайоне Троещина их не менее пяти.

 

Помощь со всего света

Со временем к «Землякам» стали проявлять интерес благотворительные организации из Японии, Германии и других стран, специализирующиеся на помощи людям, пострадавшим от последствий аварии на ЧАЭС. Именно японские граждане, познавшие все ужасы атомной катастрофы после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, в течение этих двух десятилетий после взрыва стали одними из активнейших спонсоров и партнеров для украинцев в борьбе с последствиями аварии в Чернобыле. Японское правительство постоянно выделяет гранты для украинских общественных организаций и различных учреждений в рамках Чернобыльской программы помощи. Вот и «Земляки» в 2005 году выиграли у японского посольства в Украине грант по программе помощи проектам человеческой безопасности «Кусаноне» на приобретение тренажеров, массажной кровати, доски Евминова, ширмы – всего необходимого для оборудования оздоровительного мини-комплекса. И теперь организация имеет более широкий профиль деятельности, став для своих членов практически социально-оздоровительным центром. Здесь нуждающимся в медпомощи землякам бесплатно оказывают услуги массажиста. Но главное – это возможность пройти полное обследование организма, которое в течение 10 лет ежегодно проводили японские специалисты из Хиросимы. Последний раз они приезжали с комплексом современного диагностического оборудования в 2009 году во главе с (известным всему миру) признанным медиками мира (специалистом  – ) профессором Нобу Такиичи. В каждый приезд японских медиков у припятчан обнаруживали не менее двух новых случаев онкологии, которые оставались не замеченными отечественными медиками. Благодаря точной диагностике у 10 человек на ранней стадии выявлены зачатки страшной болезни, проведены операции и лечение. Их жизнь теперь вне опасности. А вообще база данных «Земляков» хранит сведения примерно о 2 тысячах человек, которым по мере необходимости оказывается помощь. Из них – более 30 детей-инвалидов, болезни которых признаны последствием катастрофы на ЧАЭС, находятся под опекой программы содействия «SOS». Как правило, это дети из семей, попавших в сложные материальные условия. Земляки для них ищут спонсоров, помогают устроить их на лечение в украинские и зарубежные клиники.

Можно долго и подробно описывать сферу деятельности припятчан-земляков. Упомянем проводимую в течение многих лет международную ежегодную акцию «Спасенная планета». Действо простое, но содержание его – значительное. Акция известна во многих странах мира. Присоединиться к акции может каждый, т.к. для участия в ней требуется немногое: 26 апреля с 20.00 до 20.10 по киевскому времени (17.00 – 17.10 по Гринвичу) остановиться, отложив все дела на несколько минут, и помолиться об очищении планеты. Для нерелигиозных людей – можно посвятить эти 10 минут исключительно добрым и светлым мыслям, подумать о помощи ближним и всем сердцем пожелать ДОБРА, СЧАСТЬЯ и МИРА себе и всем людям Земли. Пригласительными билетами на акцию служат бумажные голуби мира – аналоги бумажных журавликов в память о сложившей их японской девочке, облученной при взрыве атомной бомбы в Хиросиме.