Парша "Бе-hар" ("На горе") בְּהַר:
На модерации
Отложенный
Слово лечит и калечит
В этой недельной главе появляется моя любимая заповедь: ולא תונו"" "Ве-ло тону" – "Не причиняй боль словами" (Ваикра 25:17).
Её легко пропустить, тем более читая Тору не на языке первоисточника. Ведь дословно фраза должна звучать так: "И не обманывайте человек своего ближнего". Чуть выше (Ва-икра, 25:14) это же слово идёт в тексте про куплю-продажу имущества, и там перевод несомненно: "не обманывайте человек своего брата". Поэтому комментаторы, спрашивая "А о чём речь идёт во второй раз?", отвечают: "Здесь: не притесняй словами".
Как так?
Когда говорим, что человека притесняют, подразумеваем, что его лишают чего-то важного. Самое большое притеснение человека – это:
− лишение его самого ценного, что у него может быть – правильного видения мира,
− лишение ощущения неописуемой ценности его души,
− унижение его достоинства,
− чёрствость к его боли,
− это создание впечатления, что он не нужен и справедливость не существует.
Слова могут заковывать человека в боль и защиты, которые он создаёт, чтобы не чувствовать.
В трактате Бава Мециа* (58б) приводятся слова Шим'она бар-Йохая: "Причинение боли словами хуже, чем обман деньгами: в первом случае страдает сам человек, во втором – его имущество. Деньги могут быть возвращены, но не боль словами". Талмуд продолжает: "Тот, кто публично оскорбляет человека, будто бы он пролил кровь. Тот, кто даёт человеку обидную кличку, не выйдет из Гейhинома*". И это даже, если человек уже привык к кличке, и не обижается.
Мишна на той же странице говорит, что человек не имеет права спрашивать цену, если он точно знает, что он не хочет купить товар. Закон говорит, что, если человек заранее предупреждает, что ничего покупать не собирается, он может спросить. Это касается любых случаев, когда вы внушаете человеку напрасную надежду, зная, что не собираетесь что-то выполнять.
Рав З. Плискин приводит множество законов:
Если человек сделал тшуву, запрещено напоминать ему о его прежних делах.
- Если человек перешёл в иудаизм, запрещены негативные комментарии по поводу его предков.
-Запрещены розыгрыши на грани дозволенного. Например, человек просит передать ему сахар, а ты даёшь точно такую же ёмкость, но с солью, а он, не подозревая о подвохе, соль в чай.
-Запрещены любые нападки на личность человека. Критиковать можно только поступки или качества, и то соблюдая все законы позитивной критики. Сюда относятся:
− все оскорбления интеллектуальных способностей человека типа: дурак, дуб, идиот, кретин и т. д.;
− негативные замечания относительно внешности. Когда не нравится что-то, что не зависит от самого человека, с чем он родился, – это прямое оскорбление самого Творца. А вот если это нападки на то, что человек в принципе мог бы поменять (полноту, осанку) –нарушение этой заповеди.
-Запрещено оскорблять или унижать человека. В том числе под видом шутки. Например, сказать что-то обидное, а потом: "А ты ещё и шуток не понимаешь" Два нарушения сразу.
-Или под видом помощи уничижающим тоном: "Таким, как вы, всегда нужна помощь, я помогу".
-Если вам точно известно, что человек не знает ответа, запрещено задавать ему вопрос для того, чтобы его унизить.
-Эта заповедь требует такта.
В доме повешенного не говорят о верёвке.
Больному не говорят: "Это всё твоя вина".
-Запрещено говорить купившему какую-то вещь, зная что он не может её обменять, и также зная, что он не собирается её покупать в ближайшем будущем, "Ты мог её купить дешевле)". Но про вещи, которые люди покупают часто, сказать, что там то можно купить дешевле, – это правильно, позитивно. Потому что имеет целью сохранить деньги другого человека при следующих покупках.
Часто наиболее сильную эмоциональную нагрузку играет тон.
-Запрещён тон, причиняющий боль.
-Нажимы и подчеркивания.
-Многократные повторения, вызывающие боль. Если вы знаете, что, если после следующего вашего повтора человек взорвётся, сдержитесь, не скажите.
-Запрещены намёки и жесты, вызывающие боль.
-Запрещены психиатрические диагнозы ("У тебя паранойя"), если вы не психиатр и человек не ваш пациент.
-Запрещены депрессивные замечания и высказывания причиняющие боль. Одной моей ученице, только приехавшей в Израиль, "друзья" сказали: "Твоя дочь здесь никогда не поступит в университет".
-Запрещено пугать людей и детей в особенности.
-Запрещена ругань, грязь, пошлости, цинизм и сарказм.
-Запрещено навешивать ярлыки.
Тора также велит быть более чутким в этом по отношению к жене – женщины более чувствительны.
Важно помнить, что, кроме духовных последствий, по закону "Мида кэнегед мида" ("Мера за меру") всё вернётся обратно к тому, кто нарушает.
Все эти законы также относятся и к самому себе.
Упражнение
Не причиняй боль словами-1
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Подумайте, в каких ситуациях вы наиболее часто причиняете боль словами себе?
Какие чувства вы испытываете перед тем, как сказать себе всё, что о себе думаете, именно в тех выражениях.
Гнев, фрустрация, стыд.
Что под ними? Ощущение провала, потери контроля?
Для работы над каждой из этих негативных эмоций можно найти методики в этих постах, и в других книгах по психологии. Можно записаться на индивидуальную работу.
Но в первую очередь давайте спросим, а что хочет от меня сейчас Творец?
Первое – не причиняй себе боль словами!
Велите этому голосу замолчать.
Скажите: "Так запрещено разговаривать с человеком, а я человек".
Теперь скажите этому голосу: "Только позитивная критика. И судья должен быть Абсолютно гармоничен с ощущением присутствия Творца".
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Почувствуйте, что все эти голоса не гармонируют с ощущением присутствия Творца , а значит, они – проявление йецер hа-ра.
И они должны быть изменены.
Поняв какие негативные чувства толкают на запрещённую в отношении самого себя речь, поработайте с этими эмоциями.
Упражнение.
Не причиняй боль словами-2
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Подумайте, в каких ситуациях наиболее часто причиняете боль словами другим?
Какие эмоции вы испытываете перед тем, как сказать им всё, что вы думаете о них именно в тех выражениях?
К сказанному в предущем упражнении добавляем раздражённость, обиду, гордыню, отсутствие чувствительности ("все так говорят, он не должен обижаться"). Или наоборот сформированное нашей болью ощущение справедливости. А при спокойном рассмотрении – месть.
Творец даёт нам заповедь "Не мстить".
Есть несколько факторов на которые стоит обратить внимание.
Нам не нравится в других то, что нам не нравится в нас самих.
Когда мы разбираемся с этими частями внутри нас, мы намного спокойнее реагируем на те же проблемы в окружающих.
Чаще всего сильная реакция в нас (в других людях) случается, когда мы (они) нажимаем на больные мозоли и вызываем боль не только оттого, что было сказано, но и от всех предыдущих и ещё не залеченных ран.
Обратите на эти факторы особое внимание.
Мы также помним закон "Мида кэнегед мида" ("Мера за меру"): когда мы причиняем боль и не делаем тшуву, боль возвращаться к нам. Это часто сдерживает от неверных действий.
И потом что мы хотим? Чтобы нас любили и уважали.
Насколько эффективно добиться этого грубостью?
Всё это можно сказать тем частям нас, которые под видом нашей защиты нарушают эту заповедь.
Итак ,продолжая расслабление, найдём в себе по очереди части в нас, содержащие грубость, пошлость, наглость, цинизм.
Скажите каждой из них: "Ты меня не защищаешь, ты сама причиняешь мне боль и вызываешь её у других, на что будет ответная реакция.
Если ты хочешь меня защищать, почувствуй присутствие Творца. И ты сумеешь вместе с Ним это делать действительно эффективно".
Пустите свет Творца в каждую из этих частей. И почувствовуйте, как каждая из них начинает меняться.
Под каждой защитой есть страх или боль, иначе нам не нужны защиты.
Найдём эти страхи и/или старые раны. И с помощью Творца и наших методик начнём работать также и с ними.
автор текста: р. Ефим Свирский
Комментарии