Из воспоминаний Михнюк А.Е.
Мы дошли до Таллина. Наша рота связи провела 40 км связи. Причем нам достался очень непростой участок. Под тонким слоем земли располагалась бутовая плита. Белый или желтоватый такой камень. Яму под столб надо копать до 2м. Четверть глубины это земля, а дальше сплошная бутовая плита. И все это надо продолбить ломом. Приходилось что-то придумывать и изобретать.
Придумал следующее-со сбитого фрицевского самолета снял пушку. Поставил на колеса и вниз стволом. Выстрел в ямку бронебойным снарядом, потом проходим полметра и для следующего выстрела выцарапывали всю крошку.
Иногда тол использовали, только так пошло и поехало. Авиационная пушка откатная, пружина стояла, наше изобретение при выстреле было устойчивым.
На это время у нас в части погибло только двое. Шофера убило и минер на разминировании погиб. Мину-сюрприз хотел изучить и взял с собой. Сел в машину и тронулись, мина в его руках сработала. Вредительство было постоянное. Вечером свои провода разложим, а утром их нет. Местные смотали и утащили.
В полевую форму нас не одевали, носили свою флотскую форму. Лично носил немецкие ботинки с шипами на подошве, все как у сталеваров. Шнурки из кожи, довольно тяжелые. На каменных плитах скользили. Наша обувь была надежнее. А если ее пропитать смесью из воска. В скипидар мелко строгали воск, все размешивали, потом обувь пропитывали. Обувь не промокала.
Носовые платки из байковых портянок мастерили. Многих элементарных вещей не было. Брились кто как смог. Часть усы носила. От вшей спасались довольно простым способом. Берёзовый дёготь искали. С ним постираешь рубашку, все тогда в порядке, вши не заводятся. Дёготь прекрасно мылом отмывается, а вонь от него остается. Очень хорошее средство.
Так же нас атаковали блохи. Наши сибиряки делали следующее. Если к ним попадал вредный эстонец, то бойцы ему блох подбрасывали. Надирали осиновой коры, потом мельчили и помещали в бутылку. Туда мочи добавляли. В этой бутылке разводили миллионы блох. Все потом оставляли у вредного эстонца, так баловались.
Из американской помощи видели только тушенку, больше ничего американского не видели. После взятия Таллина часть расформировали, всех разбросали. Весной 45-го вернулся в Кронштадт.
Хочу сказать о правительстве после войны. В этом правительстве были те люди, которых было нельзя отправить на фронт. У многих сомнительное прошлое. В период войны они руководили производством, занимались землей, возводили фабрики и заводы. Работали обеспечивая фронт, но одновременно занимались вредительством. Есть несколько номеров журнала "Коммунист", там все описано. И в итоге произошло следующее.
После войны люди с высокими коммунистическими принципами руководить уже не могли. Получили ранения, были больны. Они умирали тысячами, а их места переходили "власовцам". Сперва они становились председателями сельсоветов и других организаций. И эти оппортунисты произвели переворот в 1991 г. Ими руководили из США.
Много из войны помню, приходилось выступать в школах. Рассказывал про блокаду. И большинство парней, особенно не русских, прямо в лицо говорили, что все не правда, что все придумал. И поэтому желания рассказывать нет.