Вина, Справедливость и Благодарность по-русски и по-западному, сегодня и в перспективе
На модерации
Отложенный
Неправильная оценка мотивов оппонента ведет к неправильным выводам, а неправильный выводы - к неправильным действиям. Сегодня стоит рассмотреть эту проблему с точки зрения таких понятий, как "благодарность".
Оценочная шкала "Что такое хорошо и что такое плохо?" заложены в нашем культурном коде, уходящим корнями в религиозные догмы наших предков.
Причем этот культурный код демонстрирует чудеса живучести даже в современное, насквозь прагматичное и циничное время. Современные поколения - ни разу не религиозные и совсем не романтичные. Религиозность ушла, а культурный код остался. Остался и влияет на наше восприятие действительности и наши поступки.
Слово справедливость в традиционном русском менталитете не зависит от формальных признаков и является самостоятельной ценностью, также как и грех в православии остаётся грехом, независимо от того, что там о нем думают окружающие и сам автор поступка. Возможность покаяться, повиниться и замолить грех никак не влияет на саму оценку.
"Наши западные партнёры" существуют в совершенно другой парадигме, где даже само слово "справедливость" не имеет прямого перевода и обозначается как justice (правосудие) fairness (честность) или equity (капитал). То есть справедливость для них - это некий публичный юридический акт и от того, как он выглядит и что провозглашает - зависит субъективное отношение тех, кого он касается.
Наш менталитет никогда не связывал вину и справедливость с каким-либо юридическим актом. Мы точно знаем, что можно быть без вины виноватым, а справедливость совсем не обязательно облекается в юридическую форму. Наоборот - очень часто оно юридическим решениям жёстко противопоставляется.
Отсюда вытекает крайняя подозрительность к богатству, особенно если это богатство неожиданное. Шансов снискать уважение умением коллекционировать денежные знаки среди православных крайне мало. Ортодоксальное восприятие христианства, где любое богатство - "не айс" ("быстрее верблюд пройдёт в игольное ушко...")
Поэтому у нас вор остаётся вором, даже если не пойман, а пословица "не пойман - не вор" говорит исключительно о несовершенстве правоохранительной практики. Совсем другое дело у "наших западных партнёров", особенно у тех, где широкое распространение получило такое течение протестантизма, как кальвинизм.
Богатство, трактовавшееся, профессиональный рост и другие измерения успешности в земных делах, согласно учению Кальвина, косвенно свидетельствуют об избранности Богом. Украл-убил-ограбил и не поймали? Значит Богу так угодно... Поймали - наказали? Значит точно сделал что-то не то - небеса тебя наказали - пора каяться...
Из Женевы (родины Кальвинизма) это вероучение, крайне удобное для первичного накопления капитала, распространилось в Англию (Пуритане), Шотландию, Нидерланды, некоторые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу, но наибольшее распространение получило в США, что предопределило культурную матрицу большей части современной американской элиты.
Понимая этот культурный код, становится сразу понятным, почему, например, немцы (и другие европейцы) не испытывали никакого чувства вины за свои зверства во время Второй мировой вплоть до 1944-1945 годов, но зато активно начали каяться, как только их реально припёрли к стенке.
Мудрые евреи, прекрасно понимая, с кем имеют дело, оперативно закрепили вину за Холокост соответствующими юридическим актами, сделали её частью системы образования, полирнули обязательными выплатами жертвам и обратите внимание, как всё стройно и долговременно получилось - платят и каются, каются и платят. И будут каяться столько, сколько будет существовать соответствующая законодательная норма. Ибо Justice - справедливость
А русские, в полном соответствии со своим культурно-историческим кодом, руководствуясь народными "повинную голову меч не сечёт" и "кто старое помянет - тому глаз вон", отказались от всего вышесказанного, включая возмещение гигантского ущерба. Поверженные "цивилизаторы" поднялись с колен, отряхнули брюки, пожали плечами: "ну не хотите, как хотите" и сейчас чувствуют себя абсолютно свободными от любого чувства вины перед "этими русскими варварами".
Наоборот, вчерашние проигравшие нацисты ломанулись наперегонки сами предъявлять претензии ко вчерашним победителям. И не просто предъявлять, а старательно закреплять их юридически, что автоматически делает их потерпевшими, а не виновными. 100500 миллионов изнасилованных немок, "варварские методы ведения войны" советскими войсками, "оккупации" и "геноциды", да и "Катынское дело", правильно юридически оформленные, вполне органично и "справедливо" (по меркам "цивилизованного сообщества") превратили русских из стороны, пострадавшей от агрессии, в безусловных агрессоров.
И эта "русская вина" будет доминировать в западных головах ровно столько, сколько она будет представлена в соответствующих юридических документах, заключениях и выводах уполномоченных органов. Иски, предъявляемые на основании этих выводов, будут считаться абсолютно справедливыми. Ибо справедливость = justice и наоборот.
Точно также и MH17, и не к ночи упомянутые Скрипали - всё это "доказанные свидетельства русской агрессии" не потому, что там реально что-то доказано, а потому что имеется соответсвующий юридический акт, где чёрным по бумаге нарисовано "виновен".
О втором конце этой палке я поговорю в самом конце, а пока позволю себе расшифровать западно-кальвинистское понятие благодарности, которое опять же в корне отличается от русского аналога, ибо опять же базируется исключительно на правильно составленных юридических документах. А если таких документов нет, то её - благодарности и быть не может.
Поэтому любые аппеляции русских к самопожертвованию советских солдат, отказавшихся от тяжёлой артиллерии при штурме европейских городов, демонстрация документов с тысячами тонн продовольствия, отсылаемого из послевоенной голодающей России европейскому населению, вызывают у "всего цивилизованного сообщества" недоумение и пожатие плечами: "Ну и что? Отсылали и ладно! Отсылали - значит должны были отсылать! Где-то написано, что мы за это должны быть благодарны? Нет? Свободен!..."
Другое дело - американцы! Они чётко прописали в самых различных документах включая школьные учебники, кому, почему и как долго Европа должна быть благодарна за свое освобождение от нацизма, и как эта благодарность должна выглядеть в абсолютном денежном и политическом выражении. И Европа благодарна, ибо это justice...
Комментарии
Замечательное разъяснение!
они не оставляют надежды заставить русский народ
жёстко соблюдать Христианские заповеди"
"в то время когда за Россию стал играть даже дьявол -
толпа либеральной прости Господи интеллигенции
наконец-то и весьма неожиданно нацепила на себя и трусы и крестик"
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А отказавшись от нравственности - так и будем блуждать в трёх соснах.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг - а так"...
Комментарий удален модератором
А по существу вопроса хочу пояснить, что русские - это, если можно так сказать, идеецентричная нация.
И поиск национальной идеи - для русских может оказаться даже более важным, чем ликвидация бедности.
Не случайно ведь в Конституции - по "совету" Госдепа - отсутствует понятие национальной идеи России.
Из толстовской триады - Добро, Простота, Правда - я бы выбрал только первое и третье.
Добро и Правда, вместе со Справедливостью - вот то, что представляется несомненными ценностями для русского человека.
И благодарность - важная составляющая понятия Справедливость.
"Им" - людям Западной Цивилизации - это, наверное, навсегда останется непонятно.
Комментарий удален модератором
Правильно. Когда-то мы, лет двадцать назад, выступали с ансамблем и регулярно пели "Но помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой Серёжку с Малой Бронной и Витьку с Моховой"... И у меня всегда горечь подкатывала - ни фига не помнят. Но как-то оформлять юридически акты благодарности - тоже вроде не по-русски.