Или новый сионизм – или ...

На модерации Отложенный

Сионизм  постоянно меняется.

Сионизм 1.0 построил страну и боролся за ее существование.

Сионизм 2.0 позволил Израилю занять лидирующие позиции в мире — в экономическом, научном и технологическом аспектах.

 

Настало время нового сионизма. 

Цель сионизма 3.0научиться снова жить вместе.

После трех десятилетий социальных катастроф и растущих разногласий, которые разорвали израильское общество, если мы не осознаем насущность нового сионизма - нас здесь не будет.

 

В течение многих десятилетий до и после создания государства у сионизма было четкое видение: воссоздать и укрепить государство.

Успех не был гарантирован.

И когда Герцль смотрел вдаль с балкона в Базеле, и когда Бен-Гурион стоял в доме Дизенгофа в Тель-Авиве, провозглашая независимость, было неясно, получится ли в результате жизнеспособное государство.

Так было и в последующие десятилетия. Страна оставалось окруженной сильными врагами, которые жаждали ее уничтожения.

Похоже, что только в середине 1970-х годов, после кошмара войны Судного дня, уверенность  существовании Государства Израиля выросла и стала несомненной.

 

И возник   сионизм 2.0: он сосредоточился на том, чтобы сделать Израиль хорошим местом для жизни, а не просто возможностью для выживания.

 Израиль поднялся на вершину мировой экономики, и по ряду макропоказателей является одной из самых процветающих стран мира.

За эти годы Израиль стал научным лидером, страной-стартапом и занял первое место в рейтинге мировых инноваций.  Израильтяне довольны своей жизнью, и это отражается как в измерении глобального индекса счастья, так и в опросах, которые проводились на протяжении многих лет — большинство израильтян счастливы и хотят жить в своей стране.

Очевидно, что ситуация с безопасностью и экономкой непростая.

Израиль по-прежнему окружен врагами и сталкивается со значительной военной угрозой.

Экономическая ситуация, даже до корона-кризиса и, конечно, после него, ставит трудные проблемы. Тем не менее, в этих двух основных сферах Израиль,  способен справиться с ситуацией, и общее направление движения  позитивное.

 

Но несмотря на экономические успехи и относительную стабильность в оборонной области в последние три десятилетия, израильское общество приходит в упадок и распадается.

Из солидарного общества, в котором были существенные разногласия, но в основе которого было единство и объединяющий этос, оно стало носить отчетливо «племенной» характер.

Разрывы и противоречия только обострились. Ключевые события – среди них убийство Рабина и размежевание — привели к серьезному отчуждению между частями общества.

И без  трех избирательных кампаний за год, и, несомненно , в Израиле идет война всех против всех.

Правые и левые, религиозные и светские, арабы и евреи, либералы и консерваторы, бедные и богатые, ультраортодоксы и остальные.

Политическая арена, СМИ и социальные сети полны ненависти. Воздух отравлен. Трудно дышать.

 

У сионизма последующих десятилетий, у сионизма 3.0, есть миссия, столь же жизненно важная, как у старого сионизма.

Построение израильского общества как единого, солидарного общества. Это сионистское видение не стремится скрыть различия и устранить противоречия или заставить замолчать другого.

Оно хочет разрешить споры по-иному. Сделать израильское общество менее «племенным» и выработать более четкий общий знаменатель. Чтобы противоречия не превращались в злую энергию ненависти и отрицания других, чтобы одна сторона не видела в успехе другой стороны абсолютной гибели.

Это должно быть общество, социально-экономические разрывы в котором  будут значительно сглажены, а концептуальные отличия – не сопровождаться ненавистью.

 

Для достижения этой цели необходимо добиться двух основных изменений (и многих других):

-во-первых, готовности каждой из групп в израильском обществе отказаться от полной победы над другой.

Да, каждая группа мечтает увидеть Израиль по своему образу и подобию.

Левые — образцом либеральности,

Правые — консервативной страной, простирающейся от моря до Иордана,

Религиозные — гораздо более еврейской, и так далее.

Но если каждая группа захочет осуществить свои мечты полностью, у нас не будет будущего.

 

Во-вторых, нужна  изменить ядовитый, полный ненависти, стиль публичной полемики.

Вместо того, чтобы политики, журналисты, комментаторы в соцсетях  обменивались ударами ниже пояса и конкурировали  между собой в хлесткости и стремлении унизить, они могут  просто дискутировать.

Это  поможет очистить воздух и заняться сутью дела.

Социальная поляризация и «дискуссия ненависти» характерны не только для израильского общества. Но из-за проблем, с которыми Израиль все еще сталкивается, и не в последнюю очередь потому, что мы — еврейское государство, а значит должны выглядеть и жить по-другому, мы должны начать исправляться сейчас.

 

Это не случится ни за один день, ни за один год, это задача долгая и трудная: вернуть целостность и устойчивость израильскому обществу.