Ужасы раннего СССР: Комсомольская Пасха
На модерации
Отложенный
Сегодня поистине великий праздник для всех православных христиан - Светлое Христово Воскресение или просто Пасха. В этот день даже невоцерковлённые люди чувствуют некую особенную атмосферу и незаметно окутывающее чувство лёгкой звенящей радости, которому не нужно никакое объяснение. И мы все так давно привыкли к подобным ежегодным чудесным моментам, что даже представить себе не можем, какой ад творился немногим менее ста лет назад.
Спустя совсем короткое время после октябрьского переворота большевики не только приступили к разрушению всего до основания, но и активно начали внедрять систему под кодовым названием "а затем". В частности, сильнейшей атаке подверглось имевшее огромное значение в царской России церковное образование, да и вообще - религиозное мировоззрение, уступая место нарождавшемуся воинствующему атеизму. Так, например, заместитель наркома просвещения РСФСР М.Н. Покровский утверждал, что марксизм должен явиться на смену старому религиозному миросозерцанию, а религию следует считать орудием эксплуатации и невежественным истолкованием материальных фактов.
Уже в 1919 году в Российской республике под редакцией автора декрета об отделении церкви от государства П.А. Красикова начали издавать первый пропагандистский журнал под названием "Революция и церковь". Однако он был слишком "заумным" для пролетариата, просуществовал относительно недолго и вскоре потребовались более простые и понятные "народные" методы борьбы с пережитками быстро ставшего ненавистным прошлого.
В начале 1920-х годов издательстве ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" вышел так называемый "Антирелигиозный песенник", эдакий сборник альтернативного раннесоветского фольклора, высмеивающий дореволюционные церковные празднества. Вскоре после этого тогдашними креативщиками стали инициироваться массовые шествия и гулянья, а также антирелигиозные спектакли и детские утренники. Апофеозом дикости стала "Комсомольская" или "Красная" Пасха. Внешне всё это напоминало троллинг традиционных крестных ходов, однако, имело куда более циничный и жестокий посыл. В частности, на одном из подобных сборищ вывесили транспарант со следующим содержанием: "До 1922 года Мария рожала Иисуса, а в 1923 году — комсомолёнка".
Конечно же, особенно пристальное внимание уделяли подрастающему поколению.
С младых ногтей, так сказать. В школьных пионерских отрядах создавались кружки и уголки юных безбожников. Вожатый одного из первых пионеротрядов Москвы В. Зорин вспоминал: "Мы выступали с небольшими пьесками на антирелигиозные темы, разучивали стихи Демьяна Бедного, бичующие церковников, показывали на темы этих стихов сценки в лицах, участвовали в молодежных антирелигиозных карнавалах".
Также выходило два издания под названием "Безбожник" — газета и журнал. При этом, газета стала массовым изданием, она являлась печатным органом добровольной общественной организации "Союз воинствующих безбожников". Более радикальным оказался одноимённый журнал, издававшийся Московским комитетом партии. На его страницах появлялись оскорбительные антирелигиозные карикатуры, похабные стихи и скабрезные частушки. Церковь обвинялась в поддержке мирового империализма и спайке с кулаками. После сворачивания НЭПа давление на религию было усилено, "умеренные" издания исчезли, а пропаганда стала централизованной.
"Союз безбожников" в те годы не уставал жечь напалмом сердца людей и всячески настраивал их на новое миросозерцание. Чего стоит хотя бы это: "Довольно хранить наследие рабского прошлого, освободите свои жилища от тёмных ликов икон и копоти лампад!". Религия и связанные с ней праздники отождествлялись не просто с уничтоженной эпохой, а умело ассоциировались с любыми неприглядными сторонами социума - бездельем, вредными привычками, преступностью и так далее.
В последующие годы церковная тема в советском обществе претерпевала волнообразные изменения. Достигнув пика в 1930-е, антирелигиозная риторика смягчилась с началом Великой Отечественной войны и в послевоенный период. С приходом Хрущёва она вышла на новый виток, но постепенно сбавила обороты в эпоху застоя, когда в продаже появились даже куличи (правда, под конспиративным названием "Кекс весенний"). А уже в перестроечные времена все запреты были сняты, партийные и комсомольские бонзы в одночасье стали "подсвечниками", да и простой народ вновь потянулся в храмы. Теперь без каких-либо опасений.
В наши дни в этом плане и радостно, и грустно. С одной стороны хорошо, что все те многолетние варварства не выжгли в людях остатки веры. С другой - выясняется, что лишь половина (!) россиян, считающих себя христианами, знает, что именно празднуется в этот воскресный день. Как бы то ни было, давайте не забывать уроки прошлого.
Комментарии
В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, он изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа, Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну Книгу Псалмов, или Псалтирь.