Карантин как приговор: старики без банковских карточек уже не имеют ни еды, ни денег

На модерации Отложенный

Пожилые люди, получающие пенсию на сберегательную книжку, не могут снять свои деньги из-за закрытия находящихся рядом с домом отделений Сбербанка. Тысячи пенсионеров оказались без средств к существованию. Кстати, вы заметили, что на улицах не видно стариков? Что происходит с ними на самом деле? Расследование "НИ".

 

Напомним: московских пенсионеров призвали самоизолироваться из-за распространения коронавируса еще 26 марта. Тем, кто останется дома в течение двух недель, выплатят 4 тысячи рублей. Накануне стало известно, что такой режим продлится до 1 мая.

С редакцией «НИ» связалась 81-летняя пенсионерка Галина Афанасьевна. У нее почти закончились деньги и продукты, а отделение Сбербанка возле дома закрыто из-за карантина и объявления нерабочих дней. Каким-то чудом Галине Афанасьевне удалось выяснить, что ближайшее работающее отделение Сбербанка - на Ленинградском проспекте. Пенсионерка живет на Ярославском шоссе. Самостоятельно она передвигается с трудом, а бесплатный проезд для пожилых людей отменили, чтобы обеспечить режим изоляции. Получить код для проезда у нее тоже не получается, потому что смартфона у женщины нет, есть только старенький кнопочный телефон. Интернетом Галина Афанасьевна тоже пользоваться не умеет, компьютера у нее дома нет. Ни в Сбербанке, ни на «горячей линии» правительства Москвы ей не смогли ничем помочь. Правда, дали совет: оформить нотариальную доверенность на волонтера. Но это стоит несколько тысяч рублей, которых у Галины Афанасьевны просто нет. Да и нотариусы у нас по домам пенсионеров не ходят.

 

На региональных форумах таких сообщений сотни. Просьбы о помощи от брошенных властями стариков – отцов и дедов тех, кто принимает нынешние законы, указы и постановления…

«Огромное количество пенсионеров не могут снять свои деньги из-за закрытия отделений Сбербанка. Если пожилой человек одинок, он обречен на голодание и смерть», — пишут в группе «Национальный комитет по защите прав потребителей» в Facebook.

Они сидят в четырёх стенах, потому что им сказали, что на улицу выходить нельзя. Президент и мэр запретили. Дойти можно до ближайшего магазина, но там цены растут каждый день. Три раза сходил за продуктами – и деньги закончились. Ближайшее отделение Сбербанка закрыто на карантин. А у них – сберкнижки. Маленькие, голубовато-серые книжечки, по которым еще при СССР получали деньги в «Сберкассах» - так раньше назывались отделения Сбербанка. Пенсия поступает на эти сберкнижки. Но ими нельзя расплатиться в магазине, как пластиковой картой. У большинства стариков этих карт попросту нет, и они по старинке получают пенсию в окошке Сбербанка по этой самой сберкнижке. Но сейчас многие, находящиеся в шаговой доступности отделения Сбербанка закрыты в связи с карантином.

Врачи периодически поднимают тему важности прогулок для пожилых людей. Говорят о том, что без движения на свежем воздухе сердечно-сосудистые заболевания могут усугубиться, без кислорода обостряются хронические болезни. За месяц без прогулок старики могут ослабеть настолько, что уже не смогут ходить после эпидемии. У многих кислородное голодание уже спровоцировало тяжелые заболевания.

...Наша семья уже неделю покупает продукты для двух стариков – соседей по подъезду. У дедушки - недавно перенесенный инфаркт, ему поставили стент, но он держался, за ним ухаживала его жена. Через 3 недели домашнего карантина у его супруги начались нестерпимые головные боли, она стала падать, терять равновесие. Поехали делать исследования – в головном мозге новообразование. Чтобы его лечить, нужны поездки, деньги и госпитализация в профильной клинике. А плановые госпитализации сейчас запрещены. Состояние пожилой женщины ухудшается с каждым днём. У ее супруга от переживаний снова заболело сердце, но в больницу его не кладут. Говорят, надо принимать выписанные лекарства и ждать...

Чего ждать? Смерти?!

Конечно, у многих есть дети и внуки. Но сейчас в условиях системы пропусков разрешены всего две поездки в неделю, не более. Понятно, что в таких условиях добраться до своих старых родителей, которые живут не близко, смогут не все. Возможно, кого-то дети и внуки обеспечат продуктами впрок.

Но как быть одиноким старикам? Тем, у кого нет рядом сердобольных соседей... Нет вообще никого...

«Мой дедушка живет не на той улице, где прописан в Москве, и даже если бы было куда внести свой фактический адрес, он этого не сможет, потому что пользуется кнопочным телефоном, даже sms-ки писать не умеет», - пишет в Фэйсбуке Анна Дворжецкая. - "Зачем пенсия, пусть сидит дома, вы же можете ему помочь и заказать им с бабушкой продуктов?» - говорят на «горячей линии мэра». Да, можем. И заказываем. Но моя мама тоже пенсионер, и она оплачивает сиделку, которая стоит не маленьких денег. Без сиделки немощный дед бабушку не то что поднять - перевернуть не сможет. И здесь их пенсия - хорошее подспорье, чтобы их же и обеспечивать. Эта налаженная схема как-то работала из года в год. Но и подобного масштаба истории с эпидемией тоже не было. Сейчас деда остановили полицейские, которые как шакалы дежурят у Сбербанка и отлавливают стариков. Они сказали, что он нарушил закон, он не имеет права выходить, тем более, он тут даже не прописан. « А как мне получить пенсию в таком случае?», - спросил дед. - «НИКАК!», - ответили ему полицейские и выписали Уведомление. Еще они сказали, что из положенных 4-х тысяч рублей помощи (которое щедрое государство решило с барского плеча выдать пенсионерам за самоизоляцию), он получит теперь только 2 тысячи. Чтоб не повадно было! Мой дедушка прожил хорошую жизнь. Да, у него нет карты. Да, он не знает, что такое интернет и не узнает уже, но от этого он разве заслужил такое отношение к себе от государства? Если уж вводить ограничения, подумайте о тех, кто, черт возьми, вас растил! И я теперь знаю одно: если ты старый человек, без смартфона, доступа в интернет, банковской карты и твердого голоса, чтобы постоять за себя (хотя и это вряд ли поможет), то тебе здесь нечего делать. Сиди дома, от коронавируса ты не умрешь, чтоб не портить статистику, а от голода - помирай, пожалуйста».

Мы связались с пресс-службой московского отделения Сбербанка. Там нам сообщили: «В Москве доступны банкоматы и платежные терминалы в зонах круглосуточного обслуживания. Клиентам мы сейчас рекомендуем пользоваться мобильным приложением и удаленными сервисами банка».

А теперь представьте, что вы – не корреспондент СМИ, а обычный пенсионер, не умудренный знанием сервисов Интернета. Кто-то рекомендует вам позвонить на «горячую линию» Сбербанка. Вы набираете номер и слышите там ласковый женский голос: «Здравствуйте! Я ваш голосовой помощник. Назовите вашу проблему». После этого вы просите назвать, например, адреса работающих отделений Сбербанка в вашем округе. После паузы ласковый голос вам ответит: «С 30 марта по 30 апреля отделения Сбербанка будут работать в режиме выходного дня. Информацию о работающих отделениях Сбербанка вы можете узнать в приложении Сбербанк- оnline или на сайте Сбербанка".

Зайдя на сайт Сбербанка, вы найдете много информации. Например, как пройти онлайн-экскурсию по Третьяковской галерее с Сергеем Шнуровым или записаться на дистанционное обучение на сервисе «образовательный консьерж». Если очень сильно покопаться, список работающих отделений Сбербанка найти все же можно. Хотя написаны они таким мелким шрифтом, что даже человек с хорошим зрением различит адреса эти не с первой попытки. К тому же вы сразу обнаружите, что находятся они у станций метро. Причем, не всегда близких к центру города. То есть если вы захотите снять деньги со Сберкнижки, вам придется ждать получения кода. Его вы сможете получить исключительно на смартфон или на электронную почту. Видимо, власти считают, что у каждого старика с нищенской пенсией есть смартфон и он уверенный пользователь компьютера. Но не факт, что даже при получении кода старика не схватит и не оштрафуют на улице сотрудники Росгвардии, полиции или МЧС «за нарушение режима самоизоляции для лиц 65+».

Сегодня со всех экранов ТВ говорят про заботу о стариках. Но по факту их просто оставили за бортом, вынесли за скобки. Для многих из них нынешние решения властей равносильны смерти. Если срочно не будет найдено другое, правильное решение, может быть поздно. Тысячи стариков умрут не от коронавируса. Они могут умереть от голода и равнодушия государства.