Что скрывается за паникой COVID-19?

На модерации Отложенный


Вещи часто выглядят определённым образом, потому что кто-то, имеющий власть, говорит нам, что они выглядят именно так. Если это кажется вам слишком циничным, задумайтесь о том, что выглядело самым важным ещё несколько лет или даже недель назад. Вероятно, вы думали, что самым важным вопросом было русское вмешательство в западную политику, вызывающее в нас эмоциональное и политическое возбуждение. А возможно, ещё несколько недель назад вы думали, что всё будет хорошо, если мы выгоним Дональда Трампа из Белого дома. А возможно, вы думали, что Брексит - панацея от британских проблем, или наоборот, он приведёт к краху Соединённого королевства.

Помните это? В конце концов, как бы нам не хотелось (хотя некоторые пытаются), мы не можем всерьёз обвинять Владимира Путина или русских троллей, которые потратили несколько тысяч долларов на рекламу в Facebook, в пандемии коронавируса. Как бы нам не хотелось, мы не можем всерьёз обвинять Трампа в катастрофическом состоянии приватизированной медицинской системы США, которая оказалась неготовой к общенациональной чрезвычайной ситуации. И как бы нам не хотелось, мы не можем обвинять мягкие европейские границы и иммигрантов в росте смертности в Англии. Именно глобализация экономики и дешевизна путешествий занесли этот вирус в Британию, и именно сторонник Брексита Борис Джонсон молчал, когда разрасталась эта эпидемия.

Большая картина.

Возможно, всего несколько недель назад наши приоритеты были немного оторваны от реальности? То, что казалось важным, на самом деле, было не очень важным? Возможно, мы должны были подумать о более важных вопросах - таких системных вопросах, как угроза эпидемии коронавируса? Пока мы беспокоились о русском вмешательстве, Трампе или Брексите, многие эксперты, включая пентагоновских, предупреждали об угрозе массового бедствия и необходимости подготовки к нему. Мы получили теперь этот кризис, потому что эти предупреждения были проигнорированы - не потому, что сомневались в их научной достоверности, а потому, что не было желания предотвращать эту угрозу.

Если мы задумаемся, то обнаружим два важных момента. Во-первых, наше внимание редко зависит от нас - это игрушка других людей. А во-вторых, «реальный мир», который изображается для нас, редко имеет что-либо общее с объективной реальностью вокруг нас. Это просто набор политических, экономических и социальных приоритетов, который специально был создан кем-то для нас. Никак не контролируемые нами агенты внешнего управления - политики, СМИ, бизнес - создают для нас реальность, как режиссёры создают фантастические фильмы. Они направляют наше внимание на определённые вещи, скрывая большую картину.

Критический взгляд.

В такие моменты, как этот реальный кризис, который затмевает всё остальное, у нас появляется шанс (хотя всего лишь шанс) осознать эту истину и развить наш критический взгляд. Взгляд, который действительно принадлежит нам, а не кому-то другому. Задумайтесь о прежнем себе, до коронавируса. У вас были такие же приоритеты, что и теперь? Это не значит, что нынешние ваши приоритеты во время кризиса - более «ваши», чем прежние.

Если вы смотрите телевизор или читаете газеты (а кто нет?), вы, вероятно, боитесь за себя и своих любимых. Всё, о чём вы можете думать, это короновирус. Ничто другое не кажется вам достаточно важным в сравнении с ним. И всё, на что вы можете надеяться теперь - это окончание карантина и возвращение к нормальной жизни. Но это не объективный реальный мир. Как бы ни был ужасен коронавирус, и как бы ни было правильным бояться заражения, нужно понимать, что власти направляют и контролируют ваш взгляд, даже если и используя авторитет врачей и учёных. И они направляют ваше внимание в своих интересах, хороши они, или плохи.

Бесконечная статистика заражений и смертей, взлетающие графики, истории молодых и пожилых людей, оказавшихся на грани выживания, служат лишь одной цели: убедить нас соблюдать карантин. Мы должны соблюдать самоизоляцию, не проявлять самоуспокоенности и не распространять болезнь.

Это наш интерес - выживание, предотвращение перегруженности больниц, и он совпадает с интересом истеблишмента и властей. Мы хотим жить и процветать, и им нужно поддерживать порядок, демонстрировать свою компетентность, чтобы не допустить превращения недовольства в гнев и открытое восстание.

Перегрузка деталями.

Но опять же, наше внимание не так принадлежит нам, как мы можем верить. Пока мы сосредотачиваемся на графиках, пока мы выглядываем в окна, чтобы настучать на соседей, которые вышли на утреннюю пробежку или собираются в саду для празднования дня рождения, бросив пожилых родителей, мы меньше думаем о том, как справиться с этим кризисом. Бытовые детали вытесняют более важную общую картину. Наш нынешний страх мешает нашему развитию и выработке критического взгляда. Чем больше мы напуганы графиками, смертями, тем больше вероятность, что мы подчинимся приказам властей, которые заявят, что защищают нашу безопасность.

Под прикрытием общественного страха и обоснованных опасений по поводу состояния экономики и перспектив работы, такие страны как США переводят огромные суммы общественных денег крупнейшим корпорациям. Политики, контролируемые крупным бизнесом, продвигают этот корпоративный грабёж без особых раздумий, и вполне понятно почему. Они знают, что наше внимание слишком перегружено вирусом, чтобы мы могли рассуждать об экономических выгодах и иллюзорном эффекте просачивания. И проводится много других драматических изменений, слишком много и слишком быстро, чтобы мы могли отреагировать на них: запрет на передвижения, усиление слежки, цензура, драконовские полицейские полномочия, использование армии, тюремные заключения без суда, военное положение. Эти меры, которые могли напугать нас, когда мы волновались о Трампе, Брексите или России, теперь кажутся нам хорошими для возвращения к нормальной жизни.

Как ни странно, наша мечта о возвращении к старой «нормальной жизни», означает, что мы готовы подчиниться новому нормальному, которое может навсегда лишить нас возможности вернуться к старому нормальному. Дело не только в том, что всё вокруг гораздо более условно, чем большинство из нас готово осознать, дело в том, что наше окно в то, что мы считаем «реальным миром», «нормальным», почти полностью создано для нас другими.

Отвлечение вирусом.

Как это ни странно звучит сейчас, в разгар наших страхов и страданий, пандемия - не вся большая картина. Наше внимание поглощено вирусом, но, самое ужасное, что это всего лишь отвлечение. Через несколько лет, а может быть и раньше, мы вспомним об этом вирусе, с отдалённого расстояния, и почувствуем то же самое, что чувствуем сейчас по поводу Путина, Трампа или Брексита.

Это будет частью наших старых приоритетов, малой частью большой картины, подсказкой к направлению нашего движения, предзнаменованием, на которое мы не обращали внимания, когда это было более всего важно. Вирус - одно маленькое предупреждение, всего лишь одно из многих, что мы живём вне связи с природой, которая окружает нас. Наша потребность в контроле и доминировании, в приобретении и безопасности, наша потребность в победе над смертью - вытеснили всё остальное. Мы следуем за теми, кто обещает быстрые и простые решения, отказывается от компромиссов, владеет властью, распространяет страх и ненависть.

Если бы мы могли всего лишь перенаправить свой взгляд, если бы могли на мгновение восстановить контроль над нашим вниманием, мы смогли бы понять, что нам угрожает не только вирус, но и наши страхи, наша ненависть, наш голод, наш эгоизм. Это доказывается лесными пожарами, наводнениями, болезнями, вымиранием насекомых, загрязнением морей, глобальным потеплением. Полная картина скрывается от нас, не только такими шоу как русское вмешательство или Брексит, но микроскопическими бактериями, обозначающими тонкую грань между жизнью и смертью.


Источник: The Bigger Picture Is Hiding Behind a Virus, Jonathan Cook, jonathan-cook.net, globalresearch.ca, April 03, 2020.