Бог и светское общество друг друга не исключают

На модерации Отложенный

 

Автор:

Александра Колесникова.

Уйти от воинствующих атеистических установок, не допустить религиозных гонений, чтобы не повторить ошибок ХХ века, — так объясняют православные необходимость внести имя Бога в Конституцию РФ. Кроме того, упоминание Творца в главном законе будет способствовать межнациональному и межконфессиональному миру в нашей стране, — уверены представители религиозных объединений. Петербургский «Двуглавый Орёл» попытался разобраться, каковы цели предлагаемой поправки и что изменится с её принятием.

Дань истории и способ объединения

Упоминание о Боге предложил внести в текст Конституции патриарх Кирилл. Идею поддержали представители религиозной общественности, причём приверженцы не только православного христианства. Исламские, иудейские и буддийские объединения страны едины во мнении: имя Бога в Конституции закрепит ценности религиозных убеждений народов, разных по вероисповеданию, но исторически и культурно связанных между собой.

Борис Межуев, главный редактор портала Terra America, философ, политолог и журналист, так прокомментировал журналисту петербургского отделения «Двуглавого Орла» новую поправку: «Это важная демонстрация того, что вера приоритетней, чем безверие. Вообще, секулярный характер российского государства — это то наследие большевизма, которое никто никогда не утверждал, и на самом деле мы не знаем общей позиции русского народа по поводу секуляризма. Поэтому было бы неплохо, если бы приоритетная позиция РПЦ, а она де-факто существует, была закреплена законодательно. Это есть в европейских странах, где есть государственные церкви. Конечно, приоритетная позиция православия для России не отменяет того, что у других национальных групп есть своя конфессиональная традиция».

Призываем или называем?

Алексей Юдин, кандидат исторических наук, советник генерального директора Библиотеки иностранной литературы к новелле в целом относятся позитивно. Он приводит в пример другие страны, чья конституция упоминает Бога. «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы» — так начинается главный закон Греции. «Во имя Всемогущего Бога» — взывает Конституция Швейцарии. Германия не только упоминает Господа, но и формирует ответственность общества перед ним, а Ирландия признает, что от Пресвятой Троицы исходят все власти и к ней должны быть направлены все действия человека и государства. Это светские государства, но таковы их традиции, а традиции надо чтить.

Алексей Юдин — редакции «Двуглавого Орла» в Петербурге: «Мы, в современной России, не можем сказать, что у нас такая традиция есть. Она была прервана большевиками, и более 70 лет мы жили в богоборческом государстве, в стране, в которой велась ярко выраженная атеистическая политика. Другое дело, что сейчас на уровне основополагающего закона можно прописать, что государство как-то особым образом относится к ценностям, сформированным религиозными традициями, и в этом нет ничего плохого. Но по большому счёту, принимая данную поправку, нужно понимать, чего мы хотим от Бога, помещая его в нашу Конституцию: мы Его призываем или от Его имени что-то утверждаем? Мы Его просто называем или устанавливаем с Ним какие-то отношения? Тогда вопрос ко всем: какого Бога и не нарушает ли это принцип светского государства и гражданского согласия?»

Не нарушает — пришёл к выводу Конституционный суд РФ. В его заключении относительно поправок отмечается, что дополнение о Боге не означает отказа от светского характера Российского государства, не объявляет те или иные религиозные убеждения обязательными и не ставит граждан России в неравное положение в зависимости от вероисповедания. Поправка призвана лишь подчеркнуть социально-культурную роль религии в становлении и развитии русской государственности.

<dl class="gallery-item">

</dl>

Светское — не значит воинствующее

Последние события в мире и России, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, доказали необходимость сплочения, но в то же время и раскололи российское общество. Православные верующие стали предметом насмешек и злых шуток со стороны атеистически настроенных сограждан. И лишь потому, что в борьбе с болезнью взывали к помощи Всевышнего.

Священник Геннадий Титов, настоятель храма святого великомученика Пантелеймона в селе Колчаново, сообщил изданию: «Мы увидели неуважительное, богоборческое отношение многих людей к религиозным взглядам своих соотечественников. Такое воинствующее отношение необходимо навсегда оставить в прошлом, поэтому слово „Бог“ — название Творца мира и людей, должно войти в основной документ государства. Тем более что формулировка этой поправки очень корректная, не задевает чувств неверующих сограждан, а лишь указывает на историческую, воспитательную роль религии».