Беларусь на грани системного кризиса. Часть вторая. Политика
После скандальных выборов главы государства не прошло и четырех месяцев, как социологи зафиксировали резкое падение рейтинга действующего главы белорусского государства на 11% - с 53% до 42%. В основе такого резкого снижения доверия граждан к Александру Лукашенко лежит целый комплекс экономических, финансовых и валютных факторов, которые мы разобрали в первой части материала. Ниже мы рассмотрим основные составляющие современной политической ситуации в республике.
Пиррова победа
Экономический кризис серьезно подорвал и так пошатнувшееся после 19 декабря доверие белорусов к властям страны. Главные предвыборные обещания "успешно" сданы в архив (не прошло и четыре месяца после выборов), власть отмалчивается, народ пока безмолвствует. Вместе с тем, у властей нет никаких ресурсов для того, чтобы изменить или повлиять на тот расклад сил, который сложился вокруг республики после 19 декабря. Россия спокойно диктует свои условия практически по всем переговорным позициям, начиная от стоимости АЭС и заканчивая стоимостью нефти и газа, ЕС готовится к длительной политической и, возможно, экономической осаде.
Таким образом, ловушка, в которую белорусские власти загнали себя сами и абсолютно добровольно, захлопнулась. Осознав это, особенно то, что для переговоров с Россией по всем наболевшим вопросам необходимо иметь хоть какие-то аргументы, белорусские власти решили снова начать политический торг с Европой и начали уменьшать тяжесть предъявляемых обвинений основным фигурантам уголовного дела "о массовых беспорядках". Это было вполне ожидаемо и предсказывалось экспертами еще в декабре, сразу после "выборов" и "переворота". Вместе с тем, мало кто предполагал, что белорусский официоз сломается так быстро, всего за четыре месяца. Однако экономика внесла свои коррективы.
Вместе с тем, предпринимаемая официальным Минском попытка снова поторговаться с Западом, на наш взгляд, не даст ожидаемого властями результата. Во-первых, даже внешняя нормализация отношений с Россией еще до 19 декабря отнюдь не привела к восстановлению белорусско-российских отношений на прежнем уровне. Напряжение достаточно велико. Можно даже предположить, что официальный Минск снова бы довел дело до публичного скандала, но ситуация не та - каждое лишнее слово в адрес России или конкретных чиновников будет исчисляться многомиллионными потерями для экономики республики, и так балансирующей на грани дефолта. У официального Минска практически нет никаких аргументов, чтобы хоть как-то усилить свои позиции - экономика прозрачна.
Аналогичная ситуация и в отношениях с ЕС и США - Запад, точно также как и Россия, видит плачевное состояние экономики республики. Поэтому не торопится. Что касается "политической модернизации" или выборов в парламент, то Западу тоже здесь спешить не с руки, т.к. парламент ничего в общественно-политической жизни республики не решает. Кроме того, нынешнее белорусское руководство видит, что рычаги управления ситуацией в стране стремительно ослабевают. Поэтому появление даже мало-мальской квоты даже якобы оппозиционеров в лице известных и во всей красе проявивших себя после выборов деятелей ничего не изменит. Для власти даже этот шажок будет опасен, т.к. он будет расцениваться как слабость, а для Запада наличие таких "наклоненных" "оппозиционеров" в парламенте и подавно не имеет смысла. Соответственно, торговаться не за что. А если нет ситуации торга, то нет и необходимости до 2015 года налаживать отношения.
Тем не менее, для белорусской власти отсутствие диалога с Европой и США представляет серьезную проблему, т.к. нечем шантажировать Россию. Однако время не терпит, и у властей нет временного ресурса, чтобы хоть как-то изменить ситуацию в свою пользу. Для нормализации отношений с Европой понадобится никак не меньше полугода (это при вынесении самых мягких приговоров основным фигурантам), а это уже осень. К этому времени все основные вопросы с Россией будут уже решены.
Т.е. политическая стабильность в случае решения вопроса об экономической поддержке со стороны России в ближайшие полгода гарантирована. Вместе с тем, есть еще один очень важный аспект, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о прозападной оппозиции, а точнее о ее полном разгроме.
Действительно, если посмотреть на оппозиционный ландшафт после выборов то становится заметным, что прозападная оппозиция оказалась полностью обезглавленной. Кто-то (Некляев, Богданкевич, Милинкевич и некоторые другие) больше не сможет претендовать на лидерство по возрастным критериям, кто-то из-за огромных имиджевых потерь (Романчук, Михалевич, Статкевич, Санников, Костусев), кто-то по другим причинам, например, стечению обстоятельств (Статкевич) или фатальному политическому невезению и отсутствию харизмы (Лебедько) и т.п. Но факт остается фактом - сегодня в оппозиции нет ни одного лидера, к которому не было бы серьезных вопросов (в лучшем случае) или претензий (в худшем). Деградация лидерского потенциала прозападной оппозиции очевидна. Со временем это приведет и к полной деградации оставшихся структур, которые полностью скатятся в маргинализированное сектантство.
Это говорит о том, что в результате 19 декабря на политическом поле республики такая политическая сила, как прозападная оппозиция, фактически отсутствует. Теперь это в большей степени флэш-моб и интернет-сообщество, нежели организованная политическая структура. С одной стороны, это, несомненно, хорошо - обанкротившиеся политики с явно неактуальными для подавляющего большинства белорусского населения идеями западной интеграции и НАТО, ушли. С другой стороны, образовавшийся вакуум будет чем-то заполнен. И вот здесь мы имеем вилку возможностей, как для власти, так и для гражданского общества. Очевидно, что власть должна иметь оппонента, который будет ее критиковать. Вопрос в том, кто, как и в каких формах это будет делать.
Т.е. что мы на сегодня имеем в политическом плане в Беларуси? Официальный Минск а) полностью себя обескровил в одновременной борьбе с Западом и Востоком, б) не имеет никаких дальнейших ресурсов для войны на два фронта. Более того: акт о капитуляции формально не подписан, но отсутствие дефолта в республике, а, соответственно, и дальнейшая политическая судьба всего нынешнего белорусского руководства, находится исключительно в руках Москвы. Время относительного экономического затишья, исходя из объявленной сегодня Нацбанком республики величины белорусских ЗВР (всего 3,7 млрд.
долларов) на исходе, максимум мясяц-два. Это подводит некоторый итог спорам о будущей модели внешнеполитического устройства республики. Вторая "Брестская крепость" не состоялась. Закрыться от мира и стать европейской Северной Кореей республика не сможет - призыв к народу уйти в землянки не услышан. Никто не захочет отказываться от благ современной цивилизации в обмен на благополучие считанных единиц белоруской номенклатуры. Соответственно, необходимо определяться, с "кем Вы, мастера культуры".
Но такой же обескровленной стала и белорусская прозападная оппозиция. Лидеров - нет, идеологии - нет, главное - нет народной поддержки ни лидерам, ни идеологии. Получается, что и власть, и оппозиция также истощили друг друга во взаимной борьбе. А это, в свою очередь, говорит о том, что несмотря на то, что формально власть в республике есть, политическое пространство республики практически полностью свободно.
Постоянный адрес новости: belarus.regnum.ru/news/1391969.html
МВФ снисходительно относится к ситуации в Беларуси
МВФ не сомневается в платежеспособности Беларуси. Системного экономического кризиса в Беларуси нет и долгосрочные перспективы экономического развития Беларуси хорошие. Но власти должны восстановить доверие белорусов и вселить в них уверенность - МВФ.
"Я полагаю, что в Беларуси отсутствует системный экономический кризис, но имеются серьезные экономические проблемы, и важно, чтобы они решались", - сказал журналистам руководитель миссии МВФ по Беларуси Кристофер Джарвис.
Для этого МВФ подготовил для Беларуси ряд рекомендаций. Они, в частности, касаются смещения акцента в инвестициях на приобретение машин и оборудования (для того чтобы повысить объемы производства и экспорт), усиления работы в области приватизации (это позволит предприятиям работать более эффективно и получить доступ к новым технологиям). Также МВФ рекомендует реформировать финансовый сектор за счет выведения кредитования государственных программ из банковского сектора и переноса его на бюджет, передает
БелТА.
Что касается курсовой политики, то, по мнению Кристофера Джарвиса, необходима некоторая гибкость обменного курса белорусского рубля. "Я думаю, что некоторые действия, предпринятые Национальным банком, включая и разрешение коммерческим банкам использовать более девальвированный обменный курс, указывают на признание необходимости придания некоторой гибкости обменному курсу", - сказал он.
При этом множественность валютных курсов в Беларуси может вызвать серьезные проблемы и диспропорции в экономике страны, необходима их унификация, считает Крис Джарвис.
«Я полагаю, что наличие множественности обменных курсов может вызвать серьезные проблемы и могут возникнуть серьезные искажения в экономике, когда одни лица могут покупать иностранную валюту по одному курсу, а другие - по другому. Важно, чтобы Нацбанк в рамках выработки пакета мер, которые обеспечили бы повышение устойчивости и доверия (к национальной валюте – ред.), вновь унифицировал курсы», - цитирует Джарвиса
Прайм-ТАСС.
При этом он отметил, что расширение Нацбанком коридора для установления курсов валют по сделкам на внебиржевом рынке – «является полезной мерой». «Это позволяет получить инофрмацию о том, каков равновесный обменный курс», - сказал он.
Кристофер Джарвис подчеркнул: "Мы наблюдаем движение курса в пределах коридора +/-8%. Что касается того, каким должен быть уровень курса, то это зависит от тех мер экономической политики, которые реализуется в его поддержку". "Когда у страны есть большой дефицит счета текущих операций, как в случае Беларуси, его можно закрыть за счет различных вариантов сочетания мер. Это можно сделать за счет изменения обменного курса или ужесточения других направлений экономической политики, таких как бюджетная политика, процентные ставки, лимиты по кредитам", - отметил он.
Джарвис не стал уточнять, какой курс национальной валюты мог бы стать оптимальным для Беларуси. "Что касается того, каким должен быть уровень курса, то это зависит от тех мер экономической политики, которые будут реализовываться в его поддержку", - сказал он.
"Властям Беларуси, в частности правительству и Нацбанку, необходимо согласовать такой пакет мер политики, который бы обеспечил устойчивое сальдо счета текущих операций и восстановил доверие общественности, уверенность в том, что эти меры смогут обеспечить заявленный результат", - сказал представитель МВФ.
"Я полагаю, что долгосрочные перспективы Беларуси хорошие. В стране образованная, квалифицированная рабочая сила. Поэтому необходимо использовать имеющийся потенциал в максимально возможной степени", - сказал Кристофер Джарвис.
Он напомнил, что в марте был опубликован Отчет персонала МВФ для консультаций 2011 года по Статье IV, в котором дана оценка экономической ситуации в Беларуси. "Мы полагаем, что с тех пор, как был подготовлен отчет, экономическая ситуация в Беларуси существенно не менялась. Поэтому мы полагаем, что не существует большого числа новых ситуаций, которые мы могли бы комментировать", - сказал руководитель миссии МВФ по Беларуси.
Вместе с тем Кристофер Джарвис подчеркнул, что в Беларуси наблюдается некоторое ухудшение ситуации на валютном рынке: физические лица и предприятия активно приобретают валюту, наблюдается переток рублевых вкладов в валютные. "Мы полагаем, что причина того, что власти столкнулись с такой ситуацией, заключается в том, что в течение последнего года экономическая политика была слишком мягкой. Это, в частности, и чрезмерный рост кредитования (в 2010 году объем кредитов экономике увеличился примерно на 40%), и значительное увеличение заработной платы в бюджетной сфере в конце 2010 года. Сочетание этих факторов привело к снижению конкурентоспособности и сформировало высокий дефицит счета текущих операций", - отметил представитель МВФ.
Кристофер Джарвис считает, что, так как проблемы на валютном рынке лежат в области экономической политики, то и решения этих проблем следует находить в экономической политике.
Так, МВФ полагает, что Беларуси необходимо сократить дефицит бюджета, существенно снизить кредитование в рамках госпрограмм, ужесточить денежно-кредитную политику, в частности повысить процентные ставки на финансовом рынке, чтобы они были положительными в реальном выражении, то есть выше, чем ожидаемый уровень инфляции.
По мнению Кристофера Джарвиса, все это создаст стимулы для того, чтобы граждане хранили сбережения в национальной валюте.
http://clck.ru/ALKP
Комментарии
Такое положение вещей ничем не попахивает? Беларусь последнее время ведёт активный диалог с Евросоюзом через правительство Литвы.