Мировая катастрофа должна заставить государства пересмотреть роль здравоохранения

На модерации Отложенный

Президент США Дональд Трамп объявил режим крупного бедствия в Вайоминге, впервые в истории этот режим начал действовать во всех штатах. По последним данным, в Соединенных Штатах коронавирусом заразились 519 453 человека, скончались 20 071 человек, США вышли на первое место в мире по числу жертв от инфекции COVID-19, обогнав Италию.

***

По существу, американская катастрофа с коронавирусом - это приговор частной системе здравоохранения, особенно характерной для США, где вообще нет федерального минздрава, а регулирование системы здравоохранения происходит на уровне штата, каждого по-своему. Видимо, по итогам эпидемии в США произойдут серьезные изменения в этой сфере - несмотря на колоссальное финансирование и серьезные успехи в лечении, техническом оснащении лечебных учреждений, система профилактики оказалась просто никакой, и именно как система здравоохранение в США - мнимая величина. Государство оказалось неспособно адекватно мобилизоваться, несмотря на беспрецедентное финансирование проблемы. Увы, деньгами не все решается даже в США...

Одной из возможных причин катастрофы с коронавирусом в Италии и Испании также является масштабная приватизация в медицинской отрасли, произошедшая буквально накануне эпидемии. В Испании попытались на подъеме эпидемии национализировать медучреждения обратно, но очень трудно на ходу перепрофилировать клинику, скажем, платической хирургии в инфекционную больницу...

В странах с более-менее сохранившейся государственной системой здравоохранения, даже несмотря на высокий уровень заражения, как в Австрии или Германии, смертность находится на уровне ниже 2,5% - против 10-12 процентов в Италии, Испании, Франции, Больгии, Нидерландах.

***

Если бы меня спросили, какой вывод из всего происходящего должно сделать внезапно захворавшее человечество, я бы ответил - роль системы здравоохранения в современном обществе должна быть пересмотрена. Министерство здравоохранения как институт должно встать на тот же уровень общественной значимости, что и министерство обороны, государственная безопасность, МВД, МЧС. Никто же не ставит вопроса о приватизации или перепрофилировании дивизий РВСН или пожарных частей? А почему инфекционную больницу - можно?

Медицина - это не услуга, а как минимум медицинская помощь. Хотя в нормальном государстве - это медицинская служба. Мы же не говорим об "услугах" Росгвардии по разгону митингов или "услугах" погранвойск по охране госграницы? А почему врач-инфекционист, принимающий на себя удар эпидемии, оказывает какую-то непонятную услугу? Почему реаниматолог, вдыхающий во время интубирования умирающего больного аэрозоль с вирусами, находится не на службе обществу, которая и опасна и трудна, а тоже - оказывает "услугу"?

Кстати, в царской России, где, как и в США, не было единой системы здравоохранения, врачи носили мундиры и были государственными служащими. К примеру, даже брат Ленина, Дмитрий Ульянов, закончил войну майором медицинской службы - и никого не удивляло, что вскоре он возглавил правительство Крымской республики: опытный государственный служащий, никаких вопросов.

Наверно, вскоре люди и государства поймут: здравоохранение - это в современном обществе именно система, причем государственная, причем наделенная в том числе и чрезвычайными полномочиями. А поскольку жизнь и здоровье граждан - это и есть основная забота любого адекватного государства, то значение медицинской службы должно быть в государстве никак не меньше, чем у полиции или госбезопасности. В противном случае возникают вопросы уже к государству, очень неудобные вопросы...

Анатолий Барановглавный редактор ФОРУМа.мск