Про непонятый "Ржев".

На модерации Отложенный

   Привет, вставайте, кто еще жив и способен мыслить… Есть тема, о которой хочу поговорить вместо остох…уевшего коронавируса…

   Побудительными мотивами взяться опять за перо стали два момента:

- недавнее обсуждение здесь, на М, статьи о фильме «Ржев», которое показалось мне чрезвычайно несправедливым к фильму,

- к своему прискорбию признаю, что не был знаком с творчеством недавно умершего советского писателя Бушина В.С., и, начав знакомство, узнал, что он тоже выступил категорически против этого фильма…

   Уверяю всех критиков фильма – фильм вы не поняли, в том числе и уважаемый мною Бушин В.С. А мое смелое заявление продиктовано тем, что мое мнение,или что-то подобное, я не встречал при обсуждении фильма. Фильм воспринят только как очередной набор антисоветских штампов.

   А между тем фильм заявлен авторами с претензией на историческую эпопею, с надеждой на высокие премии и признание. Но не получилось…

   Почему так? Потому, что у авторов не хватило таланта рассказчика правильно расставить акценты фильма и ясно преподнести основную мысль. А она была!

   Посмотрите на фото – это создатели фильма. Я вначале хотел запостить фото красочных кадров из фильма, но потом посчитал, что создатели - важнее. Посмотрите на них – это сплошь молодые люди. Они, как минимум, знали о войне из «первоисточников» и из уст отцов, у которых воевали деды (третье поколение), а это очень далеко. А учебники – близко. Там тема репрессий – главная, она-то и испортила все. Даже правильно снятая, она своим обьемом задавила и отвлекла внимание. И авторы не донесли очень хорошие мысли и свои творческие задумки.

   Итак. Пару недель назад, уже подготовлнный критикой к фильму, я его откопал и начал просмотр. Добрую половину смотрел вполглаза, без интереса. Потом присмотрелся, заинтересовался и в конце фильм меня конкретно зацепил.

   Сюжет. Батальон, руководимый жестоким придурком комбатом начинает наступление где-то под Ржевом. Она из рот наступает на деревню Овсянниково, в жестоком бою отбивает ее у немцев, потеряв много людей в бою. Ротный, толковый, смелый ст.лейтенант просит у комбата помощи артиллерией, иначе деревню не удержать. Вместо этого комбат (придурок же) присылает на помощь особиста с бойцом и перенацеивает пулеметный огонь соседней роты на их участок (огонь бесполезен, пулеметы не достают).

   И тут начинается два бестолковых конфликта на пол-фильма, котрые завлекают внимание и удивляют раскидистой клюквой содержания.

   1. Прибывший особист докопался до солдата, у которого нашел листовку в кармане. Совершенно несправедливо (солдат хороший, смелый, родине предан, беспроблемный мужичок). Потащил его через поле в тыл на тибунал. Немцы начинают наступление, тяжело ранят особиста. Арестованный спасает ему жизнь, они вместе отстреливаются, в итоге погибают, обьединенные дружбой и общим делом борьбы с немцами...

   2. В это время в деревне один боец узнает в другом бандита-вора, но воюющего с чужими документами (а он хороший, смелый боец)и стучит на него. При разборках выясняется, что у комсомольца рыльце в пушку, тоже что-то он там согрешил… что-то он там согрешил… потом в бою все обьединяются и воюют…

     В итоге роту немцы выбивают из деревни, ротный с пулеметом (!!!) и двумя бойцами прикрывает отход остатков роты…

     Все это я уже смотрел вполглаза, стрельба-война-штампы, но именно с этого момента, когда уже никто не смотрел, внимания не обращал, начинается самое главное.

   Избитые и измученные остатки роты выходят в тыл и ротный идет в блиндаж к комбату. Обьясняет обстановку. Комбат орет, приказывает идти назад, отбивать деревню. Ротный доказывает, что ни возможности ни сил нет – рота, в несколько измученных солдат, вся стоит перед блиндажом.

   И тогда комбат зовет ротного к карте, тихо и спокойно показывает – вот наступает твоя рота. Переводит взгляд к другому углу карты и говорит – а вот здесь через три дня начнется наступление армии. Все резервы сосредоточены там. И если бы у меня были резервы, я бы отдал их не тебе, а туда. Батальон создает картину начала главного наступления армии. А ты сейчас возьмешь свою роту и пойдешь отбивать деревню.

   И вот только с этого момента я допер суть.

   Комбат – человек величайшего мужества. Он не имел права обьяснить ситуацию перед наступлением. Хрен бы кто выполнил такой приказ. И тогда он выбрал единственно возможный путь – изображать держиморду и угрожать.

   А обьяснил ротному потому, что всё понимал, уважал и доверял этому парню.

   Ротный вьехал разу. Без слов вышел, построил роту и повел явно в последний бой.

   Вот поэтому я главными героями фильма считаю ротного и комбата. Хотя это при поверхностном просмотре вообще не видно.

   Вы только представьте величайшее мужество этих людей. Они не просто воюют, как все (бегают, стреляют, рискую жизнью). Они испытывают ровно те же физические трудности, что и солдаты но их мысли на порядок выше. Они знают главную задачу, осознают трагизм в полном обьеме, и тем не менее без «стонов» выполняют свой долг.

   ДА, солдату трудно в бою, он бежит, борется, прячется от пуль или наступает. Ротный выше всего этого, более того, он знает, что все это бесполезно на этом поле – но так же бежит. Долг!

   Вот так я понял этот фильм. Это ода офицерской чести, дань уважения и преклонение перед подвигом советских офицеров прежде всего.

   Но. Не получилось.

   И вот почему. Последние 30 лет перестройки, кроме «антисоветской клюквы» было в пропаганде и еще одно увлечение. Это увлечение «солдатской правдой»

Возможно мои слова большинство здесь сидящих покоробят. И скорее всего покоробят. Но, поверьте, в них нет неуважения к тяжелому солдатскому труду.

«Солдатская правда» - это творчество писателей описывающих солдатскую жизнь, службу, войну глазами солдата. А это совершено необьективно и предвзято. Потому, что солдат озабечен своими чувствами и очень редко может приподняться над ситуацией, хотя бы в масштабе местной тактики… Не говоря уж о задачах дивизии-армии-фронта.

   Такие картины очень трогают неискушенного читателя. Ведь это так человечно – пожалеть солдата, над которым издевается проклятый офицер (комиссар, пьяный генерал) и т.д… И в этом угаре люди совершено упускают из виду главное - кто же организовал нашу Победу? Руководил-то кто?

   В фильме сделана неловкая попытка рассказать эту правду, но.. Мода победила…

   Я их прощаю, молодые, хуле… ))