Концепция «евразийства» и один из её создателей князь Николай Трубецкой

На модерации Отложенный

 

Автор:

Николай Сычев.

16 апреля 1890  года родился князь Николай Сергеевич Трубецкой  русский лингвист, философ, один из  основоположников «евразийства».

Впервые идеи «евразийства» как четко сформулированного направления мысли были озвучены 3 июня 1921 года в Софии, на заседании религиозно-философского кружка. Его вдохновителями были молодые интеллектуалы русской эмиграции, стремившиеся к духовному размежеванию с Европой и открытию для России и сопредельных стран нового пути духовного и общественно-политического развития. Программным документом нового течения стал сборник статей «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения», среди авторов которого был молодой князь Николай  Трубецкой.

Николай Сергеевич  был потомком древней княжеского рода, ведущего своё родословие от литовских князей Гедиминовичей. Отец Николая – Сергей Николаевич Трубецкой – был ректором Московского университета, а дядя – Евгений Николаевич – известным философом и богословом. Таким образом, с ранних лет Николай имел благоприятную почву для своего всестороннего развития в кругу образованных людей. С тринадцати лет он посещал заседания этнографического отдела Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Занятия в этой области, по признанию самого ученого, способствовали пробуждению в нем серьезного интереса к теоретическому языкознанию. В пятнадцать лет Николай опубликовал первую научную работу «Финская песнь «Kultoneito» как переживание языческого обычая». В 1908 г. он окончил экстерном Пятую Московскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, а затем перевёлся на отделение западноевропейских литератур и наконец – на отделение сравнительного языкознания, где стал учеником знаменитого филолога Ф. Фортунатова. В 1912 г. он закончил первый выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на университетской кафедре.В 1913–1914 гг. Николай Трубецкой стажировался в университете Лейпцига. По своем возвращении он сдал магистерские экзамены и стал преподавать в Московском университете в качестве приват-доцента.

Летом 1917 Трубецкой отправился с научными целями на Кавказ, где его и застал большевистский переворот. В марте 1918 года он оказался в Баку и заболел тифом. Вылечившись от тяжелой болезни, Трубецкой стал преподавать в Ростовском университете в должности доцента на кафедре сравнительного языковедения. Еще в Кисловодске Трубецкой начал писать диссертацию “Опыт праистории славянских языков” и, невзирая на скудость библиотеки Ростовского университета, продолжал работать над сравнительной грамматикой языков Северного Кавказа.

В эмиграции Трубецкой поначалу поселился в Софии, где возобновил свою научную и преподавательскую деятельность. По рекомендации болгарского историка Шишманова он был принят доцентом в Софийский университет на вновь созданную кафедру сравнительного языкознания. В это время Трубецкой очень много писал: вышло более 10 крупных работ по лингвистике и истории культуры. Постепенно он расширил сферу научной деятельности, сосредоточившись на проблемах философии истории. Свои изыскания Трубецкой обобщил в книге “Европа и Человечество” (София, 1920), вызвавшей много откликов в зарубежье и, по существу, ставшей предтечей «евразийства».

В своих работах он утверждал, что идеологическая дорога Европы пройдена до конца и привела в тупик; русские должны отказаться от европейских форм политического мышления, перестать верить в возможности идеального законодательства, автоматически гарантирующего всеобщее благополучие.

Концепция Н. Трубецкого основывалась на мультилинейной схеме исторического развития. В противовес традиционной характеристике прогресса как поступательного движения вперед Трубецкой трактовал прогресс как реализацию разнообразных возможностей, заложенных в различных культурах. Он ввел новый принцип — качественной несоизмеримости культур, настаивал на отказе как от «эгоцентризма» одного народа, одной культуры, так и от общечеловеческой культуры, одинаковой для всех народов. Воздействие европейской цивилизации, стремящейся во всем мире нивелировать индивидуальные национальные различия, сыграло для России, по мнению Трубецкого, роковую роль: способствовало превращению страны в милитаристскую и крепостническую, а позднее привело к становлению большевизма.

В конце 1922 года Трубецкой переехал в Вену, где проживал все оставшиеся годы жизни. Об этом периоде он писал следующее: «Беженство нас научило тому, что именно "в Тулу-то и надо со своим самоваром ездить“, то есть в Париже эмигрантам надо открывать модные магазины и ночные кабаки, в Мюнхене — пивные и т. д. Русским славистам по тому же принципу лучше всего в славянских странах. В других странах из русских славистов не устроился никто, кроме меня, но это исключение подтверждает правило: я устроился не в качестве слависта (каковым я в момент своего назначения вовсе и не был), а главным образом в качестве князя, — и это как раз в Вене, в которой своих князей хоть пруд пруди!»

         Он преподавал в Венском университете на кафедре славистики, но не оставлял и научной деятельности – с 1924 по 1938 гг. им было написано 111 книг, статей и рецензий. Н. Трубецкой был вдохновителеми организатором проведения 1-го международного конгресса лингвистов в Гааге в 1928 году и 1-го международного съезда славистов в Праге в 1929 году.

В 1929 году в знак протеста против просоветской направленности газеты «Евразия» вышел из руководящих органов евразийского движения. Начал совместно с Р. Якобсоном разрабатывать теорию евразийского языкового союза и вообще евразийского учения о языке в связи с географическим фактором, на основе онтологического структурализма, сформировавшегося в идейном пространстве Пражского лингвистического кружка. Надо сказать, что Трубецкой был непримиримым противником коммунизма. Он активно выступал в печати против национал-социализма, видя в нём своеобразный «биологический материализм», столь же несовместимый с православным мировоззрением, как и марксистский «исторический материализм».

В 1938 г. после аншлюса Австрии подвергся допросам со стороны гестапо. Нацисты не простил Трубецкому его непримиримости к насилию над культурой, над народами, его выступлений против пропаганды идей расизма. Часть его научных рукописей была конфискована во время обыска и впоследствии утрачена. Эти обстоятельства нанесли серьезный удар здоровью Николая Сергеевича. Спустя некоторое время, 25 июня 1938 года в возрасте 45 лет он скончался в больнице от инфаркта миокарда.

«Зрелость не есть ещё старость и не знаменует собой бесплодия. Зрелые люди не только не перестают творить, но, наоборот, создают самое ценное из всего того, что оставят потомству» — писал Николай Трубецкой в одном из своих писем.

Вечная память р.Б. Николаю!