Чем грозит отрицательная нефть

На модерации Отложенный

Отрицательные цены на нефть — это не только рыночный фокус, но и конец эпохи

Нефть WTI во вторник, 21 апреля, вернулась в понятный положительный диапазон, а рубль на открытии торгов упал незначительно. Но рынок навсегда запомнит «нефть по минус сорок долларов», а реальные экономические последствия этого исторического «заброса» еще только предстоит оценить — и испытать.

Что происходит

Рубль слабо отреагировал на вчерашнюю «кровавую баню» на нефтяном рынке США: на открытии курс доллара подскочил менее чем на 1%, с 75,5 до 76 рублей, и стал снижаться. Участники понимают, что у ЦБ пока есть возможности компенсировать падение.

Во вторник, 21 апреля в 8.00 мск, истекающие майские фьючерсы на нефть WTI торговались на бирже Nymex по $1,5 за баррель — по цене, которая казалась бы невероятно низкой еще сутки назад. Накануне фьючерсы WTI с поставкой в мае обвалились на $55,9, до минус $37,63. Отрицательные котировки североамериканской нефти достигнуты впервые в истории.

Июньские фьючерсы на WTI после более скромного падения накануне во вторник оставались выше $20, нефть Brent стоила около $26 за баррель.

Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК уже думают начать сокращение добычи раньше установленной даты 1 мая. «С этой катастрофой надо что-то делать. Но может быть уже поздно», — цитирует WSJ саудовского чиновника.

Об этом говорят

  • Причины нефтяного «черного понедельника» 20 апреля понятны — за день до истечения фьючерсов инвесторы пытались избавиться от них любой ценой, чтобы не остаться с нефтью, которую стало невозможно переработать и негде хранить (The Bell подробно разобрал происходившее на рынке). Речь о системном событии, а не об ошибке трейдера или замешательстве мелких инвесторов, как бы ни хотелось в это верить отдельным участникам, замечает Bloomberg.

  • Отрицательные цены на нефть — грандиозный провал России и Саудовской Аравии, согласовавших сделку о сокращении добычи всего неделю назад, — и выступившего в ней посредником президента США Дональда Трампа. «Намеки членов ОПЕК о более широком и быстром сокращении добычи не помогут. Даже если оно удвоится с начала мая, это никак не повлияет на емкость нефтяных терминалов в Кушинге сейчас», — пишет Financial Times.

  • Сам по себе один день обвала истекающего контракта не нанесет большого ущерба нефтяной отрасли США, однако отрицательные цены на нефть заставят мелких инвесторов перестать считать нефтяные фьючерсы гарантированным вложением, отмечает FT. Зато крупные трейдеры в крупном выигрыше: они могли забрать нефть с доплатой $30–40 за баррель, а потом запродать на фьючерсном рынке по $20.

  • Фундаментальная причина падения нефтяных цен — это избыток физической нефти в объеме до 30 млн б/с или трети спроса «до коронавируса». Чтобы цены на нефть поднялись, нужен рост спроса, более быстрое сокращение добычи или открытие новых мощностей хранения, а лучше все это вместе. Пока дисбаланс не будет устранен, цены останутся низкими и волатильными, пишет Bloomberg.

Что дальше

Стратегически такой обвал цен означает конец эпохи «энергетических сверхдержав» — России и Саудовской Аравии, пожинавших плоды удачной ценовой конъюнктуры последние 20 лет, отмечает агентство. Вместе с ними от прежних моделей придется отказаться нефтяным гигантам вроде Exxon Mobil и Royal Dutch Shell.

  • Кризис на рынке нефти будет углубляться, несмотря на усилия ОПЕК+, пишет FT. Ценовой шок вызовет дефляционную волну в мировой экономике, что еще больше усложнит работу центробанков, пытающихся поддержать национальные экономики в условиях тотального сжатия бизнеса.

  • Бесплатного бензина при отрицательной нефти можно не ждать даже в США, но средняя американская семья сможет сэкономить на топливе порядка $150 в ближайший месяц, замечает Reuters. Если бы не почти полное прекращение пассажироперевозок, больше всего от снижения цен на керосин выиграли бы авиакомпании.

Что мне с этого?

Главное, за чем нужно следить в ближайшие дни, — котировки июньских фьючерсов WTI и аналогичных инструментов по Brent. Если на рынке фундаментально ничего не изменится, похожие события могут произойти в день истечения срока ближайшего фьючерса на Brent 30 апреля. Расчетная цена российской Urals накануне уже уходила в отрицательную область, а ведь именно от нее зависят параметры и без того потрескивающего от напряжения российского бюджета.

Сергей Смирнов