Платошкин в трёх финских соснах

На модерации Отложенный

Автор десятков исторических исследований переврал историю войн с Швецией и Финляндией

Столетие тяжёлой, но победоносной Советско-финляндской войны закономерно вызвало шквал публикаций, написанных с самых разных позиций. Либералы лили крокодиловы сопли и обличали сталинскую агрессию, хотя её идеологически близким, но куда более приличным предшественникам, право СССР было очевидно. «Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию!» - Откликнулся тогда на войну, бывший лидер партии Конституционных демократов Павел Милюков, но непутёвые последователи забыли его слова.

Большинство авторов левого и патриотического толка справедливо указывали, что возвращённый СССР Карельский перешеек с Выборгом и Приозерском не имел к Финляндии ни малейшего отношения. Его отнял у шведов Пётр I, и лишь сто лет спустя Александр I присоединил его к Великому Княжеству Финляндскому, захваченному им у шведов. К лояльному политическому субъекту в составе Российской Империи, а не самостийному вассалу наших заклятых друзей, с 1918 по 1921 год дважды пытавшемуся оттяпать у нас приграничные территории с помощью сперва Германии, потом Великобритании.

Разумеется, после краха Российской империи Финляндия имела право на развод с ней, но вот имущество надо было делить, а не хапать, пользуясь слабостью Москвы. Всё же хапнули? Ну, тогда не обижайтесь, что когда соотношение сил изменятся, у вас тоже хапнут. Как говаривал в таких случаях один из героев Ярослава Гашека: со скотом и обращение скотское.

Бывший чиновник горбачёвского и ельцинского министерств иностранных дел, а теперь внезапно типа левый оппозиционер Николай Платошкин в ролике «80 лет незнаменитой войны» выступил идеологически верно. Однако сопроводил поддержку действий Сталина потоком лютого бреда, причём не только про Советско-финляндскую войну, но и про историю вхождения Финляндии в состав России.

«Во время Смутного времени шведские войска захватили ту часть, где сейчас Ленинградская область, называлась она Ингерманландия. Пётр I, как вы знаете, разгромил шведскую армию и эти земли вернул. По Ништадтскому мирному договору со Швецией 1721 года. Шведы в 1740 году попытались взять реванш, война шла два года в результате Россия присоединила то, что сейчас называется Выборгским районом Ленинградской области. Ну а потом, подошёл 1808 год, когда на ослабленную Наполеоновскими войнами Россию Швеция напала в третий раз. Они всё время пытались взять реванш, стереть Петербург с лица земли и вернуть себе исконно русские земли. В результате война шла на территории Финляндии, которая тогда входила в состав Швеции, и героическая русская армия во главе с Багратионом, совершила по тем временам немыслимое во что никто не верил. Войдя в Финляндию Багратион со своими войсками по льду Ботнического залива (это залив разделяющий Финляндию и Швецию) неожиданно перешёл и появился прямо в Стокгольме. Шведы обалдели и подписали мир, в результате, то что называется сейчас Финляндией вошло в состав Российской империи».

Выборг с окрестностями по Ништадтскому мирному договору присоединил к России именно Пётр I. Шведы попытались взять реванш в 1741 году, потерпели поражение и, согласно мирному договору в Або 7 августа 1743 года, потеряли территорию севернее Выборга с городами Нейшлот, Вильямстранд и Фридрихсгам. Не смогли отбить шведы потерянные земли и ходе войны 1788–1790 гг. После отделения Финляндии от России все потерянные по Абосскому миру города остались на финской территории и получили новые названия. Сейчас Вильямстранд это славная своими рынками Лаппеенранта, куда петербуржцы так любят ездят прибарахлиться.

Последнюю Русско-шведскую войну, в отличие от двух предыдущих, начала именно Россия. По условиям Тильзитского мира 25 июня 1807 года Александр I присоединился к организованной Наполеоном континентальной блокаде Англии. Швеция продолжала торговать с англичанами и французский император поощрил российского коллегу напасть на шведов. «Петербург слишком близко к шведской границе. — Многозначительно заметил Наполеон в Тильзите. — Петербургские красавицы не должны больше из домов своих слышать грома шведских пушек».

Александр намёк понял и 9 февраля 1808 года без объявления войны российские войска перешли границу. Бои шли с переменным успехом, но к концу осени шведские войска были разбиты и оставили Финляндию. Затем корпуса Петра Багратиона, Михаила Барклая-де-Толли и Павла Шувалова вторглись в Швецию, но Стокгольма не брали. Ближе всего к вражеской столице подошёл авангард Багратиона под командованием генерал-майора Якова Кульнева. Имея около 500 гусар и казаков, заняв 7 марта 1809 года городок Грисслехамн в 114 километрах от неё.

Шведы предложили перемирие, отряды Багратиона и Барклая были отозваны командованием, но ввиду неуступчивости противника наступление возобновилось. Положение Стокгольма стало безнадёжным и по Фридрихсгамскому мирному договору 5 сентября 1809 года Россия получила Финляндию.

Похоже, Платошкин этого не знает, как и многого другого. Переходя к Гражданской войне в Финляндии, он продолжает бредить. Например, утверждает, что в 1918 году красные, которых было 12 тысяч, сперва побеждали белых, но в апреле высадились 20 тысяч немцев и красных задавили. Причём общие потери красных убитыми в боях, расстрелянными и умершими в лагерях (27 038 красных финнов, часть которых в боях участия не принимала) значительно больше их потерь в Советско-финской войне.

Как ни был бы свиреп белый главком Маннергейм, перебить 26 тысяч красноармейцев из 12 тысяч ему не под силу. Через ряды армий обеих сторон прошло до 200 тысяч человек — примерно по 100 тысяч, а решающее поражение Маннергейм нанёс красным в сражении за Тампере в марте 1918 года. Германские войска численностью 15 тысяч человек начали высаживаться 3 апреля, когда остатки красных в районе Тампере были окружены и добивались. Их общие потери примерно равны потерям в войне 1939-40 гг, которые согласно последним данным составили 26 698 убитыми, и умершими от ран и болезней, плюс 956 погибших от бомбёжек и артобстрелов гражданских. То есть столько же, сколько погибло красных в гражданской войне и лагерях.

Переходя к финской войне Платошкин сообщает, что условия Карелии и Карельского перешейка исключали применение танковых частей, от чего несказанно удивился на том свете советский главком маршал Семён Тимошенко. Он-то к 1 февраля 1940 года сосредоточил против дотов линии Маннегейма 1331 танк, с помощью которых Красная Армия и прорвала финскую оборону, а теперь оказывается, этого нельзя было делать! Но только нам — финнам британские танки «Виккерс» Платошкин применять разрешил. Только наврал, что финны их получили во время войны. На самом деле к январю 1939 года.

Ну и вишенка на тортике. В конце сообщается, что советский пистолет-пулемёт Шпагина содран с финского «Суоми». Это ложь: ППШ - развитие пистолета-пулемёта Дегтярёва, который Красная армия стала получать ещё в 1935 году, хотя и в недостаточных количествах. Под влиянием Финской войны, его производство многократно увеличилось, а с 1941 года появился более дешёвый и пригодный для массового производства ППШ, но и он — переработка ППД, и они оба - наши системы, а не плагиат с финской. От «Суоми» взят только дисковый магазин...

Если этот текст прочтут члены фан-клуба Платошкина, они немедленно заклеймят меня как наймита Кремля, который клевещет на их кумира, чтобы не дать ему стать президентом России. Милые хомячки, суслики и прочие землеройки! Я не собираюсь вас агитировать — это бесполезно. Потому что достаточно неделю покрутить по всем каналам любого персонажа с более-менее подвешенным языком и базаром типа за социализм, вы влюбитесь в него как девочки-школьницы в очередного поп-звездуна. Сегодня ваши идолы - бывшее доверенное лицо Путина и депутат от «Единой России» Грудинин с отставным мидовским чиновником Платошкиным. Завтра ими станут активист путинского Народного Фронта Дубинин с экс-чиновником минкультуры Гармошкиным. Послезавтра постаревший комиссар движения «Наши» Тупинин с внезапно разлюбившим Путина журналистом НТВ Болвашкиным... Ну и так до бесконечности, пока концы не отдадите.

Мне же просто очень жаль, что человек, числящийся автором прекрасного трёхтомника «История Мексиканской революции» и ряда других добротных исторических трудов, похоже, всего лишь хозяин плантации литературных негров.

Юрий Нерсесов

https://youtu.be/NpLl64-AgNs