Раздавать люлей или по одиночке сосать лапу?

На модерации Отложенный

А. Зимбовский

Как сообщил россиянам великий экономист и руководитель Сбербанка Герман Греф – «Россия не может раздавать деньги жителям страны из-за нехватки соответствующих инструментов» (ну да, видимо, в распоряжении г. банкира есть только инструменты для изъятия денег у граждан, но никак не наоборот).

Впрочем, господин Греф милостиво снизошёл до нужд россиян, заявив – «нужно говорить о поддержке наиболее уязвимых и наиболее бедных слоев населения, сохранении здоровья людей и рабочих мест».

В общем, глава банка, как и иные государственные люди, говорит об адресной помощи. Как она выглядит сейчас? Ну, про ту часть, которая идёт бизнесу, мы говорить не будем, хотя и предполагаем очень много. А вот про ту часть, которая идет людям…

Вот, к примеру, пособие по безработице. В интернете всё больше жалоб о том, что пособие по безработице получить невозможно, потому как очно центр занятости не принимает, а заочно сайт центра занятости висит. Временные трудности? Будут ликвидированы? Правда, что ли? Для примера, можно рассмотреть какую либо другую программу адресной помощи населению, которая ранее реализовывалась нашими российскими чиновниками, ну и сделать выводы. Возьмем, к примеру, адресную помощь жильём.

Да. Да. Да. Адресную помощь жильём. Вы в курсе, что во многих случаях гражданам полагается бесплатно выдавать жильё? Не в курсе. Знаете, почему не в курсе? Наверное, потому, что в реале положенного по закону получить в одних случаях - сложно, в других - невозможно. Впрочем, дабы не быть голословным, разберём данную ситуацию подробнее.

Итак, очередь на получение жилья по нормам предоставления. В Москве на данную очередь имеют право встать люди, живущие на территории меньше 18 квадратных метров на человека.

И как оно работает на практике? А очень просто. Чиновники из ДГИ Москвы берут коридоры общего пользования, прибавляют их площадь к площади каждой из клетушек, в которых живут люди (обычно это жильцы бывших заводских общаг), и говорят: «А вы уже обеспечены по норме предоставления». Отметим, что это незаконно, и квалифицированным юристом, допустим, юристом Движения общежитий Москвы, данные действия могут быть опротестованы в суде. Однако охват граждан общественными организациями, действительно, защищающими их права, очень мал. А если гражданин действует сам по себе… Во-первых, у человека, живущего в таком жилье, не всегда есть деньги на адекватного юриста. А во-вторых, часто нет достаточных знаний, нужных для того, чтобы отличить нормального юриста от жулика.

Отметим, что приписка лишних метров – не единственный способ отказать в улучшении жилищных условий. Например, наличия жилья у родственников. Даже если это жильё, уже в вымершем в ходе развала Союза, населённом пункте. Даже если родственники уже родственниками не являются. Например, работала у нас в РФ вообще, в Москве в частности, в 2012 году программа предоставления жилья многодетным семьям. Так вот, многодетным матерям отказывали в субсидии по причинам наличия оного жилья у бывших (!) мужей. Даже несмотря на то, что у них (матерей) уже были новые мужья. Отметим, что в результате серии акций протеста жильё получило несколько больше многодетных, чем власти планировали. Но, всё равно, далеко не все. Те, кому повезло с самого начала, те, кто непосредственно и активно участвовал в акциях протеста, и те, кто попал под волну, созданную акциями протеста, смогли улучшить свои жилищные условия. Остальные, около половины имеющих право, пролетели.

Теперь поговорим о разрушенном жилье. Совсем разрушенном. Жители аварийного жилья в теории имеют право на расселение, на практике же… Один из наиболее вопиющих примеров по Москве – Дубининская 57. Этот дом был разрушен так, что дыры в перекрытиях вели с четвёртого этажа на второй. Впрочем, в тех местах, где дыр не было, перекрытия тоже подозрительно скрипели. Люди укрепляли их, кладя сверху новые слои фанеры и досок. Чтобы добиться расселения людям пришлось (опять же при поддержке Движения общежитий) писать во все инстанции, а также организовывать акции протеста, включая блокаду машины префекта.

Увы, дела так обстоят не только в Москве. Вот, к примеру, входящий в состав Прокопьевска посёлок Тырганские уклоны. Подземный пожар в брошенной шахте. Идущий из-под земли метан и ядовитый угарный газ. Покосившиеся, изломанные подвижками почвы, а то и провалившиеся по самую крышу строения. Люди отсюда должны были быть расселены по программе ГУРШ (Государственное учреждение реструктуризации шахт). Деньги были выделены, однако большая часть жителей была расселена не по программе ГУРШ, а по программе расселения ветхого жилья (полагается компенсация существенно меньшего размера), меньшинство вообще пролетело. Часть из этого меньшинства бежала, оставшись без дома совсем. Часть живёт, там где жить нельзя.

Почему не хватило денег на жильё этим людям? Потому что деньги пошли для избранных. Так, например, семья Трофимовых съехалась из своих квартир (находящихся в благополучных районах города) в аварийный дом, пробила в 2010 г. судебное решение о выплате компенсации в 3,75 млн. рублей, а затем вернулась на прежние места обитания. Как заявил, отвечая на многочисленные обращения по данному поводу данного разворовывания денег, выделенных на компенсации, некий Виктор Гринь (на тот момент зам генпрокурора РФ, нынче в отставке) - претензии необоснованны, что «представители администрации не имеют права отказать лицу в выдаче социальной выплаты, даже если у него несколько жилых помещений». А по закону должны. Собственно, обычным гражданам и отказывали. А Трофимовы - не обычные. У Трофимовых есть сын. А у сына жена (Трофимова Е.А.) И вот эта Трофимова Е.А. с 2000 года по настоящее время является архивариусом и экспертом-регистратором Прокопьевского отдела УФСГРКК по Кемеровской области.

Местный депутат Чикун также прославился тем, что помогал всяким уважаемым людям, к примеру, заведующей прокопьевской поликлиники № 2 МБУЗ «Городская больница № 3» Прокопьевска Светлане Мартыновой получать компенсацию за жильё. Семья Мартыновых так же имела другое жилье, а значит под программу ГУРШ не подпадала.

Отметим, что такие вот Тырганские уклоны на Кузбассе не одни. Всего переселению по программе «ГУРШ» подлежало 4 200 семей. На их переселение было выделено более 5 миллиардов рублей. Однако, как рассказали автору материала жители Прокопьевска, реально по ГУРШ было переселено не более одной пятой нуждающихся. Остальные были переселены либо по программе расселения ветхого жилья (напоминаем, это компенсация гораздо меньшего размера), либо не переселены вовсе. Деньги были попилены через выплату компенсаций лицам, не имеющим на то прав, и дававших с этой компенсации откаты заинтересованным чиновникам.

Что подсказывает автору материала, что в случае адресной помощи лицам, находящимся в тяжёлом положении в связи с коронавирусом, всё будет обстоять точно также. Деньги разберут люди, состоящие в родстве с чиновниками. Люди, состоящие в дружеских и деловых связях с чиновниками и давшие им очередной откат. Те же люди, которые, действительно будут иметь на эти деньги право…. Ну, кому-то, может, и повезёт. Может, треть средств дойдёт до адресатов, может, пятая, может, десятая.

Что можно делать? Ну, вспомнить недавнюю российскую историю. Скажем ситуация с невыплатой зарплат достаточно сильно улучшилась после 98 года. После того, как в 98-м боевые шахтёрские (и не только) профсоюзы начали перекрывать железные дороги и организовали постоянный пикет перед Белым Домом. Нет, конечно воровство продолжалось, но масштаб его серьезно уменьшился по сравнению с классическими 90-ми.

Или можно вспомнить монетизацию льгот, когда отмена бесплатного проезда для пенсионеров вызвала серию митингов по всей стране, и опять же перекрытие дорог, что заставило власти пойти на попятную.

Кстати, в Северной Осетии, после несанкционированного митинга, перешедшего в побоище, тоже начали выдавать пособия. В общем, люди, сумевшие объединиться в инициативные группы и движения, защищающие их интересы юридическими и внеюридическими способами, имеют шанс получить от правительства помощь. Остальные будут сосать лапу – как российский геральдический символ.

Впрочем, у российского геральдического символа есть ещё одна опция. Если его слишком долго заставлять сосать лапу – он может пойти раздавать люлей.

Итак, объединиться и пойти раздавать люлей или поодиночке сосать лапу? Вот тот выбор, перед которым нас ставят власти РФ!