Врага бьют в соседнем дворе,а не на своей кухне

На модерации Отложенный Зачем Россия помогает всему миру в борьбе с коронавирусом?

13.04.2020 21:43

Гуманитарная помощь России другим странам - не бессмысленная расточительность, а фундамент для отношений нового уровня с другими странами.

 

Россия отправляет помощь другим странам. Этот факт раздражает некоторых наших сограждан. Им трудно понять, почему во время кризиса, когда страна, казалось бы, должна сосредоточить максимум ресурсов на борьбу с эпидемией внутри границ, она «разбазаривает» их на других. Причём большинство бы ещё согласилось с помощью беззаветно влюблённой в Россию Сербии, но Италии с США – с какого перепугу?

 

Искусство внешней политики – это та сфера, в которой мастерство нашего президента признано, кажется, во всём мире, кроме России. Но и в России, конечно, оценят в своё время.

 

Историческая аналогия

 

Перенесёмся мысленно в двадцатый век. СССР выдворяет немцев со своей территории, и на этом, предположим, успокаивается. Разве дома не нужны рабочие руки? Разве у нас бесконечные ресурсы, и мы можем освобождать Европу «бесплатно»? Разве всё это безумно дорогое мероприятие – война – не ударило по экономике сильнейшим образом? Чего другим-то помогать?

 

Замечено, правда, что как только перелом в войне был уже очевиден, почему-то «помогать» кинулись едва ли не наперегонки. Страны, успевшие заскочить в последний вагон уходящего поезда меняющегося мира, получили влияние в международных организациях, право вето в ООН, а также свою сферу влияния во внешней политике. Нужно ли это было СССР? Бесспорно. Чем шире влияние, тем меньше вероятность, что тебя задавят.

 

Коронакризис

 

Сейчас наступил очередной масштабный кризис. Фраза «мир уже не будет прежним» набила кровавую мозоль на языке. Ещё раз её повторю: мир стремительно меняется. И в этом мире у каждого актора мировой политики будет новая роль и новое место. Вторая мировая война нисколько не потрепала США, и они воспользовались этим, чтобы навязать миру Бреттон-Вудскую систему. Нынешний кризис, похоже, даёт фору России и Китаю. Китай первым принял удар, но быстро «сгруппировался» и начал подниматься. Россия грамотно встретила коронавирус на подступах к границам, а затем сработала на опережение, не позволив заразе распространиться слишком широко. Комплекс антикризисных мер разворачивается с впечатляющей скоростью, и даже если сейчас имеет место пробуксовка на местах, не стоит требовать совершенной работы там, где сроки исполнения сокращены до критически малых величин. Всё будет настроено, налажено, всё заработает гораздо лучше. Просто дайте время огромной управленческой машине набрать скорость.

 

Итак, имея на начальном этапе не так много связанных на внутреннюю борьбу ресурсов, российские медики везут помощь Италии. И это тот случай, когда альтруизм выгоден. Наш враг – коронавирус, с которым наши бойцы встретились не на своей территории. Плюс? Плюс. Они изучили его, изучили опыт лечения, узнали все подводные камни, опробовали новые схемы – всё ещё там, в Италии, на чужой территории. А не у нас, когда права на ошибку больше нет.

 

Выслали помощь США? Половину этого груза американцы щедро оплатили. Сейчас США не торгуется, скупает все дефицитные товары по любой цене. К тому же их тонко протроллили, отправив продукцию подсанкционного завода.

 

Через несколько дней Россия предложила в Генассамблее ООН резолюцию об отмене санкций в рамках борьбы с пандемией. Правда, резолюцию пока отклонили. Пока.

 

Логика кризиса

 

Действия Путина при любых кризисах – больших и маленьких, глобальных и внутренних уже приобрели весьма характерный рисунок. Кризис – это время, когда весьма дорогие вещи можно купить по бросовой цене. Скакнул доллар? Правительство прикупила акции многих интересных компаний задёшево, проведя, своего рода, рыночный вариант национализации.

 

Снова скачок? Опять пара десятков компаний честно перешли в государственную собственность.

 

Коронакризис? Вот вам предлог перекрыть ручейки и реки, текущие в оффшоры. Кстати, на днях правительство прикупило 50% акций Сбербанка. Совпадение? Не думаю.

 

И самое главное, кризис – это дешёвый способ заработать репутацию и влияние. Итальянцы снимают флаги ЕС и вешают на их место российские. Итальянцы пишут видеобращения с благодарностью России.

Они готовят борщ русским врачам и включают им российский гимн. Они благодарны. И это оказывает мощное влияние на политику, что ни говори. Настроения людей просто невозможно игнорировать без ощутимых потерь!

 

Что в итоге оказывается дороже – несколько грузов гуманитарной помощи или преданность и любовь какой-то части населения? Несколько аппаратов ИВЛ, чья скорость производства в России вполне удовлетворительна, или статус сильной державы, способной решать проблемы мирового масштаба?

 

 

И контрастный фон для нашей благотворительности создают действия вчерашних соседей по Евросоюзу, которые вырывают друг у друга любые медицинские грузы, не могут договориться о пропуске граждан в свои страны. А уж США тут отличились больше всех: они и перекупают уже собранные поставки медицинских товаров, оплачивая наличными по цене в 2-3 раза превышающей предложение бывших союзников по НАТО, и просто присваивают чужие грузы. Ничего личного, just USA uber alles. Все военные и экономические союзы трещат по швам, и это признаю даже внутри этих союзов. А вот Россия смотрится всё более привлекательно с её сильной физической экономикой, огромным инвестиционным потенциалом, недооценённым рублём, разумной фискальной и гибкой внешней политикой.

 

Империи первого и второго типа

 

И тут нельзя не дать историческую справку об империях первого и второго типа.

 

Первые тип – островные империи типа Великобритании, США, Франции. Исторически эти страны плыли за моря, завоёвывали и грабили местное население, обеспечивая на своей территории сытую жизнь за счёт угнетения других народов. Грабёж и империя первого типа – это слова-синонимы. Они могли себе это позволить до тех пор, пока путешествия по морю и смена места жительства были весьма дорогим мероприятием, и угнетаемое население не могло себе позволить переезд в сытое ядро империи. Сейчас такая политика «аукается» потоком беженцев из стран, где вышеупомянутые империи решили развязать войны.

 

Империи второго типа – континентальные. Примеры – Китай, Россия, Персия, Османская империя. Завоёванные народы не угнетаются, а интегрируются. Невозможно локально грабить часть своей территории – люди просто уйдут с неё туда, где лучше жизнь, и кого тогда грабить? Свои же города? Империи второго типа богатеют благодаря тому, что вкладываются в развитие своих регионов, облагая их разумными налогами.

 

Посмотрите на современную Россию. Это сплав из сотен малых народов. Аналогично и в Китае, где проживает сотни национальностей. Осколки Советского Союза имеют внушительное наследие той эпохи, хотя где-то их просто проедают и пилят, а где-то развивают дальше.

 

Осколки Османской империи имеют примерно одинаковый уровень развития, без мощных перекосов.

 

Что же с колониями Британии и Франции? В основном они сейчас входят в группу так называемых «стран третьего мира» и испытывают трудности по сей день.

 

Может ли Россия не быть империей? Быть просто замкнутой самой на себе страной? Не рассылать помощь по всему миру, не завоёвывать влияние? Нет.

 

Процитирую слова Путина, сказанные ещё в 2007 году:

 

«Суверенитет — это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет — не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия — такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, её вообще не будет», — сказал президент, имея в виду, конечно, тот факт, что ресурсы России – лакомый кусок для любых акторов международной политики, и без суверенитета и способности постоять за себя, нашу страну давно бы разорвали на части.

 

Поэтому непрерывное усиление влияния – это война, выигранная на чужой территории. Это крепость, стоящая далеко за пределами наших физических границ и делающая нашу жизнь безопасной.

 

А ещё это новая страница в мировой истории, которая наступит, конечно, и без нас, но лучше бы с нами.

 

Потому что мир – меняется. На смену западной (грабительской) системе ценностей приходит восточная логика развития. Развития для всех, а не для «сверхчеловеков», не для «золотого миллиарда», не для «избранных».

 

И наши самолёты с гуманитарной помощью – крылатые вестники этих перемен.