Китай увеличивает импорт нефти из России.

На модерации Отложенный

Китай, пользуясь обвалом цен, скупает нефть для своего стратегического резерва, сообщает Bloomberg.

Согласно недавно опубликованной статистике, несмотря на кризис и борьбу с коронавирусом, в первом квартале этого года КНР нарастила импорт нефти на 5% в годовом выражении.

Конечно, предотвратить переизбыток нефти у экспортеров во втором квартале 2020 года не получится, однако некоторые страны от запросов Китая выиграть смогут. 

 

По итогам марта Китай приобрёл рекордный объём российской нефти на фоне падения европейского спроса в связи с пандемией COVID-19 и низких котировок на рынке чёрного золота. Поднебесная закупила 1,6 млн тонн против 1,2 млн тонн, поставленных в Китай в январе.

Причём, поставки намечены на весь апрель.

 В то же время экспорт казахстанской нефти в Китай на данный момент приостановлен с 22 января в связи с превышением в ней хлорорганических соединений. По сообщению Минэнерго Республики Казахстан, изначально планировалось поставлять 34,6 тысяч тонн в месяц, а не 3,7, как это было в итоге сделано. О целях российско-китайского договора, а также возможностях для стран центральноазиатского региона по экспорту энергоносителей в Китай при сохраняющейся низкой цене на нефть мы поговорили со старшим аналитиком БКС Премьер Сергеем СУВЕРОВЫМ.

На Ваш взгляд, почему в марте был побит рекорд по объёму приобретаемой Китаем российской нефти?

Это объективные потребности экономики или Поднебесная пользуется проблемами на нефтяном рынке? Что касается роста интереса китайских компаний к российской нефти, то стоит учитывать, что он базируется прежде всего на долгосрочных контрактах, прежде всего с Роснефтью, требующих безусловного исполнения обеими сторонами. Необходимо понимать, что возврат предоплат основывается на стоимости поставленной нефти: таким образом, чем ниже цена, тем выше при прочих равных требуемые объемы для возврата суммы выданной предоплаты.

Хотя российская нефть, поставляемая в восточном направлении, в последнее время упала в цене, относительно других сортов нефти, в том числе поставляемых с Ближнего Востока, она остаётся премиальной.

Можно сделать вывод, что российская нефть удовлетворяет китайских потребителей по разным причинам: технические свойства, качество, логистика и др.

Также очевидно, что Китай восстанавливается после пандемии коронавируса, с этим тоже, возможен рост покупок.

Страны Центральной Азии занимают существенное место в доле экспорта энергоресурсов в Поднебесную. Следует ли ожидать увеличения интереса китайских предпринимателей к центральноазиатским недрам? Китай всегда стремился диверсифицировать источники энергоресурсов. Импорт нефти и газа из стран Центральной Азии логично укладывается в этот тезис. Китайские компании достаточно давно работают в Туркменистане и Казахстане, имеют контракты на закупку энергоресурсов в Узбекистане.

Развитие интереса к недрам центральноазиатских республик будет зависеть от потребностей Китая, которые эта страна будет не в состоянии удовлетворить из других источников. Например, ожидаемый переизбыток СПГ на мировых рынках и возможное дальнейшее снижение цены на этот товар может сделать поставки более дорогого трубопроводного газа из Центральной Азии менее приоритетными для Китая в ближайшее время.

Таким образом, необходимо учитывать значительное количество факторов, которые будут определять интересы Китая к разным источникам поставок энергоресурсов в будущем. Однако стоит учитывать факт планирования Китаем своих потребностей на длительную перспективу. Наличие соседей со значительными запасами углеводородов всегда будет держать страны центральноазиатского региона в периметре интересов Китая. Учитывая основополагающую долю экспорта энергоносителей и произведённых товаров в структуре доходов бюджетов центральноазиатских республик, можно ли ожидать существенный рост доходов от торговли с Китаем и оздоровление экономики? Об этом можно говорить только в контексте отдаленной перспективе.

В случае значительного роста спроса со стороны Китая (или других стран) не нефтегазовые ресурсы стран Центральной Азии, финансирования и успешного запуска проектов по добыче и транспортировке энергоресурсов, страны региона вполне смогут рассчитывать на положительный эффект на темпы экономического роста и увеличение доходов бюджета. Однако для Китая ресурсы региона – лишь один из источников, поэтому странам региона необходимо вести серьезную работу по привлечению внимания этого крупнейшего потребителя к проектам добычи нефти и газа.