«Нефтяной джихад»: зачем саудитам нужен был обвал цен на нефть

На модерации Отложенный



Новости с рынков энергоресурсов в последние дни больше напоминают сводки с фронта. После непродолжительного затишья Саудовская Аравия нанесла удар по главному для России направлению — европейскому рынку. Как сообщает Bloomberg, государственная нефтяная компания Saudi Aramсо обещает европейским НПЗ поставки нефти по цене не больше 25 долларов за баррель.

Притом по этой цене саудиты готовы продавать очень много. Как пишет американское СМИ, саудиты гарантировали европейским нефтеперерабатывающим компаниям, в том числе Royal Dutch Shell Plc, BP Plc, Total SA, OMV AG, Repsol SA и Cepsa SA дополнительных поставки от 25% до 200%, в зависимости от компании. Для понимания: это при официальной «крайне низкой цене» в 33,8 долларов за бочку.

Смысл атаки прост: саудиты сгоняют цены вплоть до себестоимости у себя — 17 долларов за баррель, — планируя таким образом выкинуть Россию с европейского рынка. Снизить цены до уровня Саудовской Аравии России трудно. Комфортный диапзон для наших нефтяников начинается на уровне 2100 рублей за баррель.

При курсе доллара в 75 рублей это 28 долларов. Чтобы опустить цену до 23 долларов, как сегодня сделали саудиты, доллар, таким образом, должен взлететь до 91 рубля, а это чревато уже другими проблемами внутри страны.

Вот тут после информационной компании «Обрушить цены на нефть — это хитрый план Кремля» выясняется правда: как раз Кремль здесь ни при чем.

Все с точностью до наоборот — Россия предлагала продлить текущие договоренности на второй квартал, в то время как Саудовская Аравия и примкнувшие к ней ОАЭ предлагала сначала усилить сокращение добычи на 1,5 млн б/с до июня, а затем и вовсе предложила, чтобы в таком виде сделка работала до конца года.

Именно это стало причиной срыва договоренностей между странами ОПЕК+ в Вене. Сегодня об этом сообщил источник, участвовавший во встрече. 

Ранее о том же заявил и министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане, который отметил, что причиной срыва соглашения стала непримиримая позиция «некоторых стран ОПЕК, которые хотели, чтобы страны "не ОПЕК" в обязательном порядке участвовали в сокращении добычи».

Почему саудиты выступали за уменьшение добычи — не секрет. В последние годы там не самые радостные времена, и захват новых рынков рассматривают как возможное спасение. К тому же объём продаж российской тяжёлой нефти за последний год существенно вырос, например, в США — крупнейшем потребителе тяжёлой нефти.

А вот крупнейший потребитель лёгкой нефти Китай, напротив, сократил закупки. Дошло до того, что наши государственные СМИ уже начали говорить об абсолютном лидерстве России в экспорте на ближайшие десятилетия.

То есть саудитам все равно пришлось бы сокращать добычу, останься все, как было. Но как было и тем более как планировали у нас дальше, им не нужно.

Им было нужно либо застолбить свой кусок рынка и заставить остальных не добывать, что нереально, ибо Ирану и тем более Бразилии было глубоко фиолетово мнение Саудовской Аравии, либо наоборот — нарастить добычу до того уровня, когда количеством она забьёт цену и выбьет всех остальных с рынка.

Теперь уже ясно, что в дело пошел второй план и саудиты отказываются от переговоров. Притом цель там взяли высокую — обрушить не только цены, но и саму Россию.

Как подсчитал директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов, с учетом долларовой инфляции 35 долларов за баррель сегодня это 13 долларов в ценах середины 1980-х, то есть цена, которая помогла американцам разрушить СССР. Напомним, в октябре 1985-го Саудовская Аравия тоже резко увеличила добычу и за полгода обвалила стоимость нефти втрое.

Это признают и европейцы. То, что делают саудиты, резко увеличивая добычу и предлагая рекордные скидки на ключевом для России европейском рынке, «оставляет впечатление скорее политической, нежели технической стратегии», отмечают аналитики JBC Energy.

Более того, обвал был не случайным, и готовили его, по мнению экспертов, аккурат под поправки в Конституцию, дабы сделать Путина «сговорчивей», то есть, по-простому, банально шантажировать ценой на нефть. Скоординированное обрушение нефтяного рынка было нацелено на дестабилизацию политической ситуации в России, заявил ТАСС академик РАН, президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин.

 «В этой игре, похоже, больше политики, чем экономики. Неслучайно саудиты продемонстрировали жесткость и выдвинули ультиматум как раз накануне серьезных политических событий в России — обсуждения поправок в Конституцию, инициированных президентом страны», — считает эксперт. 

«Расчет был на то, что накануне важнейшего голосования по поправкам в Конституцию можно испугать Россию дестабилизацией, связанной с обрушением цен на нефть и соответствующим давлением на рубль.

Расчет был на то, что российские власти не решаться на разрыв соглашения и неизбежный обвал рынка, чтобы не провоцировать социальную напряженность в стране, и, согласившись на кабальные условия, предложенные саудитами, смиряться с дальнейшим сокращением доли российской нефти на мировом рынке», — заявил Дынкин.



К слову, готовят наступление саудиты и на американский рынок. По данным Bloomberg, крупнейшая танкерная компания Саудовской Аравии зафрахтовала несколько сторонних судов для транспортировки нефти американским клиентам. National Shipping Co., также известная как Bahri, зарезервировала пять супертанкеров вместимостью 2 млн баррелей, которые будут загружены в главных саудовских портах и отправятся в Мексиканский залив. И вот это уже будет ударом как по нефти из Венесуэлы и Колумбии, так и по американским нефтяным компаниям.

Само собой, вслед за саудитами бросились снижать цены и остальные страны Ближнего Востока. Как сообщает Bloomberg, о резком снижении цен на свою нефть клиентам сообщил Ирак. Государственный нефтяной экспортер страны (SOMO) вводит скидки на апрельские партии сорта Basrah Light в размере 5 долларов для Азии, 4 доллара для Европы и 2,5-3 доллара за баррель для США.

В общем, пока перспективы довольно безрадостны и встает извечный вопрос: что делать? Касательно снижения курса доллара до уровня конкуренции с саудитами и можно было бы поговорить, если бы Дмитрий Анатольевич с коллегами в свое время реализовали — а не, как обычно, провалили — программу импортозамещения.

А то не успел курс подпрыгнуть, как мы узнали, что «флагман импортозамещения» — фармацевтика — у нас как был на импортных компонентах, так и остался, а за ним пообещали поднять цены «Автоваз», ибо комплектующие — из-за границы. В общем, не вариант.

Впрочем, долго демпинговать не смогут и арабы. Времена нынче не те, что 40 лет назад, и бюджет Саудовской Аравии имеет дефицит примерно в 50 млрд долларов, а это 6,5% от ВВП королевства.

Притом 80% бюджета формируется за счет продажи углеводородов, падение цен ударит и по ним, а вернуть потери за счет количества быстро не выйдет. Правда, там накопили золотовалютных запасов в 501 млрд долларов, так что ждать, что там все быстро рухнет, не приходится.

Зато, если уж та сторона поставила столь высокие цели, как политический шантаж, есть у России серьезные карты в геополитике, через которую те же США уже скоро 100 лет как продвигают экономику.

Саудовским принцам стоило бы помнить, что их страна воюет с «борцами за свободу родной земли» — шиитским ополчением хуситов. Притом аккурат в феврале сего года в Йемене прервано продолжавшееся с октября перемирие. Повстанцы-хуситы в ходе нового наступления приблизились к столице страны на 30 км.

Они разгромили несколько бригад правительственной армии. Поддерживаемые Саудовской Аравией войска понесли тяжелые потери: в руки хуситов попало множество техники, убиты и попали в плен тысячи военнослужащих. Притом окруженные практически со всех сторон, хуситы уже 6 лет ведут ожесточенные бои с целой коалицией, собранной Саудовской Аравией.

А теперь представим, что Россия, в конце концов, устанет терпеть оккупацию со стороны Саудовской Аравии независимого Йемена и у хуситов появится много хорошего оружия, способного нанести саудитам уже реальные поражения.

Например, зенитно-ракетные комплексы, которые больше не позволят арабам бомбить йеменские школы, системы залпового огня, которые помогут изгнать оккупантов с йеменской земли, и много еще чего интересного.

Притом за все это хуситам надо будет сделать сущую мелочь — поджечь пару месторождений или «бахнуть» пару танкеров, как они это уже делали. Как показывала практика, после каждой такой вылазки в мире начиналась истерика, а цена на нефть резко скакала вверх. А что будет, если хуситы перейдут в наступление по всему фронту?

Это, конечно, вариант довольно жестокий и циничный, но США уже вводит войска в Йемен — как сообщила пресс-служба хуситов, американские и британские войска в Адене стали первой группой военных сил, которые Вашингтон планирует разместить в стратегических районах южных провинций Йемена. 

Вашингтон и Лондон планируют разместить «под предлогом борьбы с терроризмом» 3000 военнослужащих. По данным местных СМИ, военные также прибыли в город Балхаф — самый важный экспортный порт сжиженного природного газа (СПГ) в Йемене.

Войска включают 2 военных корабля, 110 солдат, 10 вертолетов «Black Hawk» («Блэк Хок») и 30 бронемашин «Harvey», а также четыре системы противовоздушной обороны «Patriot» и комплексную станцию для проведения полевых операций. То есть США прекрасно понимают важность данного региона и действуют в своей манере — максимально нагло и открыто, захватывая «самые вкусные куски». Так почему бы и России не подумать о своей выгоде?

К слову, нефтяной «подарок» оценил и Трамп, у которого местные нефтяные компании числятся среди спонсоров избирательной компании.

Нет, он, конечно, напечатает несколько млрд долларов для поддержки сланцевиков, но печатать без конца не сможет, а если саудиты явятся к нему домой со своей нефтью по 25, то из друзей, или, вернее, агентов влияния США, они могут быстро превратиться во врагов.

Впрочем, помимо Йемена есть еще множество способов привести «партнеров» в чувство и объяснить, почему так делать не хорошо. Тут дальше зависит от решимости российских властей, а также от того, насколько США готовы терпеть выходки своих «союзников», которые им влетают в копейку.