"Политика" - трактат Аристотеля о государстве (335—322 до н. э.)
На модерации
Отложенный
"Политика" - трактат Аристотеля о государстве (335—322 до н. э.)
Написан в последние годы жизни Аристотеля в Афинах, попавших под влияние Македонии. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей. Отмечают, что конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель - теоретическое построение идеального полиса.
Книга 1
Аристотель определяет государство как общину, организованную ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье, естественным путём возникшей для удовлетворения повседневных надобностей.
Семьи, объединённые в селения, составляют неотъемлемую часть государства. Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху. В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим.
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться». Домохозяйство (экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления.
Книга 2
Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота». По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение».
Книга 3
Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7-й книге — и крестьянам. По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления:
Царская власть (монархия) — форма правления, при которой власть принадлежит одному правителю, получающему её по наследству, или же к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.
Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоду состоятельных граждан).
Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство.
Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих, то есть нищих). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии.
Книга 4
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство:
Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
Ремесленники — создают орудия труда;
Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
Чиновники — рационально управляют государством;
Военные — защищают государство.
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть способствовать благоденствию «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной». Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
Должностной орган;
Судебный орган.
Книга 5
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном.
Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
Книга 6
Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.
Книга 7
Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества.
Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:
Обеспечение пропитанием;
Обеспечение комфорта;
Защита;
Достаток;
Религиозный культ;
Справедливость.
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Книга 8
Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб». Существует четыре основных обучающих предмета:
Грамматика;
Гимнастика;
Музыка;
Рисование.
Комментарии
Жил он давно, почти 2 500 лет назад, но знал о государстве больше, чем современные политики.
===
"Хочу иметь больше коров" - фильм Прибытие (2016)
Не совсем понятно кто определяет и награждает такими титулами.
Но и в Германии есть совет Мудрецов -экономистов. Но которые прозевали и финансовый кризис и кризис в Греции. Но Мудрецами остались))))
Пытался найти их мудрости по поводу нынешних политических провалов. Когда везде так называемые демократические системы теряют весь свой демократизм. И заявление что система Либеральной Демократии потерпела крах. Кроме воплей что это вранье. Ничего реального не сказали.
Но мы же видим, что во всех странах мира, разрушены политические балансы независимости Ветвей Власти, свободы слова и независимости СМИ.
Но Мудрецы кроме бормотания ничего не высказывают. Напоминает фильм сказку, где "мудрецы" набрали в рот воды, и только ею булькали.
А ведь ситуация скверная складывается.
Везде средний класс разорился, а банки и монополии все скупают эти бизнесы за бесценок. И вместо разукрупнения Глобализма он еще больше Монополизируется. Рабочие партии и движения полностью разрушили. Левых превратили в маргиналов. А теперь новый вид крепостного права.
И как же пролетариат может вымрать)))) Только вместе со всем миром. Мы же видим сегодня когда Пролетариат не работает, то что делается. Сегодня Пролетариат это от слесаря до учителя и врача.
Но слава богу судя по желтым жилетам во Франции еще остается политической силой. Может и решимости и сил хватит разогнать нынешнюю прогнившую Элиту которая мечтает всех в батраки загнать.
Жаль нет ни одного реально Умного "мыслителя" чтобы разработал как эту пронившую фальшивую систему "Либерализма" реформировать. Ведь длительная История Римской империи показывает как шла смена диктатуры и Демократии.
Да и пример Чили отличный, как диктатура восстановила реальную Демократию.
Чтобы мыслитель был мудрым, он должен быть брахманом. Но где их набраться, брахманов рождается очень мало, из них получаются Великие Цари и Мудрые Мыслители. Соломон был таким Царем.
А нынче народ измельчал, современные мыслители дальше своего носа не видят.
Вот в Чили как раз и сработал защитный механизм, потому что там была "правильная" армия, ее возглавляли кшатрии. Они могут быть и воинами, и правителями. Но не царями.
Аристотель -человек своего времени. Его время закончилось в России феврале 1917г. Во Франции в сентября 1792....
Время всеобщего образование и гражданских прав дает шанс талантам,способным и упорным, изменить свою запись в книге судеб.
И в с/х работают все меньше и меньше.
Наука является самой производительной силой, а результатами в виде новых технологий пользуются все .
Я соглашусь с Аристотелем, но переиначу когда он говорит что "власть должна принадлежать тем, кто "носит тяжёлое вооружение"(с)
Скажу иначе, избирательное право должно принадлежать тем кто платить налоги, т.е кто "носит тяжёлое вооружение"
Его деление народа на 5 элементов, слишком похоже на индийские касты -это тормоз развития, даже для его времени.
~ 50/50 - можно согласиться и не согласиться.
А насчет сути демократии мне вот этот текст Шендеровича понравился, он талантливо показал, в чем же фундаментальная разница между хорошей властью и плохой. Хорошая власть - это своя власть, та, которую ты сам "назначил", проголосовав за нее на честных выборах. Своя власть может делать что угодно - угрожать гражданам, пугать их, грозить пожечь из огнемета тех что не соблюдает карантин, это людей не будет раздражать. А когда власть чужая, то те же самые слова вызовут негативную реакцию и могут даже вылиться в бунт.
https://www.youtube.com/watch?v=o5XR-XHHXAw
А где вы таких реальных политиков видите?
Нунешние пробираются в основном лизожопством.
Пробраться вверх чтобы твоя Жопа стала первой))))
Вот Меркель была девочкой на побегушках у Коля. Теперь ей все вылизывают)
Это было реальной Демократией. Иначе смешно,
Что заключенные, бомжи и все кому не лень идут выбирать правительство для тех, кто на них работает.
===
Да все он вроде правильно говорит: власть - тяжело вооруженным, а избирательное право - гражданам, обладающих собственностью средней, но достаточной.
Есть много примеров когда природа отдыхает на детях, и обратное когда у ничем не выдающихся родителей -выдающие дети.
........
Демократия -это сменяемость власти посредством выборов.
Больше ничего -демократия не означает.
Т.е при демократии у оппозиции те же права, что и у правящей партии.
В России, никогда в её истории, не было демократии.
В России никогда со времен Московского княжества и по сей день, власть не менялась посредством выборов.
Если в до монгольской Руси было в столичных городах вече, князя могли позвать, князя могли послать, т.е, Русь развивалась в ногу с Европой, то в уже Московии вече не было.
===
О какой детерминированности речь, если люди рождаются разными. В одной семье могут родиться ученый, полководец, врач и политик.
Люди рождаются разными, но касты делают людей одинаковыми. Перейти из одной касты в другую очень сложно и даже невозможно.
или у Аристотеля
5 элементов, 5 каст составляющих государство:
Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
Ремесленники — создают орудия труда;
Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
Чиновники — рационально управляют государством;
Военные — защищают государство.
.....
Это вариант средневековых сословий, или индийских каст
Приведу пример. В лесу нашли брошенного младенца и принесли его к жрецам. Жрецы - это каста брахманов. Они посмотрели на ребенка, поиграли с ним, изучили реакции и... назвали касту карапуза.
Вот в чем рациональное зерно. А то что от воина рождаются воины, а от дворника рождаются дворники - это средневековое мракобесие, фашизм в чистом виде.
В смягченном варианте, так бывает у любящих и не уважающих своего ребенка, родителей. Они с малолетства решает кем станет ребенок, в какие кружки его записать, где о нем похлопотать.
.......
А как иначе надо понимать у Аристотеля деление на 5 элементов, составляющих государство? А в семье должны быть рабы - 6 бесправное сословие.
Во всем у него просматривается разделение общества на сословия.
===
Ну нет, так нет. Но тогда нам придется перечеркнуть всю наработку психологов за последнее тысячелетие.
Вы просто к профессиям привязались, а каста - это не будущая профессия, это архетип. И его можно определить по реакциям. Поднесите палец к ребенку - один его схватит и начнет изучать, а другой отстранится и заплачет. Вот так жрецы определяют касту. Но это может сделать только брахман, вы - не сможете. Поэтому недоумеваете - как такое возможно, они не видят будущего! А им и не надо его видеть, они отличают воина от ремесленника с такой же легкостью, как вы мальчика от девочки.
Они с малолетства решает кем станет ребенок, в какие кружки его записать, где о нем похлопотать.
===
Хорошо, допустим родители решили, что их ребенок станет капитаном дальнего плавания. Записали в кружки, похлопотали, но когда дошло дело до приема в училище, комиссия говорит - извините, вы не подходите для работы капитаном, можем из вас подготовить штурмана. Почему? Ваша психика не так устроена, мы не можем рисковать людьми и судном.
А брахманы могли сказать еще в детстве, что капитан из него не получится.
У вас есть на эту темы ссылки или примеры?
От 5 элементов Аристотеля, уже пришли к архетипу?! Архетип иное понятие чем сословие или каста.
В касте особое место отведено запретов на межкастовые браки, т.е. то что важно при делению общества на сословия.
При этом нет никаких гарантий что не произойдут ошибки. Как было в до петровской Московии когда назначали военачальником не лучших, а родовитых.
.....
На самом деле делаются тесты, и на основании которых смотрят на реакцию кандидата и делают заключение.
К примеру требуется быстрая и квалифицированная реакция на не что, что быстро меняться.
Если кандидат краснеет, -он перспективен, если бледнеет -ему требуется менять профессию на более спокойную.
Эти тесты давно разработанные, под потребности новых технология, или профессии где большая вероятность возникновения экстремальных ситуаций.
НО эти тесты делают зрелым людям, а не детям. Никто не может определить в чем ребенок преуспеет, если конечно он не из рано проявившего таланта.
........
При этом, угадать можно и для малыша. Люди делают бесчисленное кол-во предсказани...
===
Объясните пожалуйста, как у вас появилась мысль про заглядывание в будущее? Ни на что другое не отвлекайтесь, объясните только это.
Нет у брахманов никаких знание, позволяющих увидеть будущие
===
Ну нет, так нет. Но тогда нам придется перечеркнуть всю наработку психологов за последнее тысячелетие.
.
Зачем жрецу видеть будущее, чтобы определить касту младенца? Ответьте, это же простой вопрос.
Я сделал паузы и увидел что я не прав.
===
Это до сих пор практикуется. Может Аристотель и не пророк, но он умел отделить важное от второстепенного.
Да это было всегда и везде. Поэтому Все страны ищут народам Врагов внешних и внутретрених. И никакая Демократия это не меняет.
Видите, полезно бывает почитать древних Мыслителей.
Но скоро эти книжки сожгут, наверное, или их просто никто читать не будет и граждане превратятся в батраков. Они не смогут даже представить что можно жить по-другому.
Ограничение электората ..носящими тяжелое вооружение, читай, налогоплательщиками - Разумно.
Но.
Поезд Уже Почти Ушел.
Нас ведут в мир Микса Социумов, европейцев с африканцами - которые, разумеется будут голосовать за леваков-глобалистов.
Кивок мр. Смита в сторону правого Аристотеля ...боюсь запоздал.
Нас ждет Еще Одна Волнующая встреча с Оруэллом, а вовсе не с Аристотелем в формате глобального Совка - надолго? - Так до 2084, думается.
Будет время помечтать))
===
Зачем избирателям тяжелое оружие, чтобы к буфету прорваться? )
Оружие нужно власти - тем, кто обязанности полиции исполняет. Аристотель про это говорит.
А про электорат он сказал, что средний класс надо увеличивать, долю тех, у кого есть собственность.
Леваки-Глобалисты как раз Уничтожают Средний Класс. Намеренно.
Так что, не ко времени этто. Ждем (новой) встречи с Оруэллом, не с Аристотелем.
Нет, это неправильное понимание. Аристотель - мыслитель, философ, он выстраивает концепцию государства - из каких оно состоит компонентов, какие процессы в нем идут, кто в них участвует, от чего зависит устойчивость итд.
И все это за свои личный счет.
Когда человек голосует, а потом лично претворять то за голосовал, то никакого популизма не будет
.........
Я давно тому назад изучал и древних и не древних философов, когда сдавал на кандидатский минимум. Кое что помню.
И стариков тогда практически не было, люди жили 35 лет.
Аристотель - ученый. Оруэлл - литератор.
Не совсем так, конечно, а посложнее, но типа того.
Есть такой раздел "философия науки", тут изучаются разные научные кухни - физика, лингвистика, математика, биология, филология... но не философия. В этом смысле она близка к искусству.
Представления древних греков о возрасте, в котором человека можно считать старым, практически не отличались от современных, а если отличались - то в сторону завышения.
В случае войны призывали всех до 60 лет. Сенатором в Спарте или публичным судьей в Афинах можно было стать только после 60 лет.
Когда Сократ был приговорен к смерти, его не считали стариком.
Софокл написал свою последнюю пьесу в 82 года.
Философ Исократ создал свой главный труд, трактат о воспитании, в 82 года, а в 98 лет покончил с собой, уморив себя голодом.
ПОЧЕМУ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ДОЖИВАЛИ ДО ДРЕВНЕГО ВОЗРАСТА?
Питтак, тиран Митилены - около 80 лет.
Солон, государственный деятель - около 70.
Писистрат, тиран Афин - 73.
Ксенофан, философ - около 92.
Пифагор - около 80.
Анаксимен, философ - около 70.
Парменид, философ - около 95.
Аристид, военачальник - около 72.
Анаксагор, философ - около 72.
Софокл, драматург - около 90.
Еврипид, драматург - около 76.
Горгий, философ - 105 - 109.
Сократ (казнен) - 70 лет.
Гиппократ, врач - 90 или 100.
Демокрит, философ - 90 или 100.
Антисфен, философ - около 80.
Ксенофон, писатель - 75.
небольшой список древнегреческих знаменито...
Среди них уже находятся останки тех, кто дожил до 60-70 лет.
Средняя продолжительность жизни в Риме - 22,5 года. В провинциях поболее - 35 лет.
Средняя продолжительность жизни портит детская и подростковая смертность, а она была огромна.
Мы не застали времена когда дети пачками умирали от оспы, дифтерии, краснухи кори столбняка, туберкулёза и тд А чума, холера? Много рождалось, много гибло, вот и статистика. Плюс гигиена
Если один младенец умудрился выжить и протянуть 60 лет, а один покинул этот мир, то средняя продолжительность жизни среди них всё равно 30 ле