Как Ельцин начал своё правление в 90-е годы
На модерации
Отложенный
Наиболее "весёлые" времена 90-х начались в России с 1993 года. А что было в 1991 и 92 году, когда власть принадлежала Ельцину?
Оценки здесь разные. Довел ли Ельцин страну до краха или больше виноваты его политические оппоненты?
В начале осени 1991 года стало понятно, что СССР не в состоянии платить по внешнему долгу. Начавшиеся переговоры с кредиторами привели к подписанию в конце октября меморандума «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников». Восемь из пятнадцати советских республик признали свою солидарную ответственность по этому долгу. Иностранные банки, со своей стороны, потребовали срочного перехода к рыночным реформам. Осенью 1991 года появилась на свет «экономическая программа» Егора Гайдара. Основные её положения президент Ельцин огласил 28 октября в программной речи на V съезде народных депутатов Российской Федерации. Она предполагала приватизацию, либерализацию цен, товарную интервенцию, конвертацию рубля. Провозглашая этот курс, Борис Ельцин заверил сограждан, что «хуже будет всем в течение примерно полугода». Затем последует «снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а осенью 1992 года — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
6 ноября было сформировано правительство РСФСР, которое Ельцин лично возглавлял до июня 1992 года. Первым его заместителем был назначен Егор Гайдар. Новым председателем Госкомимущества России вместо отправленного в отставку М. Д. Малея, который ещё в 1991 году разработал программу приватизации, предполагавшую создание в России частного сектора при сохранении за государством командных высот в экономике, стал ленинградский экономист Анатолий Чубайс.
21 ноября, по результатам второго тура переговоров со странами «семёрки», посвящённых внешнему долгу, Советскому Союзу была предоставлена кратковременная отсрочка по его долговым обязательствам. 5 декабря был подписан «Договор о правопреемстве в отношении государственного долга и активов Союза ССР». Этим договором была определена сумма общей задолженности СССР — 93 млрд долларов — и доля каждой из 15 республик в погашении советского долга. Доля России составила 61,3 %, или около 57 млрд долларов. Семь республик (Азербайджан, Латвия, Литва, Молдова, Туркменистан, Узбекистан и Эстония) подписать этот договор отказались. Основным условием предоставления ещё одной отсрочки по долговым обязательствам стало «сотрудничество с Международным валютным фондом» (МВФ) в осуществлении «рыночных реформ». Как утверждал Руслан Хасбулатов, «программа реформ в России как целостный документ» не существовала, а в основе тех преобразований, которые были начаты в январе 1992 года и получили название «шоковой терапии», лежали «жёсткие рекомендации и требования Международного валютного фонда».
Отправной точкой «шоковой терапии» считается либерализация цен. Цены намечалось отпустить уже с 1 декабря 1991 года, но под давлением других союзных республик, имевших общую рублёвую зону с Россией, это было отложено до 16 декабря, а затем перенесено на начало января 1992 года.
3 декабря был подписан указ «О мерах по либерализации цен», а 19 декабря вышло соответствующее постановление правительства РСФСР, вступившие в силу 2 января 1992 года. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции, резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Остановить гиперинфляцию удалось только в 1993 году.
Одним из первых серьёзных экономических решений, принятых Ельциным, стал указ о свободе торговли, подписанный 29 января 1992 года. Этот документ фактически легализовал предпринимательство и привёл к тому, что множество людей занялось мелкой уличной торговлей, чтобы выжить в тяжёлых экономических условиях, вызванных рыночными реформами.
Другими указами Ельцина были инициированы ваучерная приватизация и залоговые аукционы, приведшие к сосредоточению бо́льшей части бывшей государственной собственности в руках немногих людей (т. н. «олигархов»). Помимо гиперинфляции страна столкнулась с такими проблемами, как спад производства и неплатежи. Так, широкие масштабы приняли невыплаты заработной платы, а также пенсий и других социальных пособий. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе.
К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. 8 — 9 июня 1991 года выделением из Чечено-Ингушской АССР была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия, которая в следующем месяце провозгласила независимость.
В принятой Верховным Советом Татарской АССР ещё 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете, в отличие от почти всех других автономных российских республик (кроме Чечено-Ингушетии), не было напрямую указано, что республика входит в состав РСФСР и СССР.
26 декабря 1991, в связи с беловежским соглашением о прекращении существования СССР и об образовании СНГ, была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя.
В феврале 1992 года татарскими властями было объявлено о проведении 21 марта этого же года референдума, на котором ставился вопрос о том, что Татарстан суверенное государство и субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.
13 марта 1992 года Конституционный Суд РСФСР признал не соответствующим Конституции РСФСР ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов РСФСР на территории Татарстана, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров[95]. Однако референдум состоялся, и на его вопрос положительно ответили 61,4 % проголосовавших.
В феврале 1992 года депутаты Верховного Совета Карелии, имевшей опыт существования в составе СССР как союзная Карело-Финская ССР, попытались поставить в повестку дня очередной сессии вопрос о возможности выхода Республики Карелия из состава России. В дальнейшем в Карелии неоднократно принимались законы, изменявшие действие ряда положений федеральных законов на территории республики.
Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать обновлённый Федеративный договор — 31 марта 1992 года он был подписан президентом и главами регионов (кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии), а 10 апреля включён в Конституцию РСФСР.
VI Съезд народных депутатов и изменения в экономической политике
6 апреля 1992 года открылся VI Съезд народных депутатов России, который Егор Гайдар назвал «первой фронтальной атакой на реформы». Предпринятое с начала года сокращение государственных расходов привело к формированию оппозиции реформам в лице промышленного и аграрного лобби, имевшего широкое влияние в Верховном Совете и на Съезде. 11 апреля Съезд принял постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором указал на целый ряд проблем в экономике и предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы.
В ответ правительство во главе с Егором Гайдаром передало президенту заявление об отставке и огласило его в пресс-центре Съезда. В заявлении, в частности, говорилось:
Совокупность требований, заявленных Съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свёртывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы. <…> Неизбежным результатом осуществления решений Съезда будет катастрофическое падение уровня жизни, голод, социальные потрясения и хаос.<…> Мы не считаем себя вправе идти по пути безответственного популизма, когда под предлогом защиты населения происходит его ограбление в результате ускорения инфляции.
15 апреля Съезд пошёл на уступки и принял Декларацию «О поддержке экономической реформы в Российской Федерации», в которой поддержал действия правительства, направленные на принципиальные преобразования экономики, а постановление от 11 апреля предложил выполнять «с учётом реально складывающихся экономических и социальных условий».
Однако президент и правительство тоже были вынуждены пойти на компромиссы. Выполняя договорённости, достигнутые на Съезде, Борис Ельцин ввёл в правительство представителей «красных директоров» — Владимира Шумейко, Георгия Хижу, без ведома Гайдара вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу был назначен глава Газпрома Виктор Черномырдин.
Если первая попытка финансовой стабилизации, основанная на сокращении государственных расходов и введении новых налогов, в апреле-мае привела к снижению инфляции, то под давлением Верховного Совета и директоров предприятий правительство было вынуждено смягчить жёсткую денежную политику. Как пишет Андрей Нечаев, «к маю 1992 года мы столкнулись с тем, что навязанные нам финансовые обязательства лишь на треть могли быть покрыты за счёт реальных источников доходов бюджета». Правительство подняло зарплаты бастующим шахтёрам, по настоянию Верховного Совета было выделено 600 млрд рублей льготных кредитов на развязку кризиса неплатежей. В июле сменилось руководство Центрального банка. Новый руководитель ЦБ Виктор Геращенко не поддерживал курс на сокращение расходов, продвигаемый Гайдаром, проводил взаимозачёты долгов предприятий, на основе разовой кредитной эмиссии около 1 трлн рублей. Это давало временный эффект и приводило к увеличению инфляции. Осенью проблема неплатежей возникла снова. По мнению Евгения Ясина, «с приходом Геращенко в Центробанк первая попытка финансовой стабилизации была окончательно сорвана». Летом на увеличении расходов также сказался сезонный фактор: выделялись кредиты для обеспечения Северного завоза, Верховный Совет одобрил решение о масштабных кредитах сельхозпроизводителям под уборку урожая. Ускорился рост денежной массы и инфляции (с 8,6 % в августе до 22,9 % в октябре). С осени правительство было вынуждено вновь резко сокращать расходы, чтобы не допустить гиперинфляцию. Дефицит бюджета снизился с 10,8 % ВВП в августе до 4,4 % ВВП в октябре.
По материалам. Борис Ельцин — каким был жизненный путь первого президента Российской Федерации
Комментарии
Сам же Ельцин, по словам бывшего британского разведчика Джона Колемана, был «из конюшни Ми-6» (английская разведка). Об этом он писал в своей книге «Комитет 300». То есть власть в стране сменилась руками западных спецслужб! Этими же руками, судя по всему, наша страна разрушается до сих пор. Ельцин назначил своим приемником Путина. Вряд ли у агента Ми-6 будет приемник, который будет поставлен без согласия той же Ми-6. Генерал ГРУ Паринов, в своем интервью говорил, что
«Путин давно завербован Западом и стал, по всей видимости, самой большой удачей западных спецслужб за всю их грязную историю. Такого успеха враги России ранее не достигал...
Как Ельцин начал своё правление в 90-е годы
--------------
Проехался на троллейбусе, и все начали кричать, вот наш президент, он даже не брезгает общественным транспортом!
Вор зеля сделал так же, он много критиковал вора пороха с эскортом машин, проехался на велосипеде! И вот на те! Быдло сделало его президентом!
А он сейчас на работу на велосипеде ездит? Ездит с мигалками как и параша с эскортом машин охраны.