"Месть"

На модерации Отложенный

Интересно, почему из всех фильмов, получивших Оскара в 2010 году, самым обсуждаемым оказался «Черный лебедь», который при всех его достоинствах, всего лишь еще один «цветок зла» в уродливом букете современной культуры?

Я хочу порекомендовать всем посмотреть замечательный фильм датского режиссера Сюзанн Бир с банальным названием «Месть». Проблемы, поставленные в этом фильме, тоже не новы. Где предел зла, после которого уже невозможно прощение? Кто имеет право и кто должен осуществлять наказание? Чем наказание отличается от мести? Как расплачиваются дети за грехи родителей? Что такое духовная сила и должна ли она всегда сочетаться с физической? Вечные вопросы, не имеющие однозначного решения.

В «Мести» есть безусловный положительный герой — доктор, почти Христос во плоти, хотя и не лишенный человеческих слабостей. И это не надуманный образ, мне посчастливилось встречать подобных людей, и именно среди настоящих медиков. Вокруг главного героя завязывается много нравственных узлов, кратко расскажу только о двух, на мой взгляд, главных.

Доктор лечит чернокожих детей, среди которых довольно много жертв одного садиста. Кстати, садист тоже чернокожий. Довольно редкий случай, когда в фильме, получившем Оскара, злодей — негр, а положительный герой — белый. И вот за помощью к доктору-Христу обращается этот убийца, предлагая врачу в случае удачной операции свои деньги, связи и «дружбу». И врач делает этому недочеловеку операцию, хотя даже мед.сестры отказываются ассистировать. От денег и «дружбы» этого монстра герой, разумеется, отказывается, но вопрос не в этом. Должен ли он был спасать убийцу? Имел ли на то право? И вот, уже почти поправившись, этот садист со смехом наблюдает за умирающей из-за него девочкой и отпускает гнусные шутки в адрес жертвы...

И доктор не выдерживает, он фактически отдает больного убийцу в руки родителей погибших детей — и они расправляются с маньяком , забивают его камнями. Доктор в шоке. Он не знает, правильно ли он поступил...

Из этого состояния его выводит личная трагедия. У героя возникает случайная стычка с каким-то громилой. Сын доктора и его дружок — одноклассник ( тоже очень интересные персонажи) ждут, как пострадавший ответит на насилие... Но врач уклоняется от драки, и тем самым в глазах мальчишек мужчина выглядит трусом и слабаком, хотя взрослому зрителю, по-моему, очевидно, что уж во всяком случае при детях нельзя было вступать в схватку.

Тогда подростки решают сами отомстить за обиженного, восстановить справедливость, и с помощью самодельной бомбы подорвать дорогостоящую машину зарвавшегося придурка. Но как это всегда и бывает, все случайности просчитать не удается. В результате взрыва чуть не погибли невинные люди. Чтобы спасти их, удар принял на себя сын доктора. Мальчика тяжело ранило, его одноклассник, который был зачинщиком этого предприятия, чуть не покончил с собой, думая, что послужил причиной смерти друга...

К счастью, все закончилось благополучно, что не так-то часто бывает в современных фильмах... Потрясение заставляет мальчишек переосмыслить свой взгляд на многие вещи. Меняется их отношение к отцам.

Фильм прекрасно сделан: светлый, чистый, сложный... Но при всей сложности и драматизме четко разграничено Добро и Зло, ясна нравственная позиция режиссера. На мой взгляд, этот фильм достоин той высокой награды, которую ему присудили. Посмотрите его!