Буквально за несколько дней до намеченной присяги нового правительства внимание общественности устремлено на распределение министерских постов среди "ликудников" – среди прочего, кто будет оскорблен; кто хочет занять и займет место посла Израиля в Лондоне или в Париже; и сможет ли Юлий Эдельштейн стать министром иностранных дел после ротации с "Кахоль-лаван".
Признаться, все это не имеет особого значения для повседневной жизни израильских граждан. Офир Акунис может стать послом в Лондоне, а Гилада Эрдана отправят полпредом в ООН, хотя ущерб или польза от этих назначений невелики.
Однако делить портфели тяжелее, чем мешки ворочать, тем более, когда эти портфели делятся между партиями, вошедшими в состав коалиции
К примеру, возглавив министерство жилищного строительства, Яаков Лицман получил гарантию, что за время его правления жилищные потребности ультраортодоксального сектора будут поставлены во главу угла.
Не менее важно, что "Кахоль-лаван" настоял на пакетной сделке, предусматривающей курирование ими министерств, которые во многом обеспечивают демократический характер государства, таких, как министерство юстиции и министерство связи – в то время, как "Ликуд" оставил за собой пакет инфрастуктурно-энергетических ведомств, включающих министерства транспорта, энергетики и экологии.
Большие деньги останутся в "Ликуде"
Вряд ли это можно считать случайностью. Важно понять мотивы, которыми руководствовался Биньямин Нетаниягу, решив предоставить вышеозначенные посты людям из своего близкого окружения.
Главный кандидат на пост министра транспорта – Мири Регев, умерившая свой пыл в желании стать министром внутренней безопасности; этот пост достанется Амиру Охане, успешно представляющему главу правительства в политико-правовом поле.
Предполагается, что министром энергетики останется Юваль Штайниц, если его неожиданно не ушлют послом в ООН, Лондон или Париж. Зеэв Элькин, скорее всего, останется на посту министра экологии.
Министерства транспорта и энергетики характеризуются относительно высокой концентрацией государственных компаний, а это весьма плодородная почва для политических назначений. Сконцентрировав в руках "Ликуда" портфели энергетического и транспортного ведомства, наряду с министерством финансов, которое возглавит Исраэль Кац, Нетаниягу обеспечит контроль над многими руководящими должностями, в том числе, в Электрической компании, "Мекорот", в Управлении портов, в "Израильских железных дорогах", Газовой компании, а также в компании, отвечающей за легкорельсовый транспорт. Иначе говоря, это десятки важных постов, которые Нетаниягу может распределить среди своих единомышленников. Но это – далеко не вся история.
Как стричь политические купоны
Есть еще одна простая причина, по которой Нетаниягу захотел оставить в "Ликуде" министерство транспорта, отдав его одному из самых лояльных соратников и почитателей. Как утверждают источники в правительстве, это ведомство важно для лидера "Ликуда" еще и потому, что позволяет частенько участвовать в разрезании ленточек, стричь политические купоны и обращать на себя внимание СМИ.
В самом деле, министерству транспорта очень легко демонстрировать ощутимые достижения, записываемые на счет правительства, а таких, судя по всему, в ближайшее время хватит с лихвой. Скажем, радостным событием, которое вызовет колоссальный резонанс, безусловно станет запуск легкорельсовой скоростной дороги в Тель-Авиве. А Нетаниягу вправе рассчитывать на то, что будет разрезать ленточку на каждой новой станции. Прекрасно будет смотреться премьер и на фоне завершения проекта электрификации поездов в Иерусалиме, а также на этапе запуска новых портов в Хайфе и в Ашдоде.
Нет никаких шансов, что Нетаниягу откажется от возможности состричь политические купоны с реализации этих крупномасштабных проектов. И понятно, почему ему нужен на этой должности лояльный политик, подобно покидающему эту должность Исраэлю Кацу, который не станет уклоняться от приглашения главы правительства на каждую церемонию, где надо перерезать ленточку.
Добавьте к этому желание Нетаниягу внимательно отслеживать взрывные политические ситуации, такие, как субботние работы, которые проводятся под эгидой министерства транспорта, и вы поймете, почему у Бецалеля Смотрича, зарекомендовавшего себя весьма эффективным министром транспорта в течение года, не было никаких шансов остаться на этой должности.
Однако помимо саморекламы, первое политико-стратегическое соображение Нетаниягу, когда речь заходит о министерстве транспорта — это связь с крупнейшими рабочими комитетами в народном хозяйстве: морскими портами, Управлением аэропортов Израиля, "Израильскими железными дорогами" и организацией водителей и владельцев такси. У каждого из этих комитетов есть свои представители, а, стало быть, возможность оказывать давление на центр "Ликуда".
Нетаниягу не может позволить себе оставить столь лакомый пост в руках Смотрича, потому что тот неизбежно захочет воплотить воинственные декларации своей партии "Ямина", направленные против этих комитетов. Ему нужен политик, умеющий управлять регулятивными решениями, необходимыми для упорядочения монополий и открытия отраслей для конкуренции – и отстаивающий его внутрипартийные интересы. Кац хорошо в этом разбирался, не требуя, чтобы Нетаниягу пачкал руки.
В качестве примера можно привести случай в январе прошлого года, когда премьер-министр отклонил налоговую реформу, инициированную Смотричем и направленную на достижение высокой степени прозрачности при расчете цен на поездки и удешевление межгородских поездок.
Эта реформа была в конечном итоге завершена только после выборов, но прояснила политические соображения, которыми может руководствоваться правительство в других отраслях, где конкуренция необходима, таких, как авиаперевозки, железнодорожные и автоперевозки.
"Ликуд" намерен контролировать министерство транспорта, прежде всего, из-за соображения рекламы, но это намерение также может быть связано и с тем, что высокопоставленные должностные лица в энергетическом секторе считают главной задачей министерства энергетики на предстоящий срок — электрификацию частного транспортного сектора, чтобы он мог опираться на альтернативные источники энергии. Этот процесс, как предполагается, обеспокоит гигантские компании, доминирующие на транспортных и топливных рынках и прекрасно осознающие всю чувствительность проблемы.
Как и министерство транспорта, министерство энергетики в случае ротации не отойдет к "Кахоль-лаван" — эта возможность даже не обсуждалась при подписании коалиционного соглашения. "Ликуд" дал понять, что хочет оставить это министерство при себе.
Итак, министерство энергетики останется у "Ликуда", хотя одним из двух представителей "Кахоль-лаван" на переговорах выступает Йорам Турбович — один из тех, кто прекрасно знаком с энергетическим сектором и работой профильного министерства благодаря должности руководителя компании Delek Energy, которую он занимал 10 лет назад. Помимо этого, у "Кахоль-лаван" есть своя кандидатура на этот пост: депутат Орит Фаркаш-Хакоэн, которая находилась, что называется, в эпицентре деятельности министерства на протяжении большей части своей карьеры и до 2015 года занимала пост председателя Управления электроэнергетики.
Решение "Ликуда" оставить у себя министерство энергетики не случайно, поскольку в ближайшее время именно оно столкнется с необходимостью менять условия игры крупных инфраструктурных компаний.
По словам руководителей высшего звена в энергетическом секторе, самой серьезной проблемой для министерства окажется постановка целей и задач для вхождения в мир низкоуглеродной экономики — использование потенциала возобновляемой энергии в народном хозяйстве. Ключевым компонентом этого станет интеграция возобновляемых источников энергии с использованием газа. Другими словами, целью министерства энергетики служит не определение зависимости экономики от газа, а использование газа в качестве вспомогательного источника и транзитной станции на пути к использованию чистой энергии.
Что же касается политической энергии, остался только один вопрос: что они делят — портфели или будущее страны?
Хагай Амит, TheMarker, М.К.
Комментарии
И всё - таки израильтяне остаются оптимистами.
Дай - то Б - г !
Посмотрите на РФ или КНДР - там просто РАЗДЕВАЮТ.
ЕС - миллиарды из бюджетов Франции, Германии, Бельгии, Швеции идут на миграционную и глобалисткую политику Враждебную населению, самим налогоплательщикам.
Это можно назвать Грабежом.
По сравнению с этим обычная политика, когда Коалиции Имеют Свою Цену - это, по сути, норма, относительно гуманная
Если почитать Немецкие или Европейские СМИ, то все наоборот, то что вы написали))))) И это делается для Блага народов Европы.
Как и любой "цивилизованный" Суд, все зависит от квалификации адвокатов и прокурора. Хороший Адвокат сделает из любого бандита защитника человечества))))