Повстанческая армия Н. И. Махно и евреи

На модерации Отложенный

В 1919 году в Украину двинулась Добровольческая Армия генерала А.И. Деникина.
10 августа войска вошли в Кременчуг. Маховик гражданской войны все больше набирал обороты.

Деникин отстаивал имперские идеи, принципы монархии, боролся за единую и неделимую Россию и за уничтожение большевизма. Жестокая ненависть деникинцев к большевикам переросла в оголтелый антисемитизм, ужасными последствиями оккупации Кременчуга стали еврейские погромы.

Деникинцы ставили своей целью восстановить Российскую Империю, с её порядками и законами, потому они, на занятых территориях, поддерживали антиеврейские настроения. Но, иногда проявляли инициативу во внутренних делах еврейских общин.

Так, в октябре 1919 года, в Кременчуге, деникинцы позволили возобновить коробочный сбор, согласно царскому закону от 1899 года. Собранные деньги использовались для помощи обнищавшим евреям и на содержание еврейских учреждений.
Деникинская администрация разрешила возобновить печатание закрытых большевиками газет. В Кременчуге доктору Эпштейну позволили издавать независимую газету «Приднепровский голос».
Но, одновременно, деникинцы проводили дискриминационную кадровую политику в отношении евреев. В Кременчуге генерал Осовский издал приказ, согласно которому евреи исключались из гласных городской Думы.

Погромщики оправдывали кровавые расправы тем, что в руководстве большевицкой России находится много евреев. Еще в 1918 году, в Ростове-на-Дону, было опубликовано воззвание к русскому народу, в котором говорилось: «Им, этим мерзким жидам – Троцкому, Мартову, Чернову, Свердлову, Зиновьеву и другим – не нужна Россия и благо русского народа, они мечтают уничтожить Россию и обессилить русский народ во взаимной вражде и грабежах».

Деникинский разбой в Украине привел к гибели 14351 евреев. В Полтавской области погибло: в Кременчуге – 12; Ромодане – 17; Семёновке – 18; Глобино – 27 человек.

Вот, что писал о погромах в Кременчуге свидетель К.Е.Миронов:

«Деникинцы заняли город почти без боя… Грабили всё, хватали, что под руки попадёт. Жители боролись, собираясь в кучки, и кричали, пока казаки ломали ворота. Жутко было по ночам. Так продолжалось дней шесть. Евреи побогаче, как, например, табачник Гурари, на квартиру брали офицеров, и за солидную плату обеспечивали себя от казацких налётов и грабежей… Антисемитские выходки приняли массовый характер».

В Кременчуге, кроме прочего, деникинцы казнили шестерых девушек - евреек, работниц табачной фабрики: Валентину Готлиб, Эмму Гордон, Евгению Лознер, Соню Гальпер, Полину Каплун, Эмму Брандман. Девушки были членами подпольной комсомольской организации, распространяли среди рабочих большевицкую газету «Дело революции», листовки и прокламации. После зверских пыток они были изрублены шашками на Крюковском мосту, а их обезображенные тела белогвардейцы сбросили в Днепр.

Жестокое обращение и постоянные унижения от казаков-деникинцев испытали на себе не только евреи, но всё население Кременчуга и Полтавщины.

На белый террор Полтавщина ответила народным восстанием. Вокруг Кременчуга действовали отряды под командованием Данилейко (300 человек), Попова (50 человек).
В белогвардейском тылу действовала восьмидесятитысячная повстанческая армия под командованием Нестора Ивановича Махно.

15 октября 1919 года отряды Н.Махно вступили в Кременчуг, выбив из города деникинцев. Во время пребывания отрядов Махно в городе не было беззакония, погромов и грабежей.

Махновщина была, поистине, движением интернациональным. В отрядах батьки воевали украинцы, русские, евреи, греки, и др. Как только возникло махновское движение на юге Украины, к нему примкнули многие евреи – анархисты. Большинство из этих людей, в свое время, принимали участие в революционном движении, сидели в тюрьмах, отбывали каторгу, жили в эмиграции. В повстанческой армии батьки Махно они играли значительную роль. Назовем некоторых евреев – соратников Нестора Ивановича Махно.

КОГАН. Помощник председателя высшего органа движения – Районного Гуляй-Польского Военно-Революционного Совета. Рабочий, затем земледелец. Схвачен в Уманском госпитале и убит деникинцами.

ЕЛЕНА КЕЛЛЕР. Секретарь культпросветотдела повстанческой армии батьки Махно.

Одна из организаторов анархистской конференции «Набат».

Во главе особого кавалерийского отряда батьки Махно в Кременчуге часто бывал ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ЗИНЬКОВСКИЙ – знаменитый ЛЁВА ЗАДОВ (11.4.1893 — 25.9.1938). До революции он был осужден на десятилетнюю каторгу. Расстрелян большевиками в конце 30-х гг., в период проведения политических репрессий.
Жена Льва Зиньковского — Вера Матвеенко, уроженка Кременчуга, после ареста Задова была репрессирована, более года просидела в тюрьме, но затем была освобождена.
В городе Геленджике, Краснодарского края, проживал сын Льва Зиньковского – Вадим Львович, полковник в отставке. А в городе Кармиэле, в Израиле, жила племянница Зиньковского – Софа. Вот что вспоминала она: «Лёва – мой родной дядя. Лёва и моя мама – брат и сестра. Я помню его, когда он приезжал к бабушке. Бабушка жила с нами. Хотя я и была ребёнком десяти-двенадцати лет, но помню его». Семья Софы в то время жила на Донбассе.

В повстанческой армии батьки Махно были еврейские подразделения. Наиболее известная батарея артиллериста ШНЕЙДЕРА, имевшая еврейскую роту прикрытия. Был у Махно и оркестр, который в шутку называли "Алэ соним ойф цулохэс" ("На зло всем врагам" - идиш), состоявший исключительно из музыкантов - евреев. Говорят, Махно любил песни на идиш, особенно "Крутится - вертится шар голубой". Вот оригинальный текст этой песни, исполнявшийся по-еврейски:

Ви из дус гэсэлэ, ви из ди штиб?

Ви из дус мэйдэлэ, вэмэн хойб либ?

От из дус гэсэлэ, от из ди штиб,

От из дус мэйдэлэ, вэмэн хойб либ.

Нестор Иванович понимал, что значительная часть украинского крестьянства серьезно заражена антисемитизмом, и потому вел с этим явлением беспощадную борьбу.

В феврале 1919 года Н.И.Махно предложил еврейским поселениям и местечкам создавать отряды самообороны, и выделил для этого необходимое оружие. Одновременно он потребовал от своего культпросветотдела и всех командиров усилить разъяснительную работу среди местного населения. С погромщиками Н.И.Махно расправлялся решительно.

В мае 1919 года бандиты атамана Григорьева учинили чудовищный погром в Елизаветграде.

В ответ на григорьевские погромы евреи Кременчуга пытались создавать свои отряды самообороны. Во время боев за Кременчуг, штаб повстанческой армии Махно обратился к рабочим и молодежи города с призывом выступить на борьбу с бандами.
Первыми откликнулись члены еврейской сионистской организации «Маккаби». Отряд еврейских добровольцев, состоявший из 300 человек, вступил в бой с григорьевцами и первым вошел в Александрию – резиденцию григорьевского штаба.

Нестор Махно принял решение незамедлительно наказать Григорьева. В штабе повстанческой армии ему вынесли смертный приговор. Для выполнения приговора Батько с членами своего штаба прибыл в село Сентово, на Елизаветградщине, где размещались отряды Григорьева. Здесь Григорьев и члены его штаба были расстреляны. В расстреле атамана Григорьева принимал участие сам Махно.

«Такие негодяи, как Григорьев, позорят всех повстанцев Украины, и им не должно быть места в рядах честных тружеников- революционеров», - заявил Н.Махно.

Местное население на юге Украины, в зоне действия махновских войск, надежно ими защищалось, и потому меньше пострадало в годы гражданской войны. Махновский культпросветотдел выпускал книги, брошюры, воззвания, посвященные борьбе с антисемитизмом.

В мае 1919 года Н.И.Махно подписал обращение к рабочим, крестьянам и повстанцам, в котором говорилось: «Ваш революционный долг – пресечь в корне всякую национальную травлю и беспощадно расправляться со всеми виновниками еврейских погромов».

И население Украины отвечало Н.Махно взаимностью и поддержкой, оказывая ему всестороннюю помощь.
Руководитель повстанческого движения в Украине, в годы гражданской войны, Нестор Иванович Махно, был отнюдь не законченным бандитом, как его изображали большевики.

В декабре 1919 года Красная Армия, при поддержке партизанских отрядов, освободила от деникинцев Полтавщину и город Кременчуг. На этот раз власть большевиков на Полтавщине установилась надолго.

Начиналась совсем другая страница истории.