Что хранят люди в память о войне
На модерации
Отложенный
Чем ближе День нашей Победы, тем больше писем получает редакция липецкой детской газеты «Золотой ключик» от читателей о своих родных героях. Несколько месяцев назад мы предложили ребятам рассказать о том, какие реликвии времён войны хранятся в семьях жителей области. Родилась акция (хотя слово это совсем неподходящее) «Фронтовая реликвия». Потому как не акция это, а большое желание помнить о том, что было сделано 75 лет назад.
Приходили и приходят письма. Потоком, по несколько десятков в день. Публикуем, хотя все, конечно, на страницах детской газеты не уместить.
Делюсь с вами, дорогие читатели «Военного обозрения».
Пуговица
В каждой семье существуют памятные и дорогие сердцу вещи, доставшиеся от предыдущих поколений. В нашей семье также есть вещь, которая нам дорога и мы бережно ее храним.
Я, как и все девочки, очень люблю украшения. И нахожу всяческий способ, чтобы мне бабушка показала шкатулку с ними. Хочется быстрее потрогать бусы, браслеты, серьги и колечки. Но есть в нашей шкатулке одна неприметная вещица — пакетик с пуговицей. Обыкновенная, неприглядная пуговица. Я раньше не понимала, как она вообще удостоена была чести жить в этой шкатулке с «драгоценностями».
Но бабушка Галя всегда ее бережно достает из пакетика и рассматривает, как будто видит ее первый раз, а потом так же аккуратно убирает обратно, словно боясь разбить. А мне даже и в голову не приходило ее рассмотреть, я была занята более красивыми вещами.
Однажды я не выдержала и сказала: «Бабушка, зачем ты рассматриваешь эту пуговицу, ведь она некрасивая и старая?» Бабушка посмотрела на меня и ласково сказала, что эта некрасивая и старая пуговица дороже всех украшений, которые хранятся в шкатулке. Эта пуговица с телогрейки прапрадедушки, который погиб на фронте.
Мой прапрадедушка, Марковин Петр Маркович, жил в Рязанской области, деревне Кузьминка. Был красноармейцем, служил в минометном батальоне. А погиб в Смоленской области 7 апреля 1943 года.
Теперь я иначе смотрю на эту неприметную пуговицу…
Алина Кулыгина, ученица гимназии № 1 г. Лебедяни.
Двадцатилетний командир
Маша Муковнина, третьеклассница липецкой гимназия №69, рассказала о фотографии своего прадедушки.
«Анатолий Алексеевич Тагильцев вернулся с войны героем, на гимнастёрке сияли медали и ордена. Вот история только одной награды — ордена Александра Невского.
Батальон Анатолия Алексеевича подошёл к Одеру. К этому времени Тагильцев проделал долгий и сложный путь. Он участвовал в освобождении советских и польских городов, получил тяжёлое ранение. И вот – новое задание. Анатолий Алексеевич должен был со своей ротой форсировать реку, захватить плацдарм и обеспечить переправу других частей.
Немцы заметили их, когда до берега оставалось не более десяти метров, открыли огонь. Сапёры Тагильцева под прикрытием своих пулемётов первыми добрались до колючей проволоки и сумели сделать проходы для автоматчиков. В передние окопы фашистов полетели гранаты, бойцы косили врагов из винтовок и автоматов. Но и сама рота редела: из 120 человек в живых осталось 40... Вскоре подошло подкрепление, бой разгорелся с новой силой, а к утру немцы двинули танки. Командиры первой и второй роты погибли, поэтому командование объединёнными силами принял Анатолий Алексеевич.
Немцы предприняли ещё одну атаку, но, к счастью, подоспело наше подкрепление. Задание было выполнено.
В бой Анатолий Алексеевич пошёл старшим лейтенантом, а вернулся — комбатом.
Пятнадцать лет назад в Топчихинском районе Алтайского края, на малой родине Анатолия Алексеевича, на здании часовни Александра Невского открыли мемориальную доску ветеранам Великой Отечественной войны. Есть там и фамилия Тагильцев.
Анатолий Алексеевич прожил ещё много лет. А работал судьёй в городе Грязи».
лет без вести
А это одна из публикаций газеты «Школьный вектор», которую издают ученики школы села Большой Самовец Грязинского района. Её прислала педагог школы и главный редактор газеты Надежда Костерева.
"Моя прабабушка однажды рассказала, что её папа без вести пропал на фронте. В то время она была совсем маленькой. И запомнила лишь то, как он нёс её на руках, когда его провожали на войну.
А уже через несколько месяцев в семью пришло извещение о том, что Василий Федосеевич Печёнкин пропал без вести. Долгое время родственники хранили пожелтевшую фотографию солдата, присланную из-под Брянска. Это единственное, что осталось о нём у родных.
А недавно произошло очень важное для нашей семьи событие. Прабабушке сообщили, что в Брянской области нашёлся след её отца Василия Федосеевича, о судьбе которого не было известно почти 80 лет! В октябре 2018 года поисковый отряд «Брянский фронт» обнаружил воронку, а в ней — останки четырёх советских воинов. Опознать Василия Федосеевича удалось по нацарапанным на солдатском котелке инициалам.
Почти год назад в далёком селе Голубея Брянской области состоялось перезахоронение останков двадцати пяти найденных бойцов, среди них был и Василий Федосеевич".
Лёша Сокрюкин,
пятиклассник школы села Большой Самовец Грязинского района.
Семья Болговых хранит вещи бойца Маркина
Семья Болговых из посёлка Тербуны хранит вещи погибшего бойца Маркина, который в годы войны защищал тербунскую землю.
Глава семьи Болговых, Геннадий Александрович, и сын Саша уже несколько лет состоят в Липецком экспедиционном клубе «Неунываки» имени Владислава Ширяева. Они участвуют в поисках бойцов, воевавших в Тербунском и Воловском районе.
Прошлым летом вернулись из экспедиции, которая проходила около села Вершина Тербунского района.
В одной из последних экспедиций поисковики обнаружили алюминиевую ложку, на ручке которой была надпись: «Маркин». Следом выкопали круглый железный котелок — тоже с фамилией. Потом подняли останки бойца и его вещи: стеклянную фляжку, подсумки для патронов, зубную щётку, перочинный нож, химический карандаш, маслёнку, пенал для винтовки Мосина, куски ремня, пряжки, пуговицы, один ботинок. Нашли и медальон, к сожалению, пустой. Но фамилия, написанная на ложке и котелке, дала возможность через архивы узнать судьбу солдата.
Александр Касьянович Маркин родился 1909 году в селе Починки Пензенской области. А погиб 15 августа 1942 года на нашей Тербунской земле. Поиски родственников Маркина результата не дали, след его был потерян. Останки бойца перезахоронили на мемориальном комплексе «Тербунский рубеж». А личные вещи сейчас хранятся пока у семьи Болговых.
В плену
Это письмо прислал Ярослав Бунеев, ученик липецкой гимназии № 69.
"Многое я слышал о войне от родителей и бабушек, но одну историю запомнил особенно хорошо. Эта история военных лет моей прабабушки, Натальи Васильевны Кузнецовой.
Родилась она в 1923 году в селе Крутые Хутора Липецкой области. Училась в сельской школе и окончила восемь классов, а потом уехала в Ростов — продолжать учебу. Это время выпало на начало войны.
Город Ростов-на-Дону был дважды оккупирован немцами. Во время второго захвата 42-го года жителей Ростова расстреливали и брали в плен, а мою прабабушку и многих других увезли в Германию. Там они были чернорабочими на фабрике «Шредера», и у каждого на руке был выбит номер пленного. Их били, морили голодом, кормили помоями с червями, в те тяжелые времена выжили только сильные духом.
Спустя два года одна из немок пришла на фабрику, чтобы выбрать рабочего для своей фермы. Ей приглянулась моя прабабушка Наташа. Так она стала служанкой в семье фрау. Ухаживая за свиньями, она украдкой ела еду для свиней из-за того, что кормили животных лучше, чем пленных. Первое время работы на ферме немка пыталась спровоцировать мою бабушку на воровство, специально оставляя на видном месте свои драгоценности и деньги. Прабабушка Наташа не была воровкой.
Однажды немка увидела, как бабушка тайком питается вместе со свиньями, и с тех пор фрау стала кормить свою служанку лучше, чем животных. Бабушка Наташа очень умело вязала крючком и много красивых скатертей связала для немки.
Она работала служанкой до тех пор, пока советские солдаты не начали освобождать пленных Германии. Все это время прабабушка жила в старых бараках, построенных в низинах или оврагах. А в апреле 45-го года советские военнопленные Германии были освобождены и отправлены на Родину. Моя прабабушка Наташа наконец-то вернулась домой.
Начались послевоенные годы. В 47-м году она вышла замуж за односельчанина, моего прадедушку Ивана. В память о прошлом осталась только архивная справка о том, что прабабушка была в плену у немцев с сентября 1942 по апрель 1945 годов.
Я совсем не помню её, мне было 5 лет, когда моей прабабушки не стало. Но из рассказов своих родных я знаю, что это великая труженица, сильный и жизнерадостный человек".
Ещё одна история пленного — Алексея Тихоновича Зубарева. Её рассказал Андрей Лучников, четвероклассник липецкой школы № 41.
"В 1941 году моему прадеду, Алексею Тихоновичу Зубареву, было всего 20 лет. Таким молодым парнем он попал на фронт.
Прадедушка воевал в пехоте. Освобождая Беларусь, в тяжёлом бою был контужен. Очнулся уже в лагере для военнопленных.
Жизнь здесь была невыносимой: холод и голод. Кормили солдат водой, в которой плавали опилки. Над пленными издевались и избивали. Как-то раз немецкий офицер вывел моего деда перед строем солдат и начал показательное избиение. Мой прадедушка даже потерял слух, впоследствии чего получил инвалидность. Спасло Зубарева от смерти в немецком плену то, что его сослали на сельскохозяйственные работы. Для этого солдат перевезли на хутор, находившийся в Литве. Там пищей для пленных были колосья, которые голодные солдаты ели.
Через некоторое время пленных освободили наступавшие части нашей Армии. Прадед мой оказался в госпитале, а затем снова вернулся на фронт. Май 1945 года он встретил в Берлине. За храбрость, стойкость и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками он был награждён медалью Георгия Жукова. Эту медаль мы храним в нашей семье".
«Возьмите меня!..»
О своей прабабушке, Зое Ивановне Харитоновой, написала Полина Кулешова, ученица школы села Панино Доюровского района.
"Зоя Ивановна родилась в селе Рудаевка Воронежской области. Война для нее началась в июле 1942 года, когда родное село оказалось оккупированно фашистами.
В 1943 году семнадцатилетняя Зоя Ляпунова добровольцем ушла на фронт вместе с пятью такими же боевыми девчатами из своего села. Их взяли санитарками. После принятия присяги Зоя и еще пятнадцать девушек поступили в распоряжение 19 автосанроты. Им выдали ватные брюки, шинели, ботинки 42-го размера с шипованной подошвой, ознакомили со всеми правилами оказания первой помощи, закрепили за каждой санитаркой машину-полуторку.
Всю войну Зоя Ивановна выносила с полей сражений раненых солдат, вывозила их с передовой. Она рассказывала, как переправляли раненных на пароме через Вислу. А однажды привезли их под вечер и только отправили паром, как из-за горизонта показались самолеты с фашистской свастикой, похожие на черных пауков. Началась бомбежка и продолжалась до утра. Им повезло, паром благополучно переправился через реку. Зоя Ивановна вместе со всеми укрылась в окопах. Но едва заканчивали бомбежку самолеты одного эшелона, прилетали другие. Бомбили даже ночью при свете прожекторов, которые фашисты крепили к самолетам. Бомбежка продолжалась месяц.
В марте 1943 года, когда шел второй месяц службы девушки в армии, гитлеровцы предприняли контрнаступление под Харьковом и потеснили наши войска. Враг находился в двадцати километрах от Лозовой, где находилась Зоя Ивановна. Поступил приказ о немедленной эвакуации из госпиталя раненых. Нужно было на шести машинах вывезти их всех. Она вспоминала, как загрузила свою полуторку и хотела отправляться в путь, но вдруг увидела, как по больничному коридору ползет парнишка, у которого ампутированы ноги, и просит: «Возьмите меня, я тоже жить хочу». Она подняла его к себе на спину и понесла к машине. Посадила в кабину вместе с водителем, сама, как всегда, села в кузове на бортике. Им в кабине ездить было не положено. И отправились они в пункт назначения. Выехав на дорогу, они увидели бронемашину с солдатами, которые им сказали, что враг обошел Лозовую и находится впереди.
Из окружения выбирались по бездорожью. В одном месте машина завалилась на борт. Пришлось вдвоем с шофером переносить раненых в находившуюся поблизости деревню. А затем с помощью местных жителей ставили полуторку на колеса. Продолжали путь ночью с выключенными фарами. Раненые стонали, а санитарка Зоя Ивановна их успокаивала. Она ухаживала за ними, делала перевязки, подбадривала. Только утром добрались до своих.
За благополучный выход из окружения и проявленное мужество при спасение раненых отважная медсестра была награждена медалью «За боевые заслуги». Больше отступать ей не пришлось. До самого победного дня она провела в наступлении. Была Зоя Ивановна на Юго-Западном фронте, на I и II Украинских фронтах, в Польше, дошла до Берлина. На родной санитарной полуторке в один из майских дней оказались у стен рейхстага. Все стены там были исписаны нашими воинами. Тогда достали лестницу, и почти под потолком первого этажа древесным углем Зоя Ивановна вывела на стене: «Здесь присутствовала боец 19 санроты Ляпунова".
В июле 1945 года вернулась в родное село. В августе того же года поступила в медицинское училище в городе Россошь. А потом вышла замуж и по воле судьбы оказалась вместе с мужем в селе Доброе, где проработала 32 года. Сначала акушеркой в роддоме, а когда его расформировали, перешла на работу в районную больницу".
Портмоне
Старое портмоне хранит семья Орловых из Липецка. Вот письмо Глеба Орлова, ученика лицея № 3.
«Дмитрий Никитович Шестопалов был призван на войну в 1941 году. Он был шофером на машине, перевозящей боеприпасы. В один день на них начался обстрел с воздуха. Солдаты начали окапываться. Мой дедушка был ранен. В него попало три осколка. После обстрела он сам вытащил два осколка из ноги, а третий так и остался на всю жизнь в бедре.
У дедушки было портмоне с документами. Во время обстрела оно лежало в куртке на земле. Его пробило осколком насквозь. Это портмоне хранится у нас дома.
В 1941 году в неравном бою дедушкин отряд потерпел поражение, и они были взяты в плен. После освобождения он продолжал воевать. В 1946 году вернулся домой и еще некоторое время нес государственную службу. Дедушка был награжден медалями, которые теперь хранятся у нас дома.
Дедушка прожил долгую жизнь. Он был уважаемым человеком в совхозе Тамбовской области. Добрая память о нем сохранилась у односельчан и многочисленных родственников».
Добрая, долгая память всем, кто отстоял нашу землю! Спасибо!
Комментарии