История ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ...

На модерации Отложенный

https://youtu.be/VExtiNTMP_Q

Время идет. Проходит день за днем, неделя за неделей. Вот и прошло пять недель Великого поста и наступила шестая предпасхальная неделя, которую в народе называют «Вербной», «вербицей». После неё следует Страстная седмица. В воскресенье седьмой недели Великого поста празднуется Пасха.

Но в этой статье мы поговорим именно про Вербное воскресенье. Почему его так назвали, какого числа оно празднуется в 2020 году, и что произошло в те далекие времена, ставшие же историей?

История праздника

Иисус Христос за неделю до Пасхи совершил торжественный (царский) вход в Иерусалим. В память этого события и установлен у нас праздник Вход Господня. Название Царский выражает царскую власть Спасителя, Который есть Бог и Царь всего мира. Его вход в Иерусалим был подобен шествию царскому. Вербным же Вход называют потому, что ветви вербы используют при торжестве этого праздника.

Вход Господня в Иерусалим совершился следующим образом. Когда Он с учениками приближался к Елеонской горе, то отправил двух апостолов в ближайшее селение, приказав им отвязать привязанную там ослицу с ослёнком и привести животных к Нему. Если же кто-то спросит: для чего отвязываете? – сказать: Господь требует.

Апостолы пошли в селение и действительно встретили там привязанную ослицу, а возле неё – молодого ослёнка. Когда они отвязали животных, хозяин спросил: «Для чего отвязываете?» Ученики сказали, что так потребовал их Учитель, и хозяин не стал им препятствовать….

Даже в этой ситуации сила слова Иисуса Христа доказывает Его царскую власть.

На молодого осла постлали одежду. На него сел Иисус Христос и отправился в Иерусалим. Путь к городу лежал через Елеонскую гору. Когда путники поднялись в гору, Иерусалим был на виду. Апостолы были поражены величием своего Учителя и называли Его Царем Израилевым и Благословенным.

Когда путники приблизились к городу, к ним навстречу вышло бесчисленное множество людей. Одни от радости снимали с себя одежды и устилали ими путь, по которому следовал Господь, а другие резали ветви и бросали их на дорогу. Со всех сторон бежал в смятении народ и кричал: «Спасение Сыну Давидову! Благословен во имя Господне, Царь Израилев! Мир на Небе и слава в Вышних!»

Когда Вербное воскресенье в 2020 году?

Вербное воскресенье в 2020 году выпадает на 12 апреля, а через неделю, 19 апреля, празднуется Светлое Христово Воскресение – Пасха.

В субботу, накануне Вербного воскресенья, служится большое богослужение, во время которого вспоминают как народ, любивший Христа, торжественно встречал его по дороге. Верующие в церковь приносят веточки вербы, протягивая их Христу со словами: «Осанна (Спасение) Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне». Также во славу Божию принято зажигать свечи и всю службу стоять с ветвями и зажженными свечами. Священник окропляет их святою водою, а Господь благословляет. После богослужения свечи и веточки вербы относят домой и хранят около икон.

Традиция приносить веточки вербы в храм на Вход Господня в Иерусалим связана с тем, что к этому времени обычно бывает ещё холодно, а в некоторых местах только начинает сходить снег с полей. Зачастую верба – единственное дерево, которое начинает к этому времени расцветать, выпуская на своих ветках маленькие беленькие комочки. Не имея пальмовых ветвей и считая это чудо Божьим даром, в этот день мы приносим Христу то, что имеем, – веточки вербы, а праздник называем Вербным воскресеньем.

Традиции празднования Вербного воскресенья на Руси

О том, как это событие отмечала Православная церковь раньше можно узнать из первоисточников: «В XVI веке в последнее воскресенье перед Пасхой перед обеднею народ собирался в Кремле. Из Успенского собора выносили большое дерево, обвешанное овощами и фруктами. Его устанавливали на двух санях и тихо везли по городу. Под деревом стояли пять отроков, облаченных в белые одежды, и пели молитвенные песни. За санями следовали юноши с огромным фонарем и зажженными восковыми свечами, а за ними несли шесть святых икон, шесть кадильниц и две хоругви (священные знамена церкви, с изображением Спасителя). Далее следовали иереи в великолепных ризах, а за ними сановники и бояре.

Завершал шествие сам Государь и Митрополит. Последний ехал верхом, сидя боком на покрытом белой тканью осле. В левой руке держал Евангелие, а правой благословлял собравшихся людей. Осла вёл боярин, а Государь одной рукой придерживал длинный повод узды, а в другой держал веточку вербы. Путь Святителю устилали сукном, а перед Государем несли пальмовые ветви, которые приносили из Палестины странники. Эти пальмы до сих пор хранятся в Московском Успенском Соборе под именем царских финиковых ветвей».

В. Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865).

Шествие на осляти

Шествие на осляти – православный обряд, который символизировал вход Господень в Иерусалим – торжественный въезд на осле в город. Этот обряд Русская православная церковь, скорее всего, позаимствовала у греков.

В древней Москве в Вербное воскресенье после обедни устраивали торжественный крестный ход из Успенского собора в Кремле на «лобное место». В крестном ходе всегда принимали участие патриарх московский и царь. Обряд проводили даже в 1611 году, когда Кремль был занят польским захватчиками.

На площади, куда приходило шествие, всё было приготовлено для совершения молебствия. Здесь же в санях, украшенных зелёным и красным сукном, была установлена освященная верба, украшенная яблоками, финиками, инжиром и другими плодами.

Недалеко от этого места стоял «осля», как его тогда называли. В шествии вместо ослёнка принимала участие белая лошадь, потому что в России из-за суровой зимы, настоящие ослы не выживали. Лошадь украшали шелковыми покрывалами.

Патриарх благословлял собравшихся и раздавал им ветви вербы.

Во время службы читали Евангелие. Когда же доходили до слов: «И послал (Господь) двоих учеников своих», патриарх обращался к двум священникам и велел им: «Идите в село, которое перед вами, и там отыщите привязанного молодого осла. Отвяжите его и приведите сюда». Священники брали ранее приготовленного «осля». Человек, который его держал, спрашивал их: «Что делаете, отвязывая ослёнка?» Они же отвечали: «Господь его требует».

Служители церкви, изображая учеников Христа, приводили под уздцы «осля», которого тут же покрывали одеждами, зеленым и красным сукном, а сверху золотым ковром. Затем патриарх по высоким ступенькам восходил на «осля».

Шествие направлялось обратно в Кремль. Царь, в полном царском одеянии, вёл «осля» под уздцы, показывая таким образом своё полное смирение перед Церковью.

Вокруг «осляти» шли мальчики в белых одеждах. Они держали вербу и пели: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне». Военные, стрельцы и народ по дороге расстилали свои одежды, сукна и кафтаны разных цветов. Был случай, когда более семисот человек участвовало только в расстилании одежд.

Патриарх крестом благословлял народ. В санях везли убранную, разукрашенную вербу, которую потом рассылали тем, кто особо потрудился на шествии.

Крестный ход доходил до Успенского собора, входил в храм, и начатая на площади служба заканчивалась.

С тех пор прошло много времени… Люди, постепенно теряя духовность, стали больше смотреть на внешность, а не на дух обряда. И постепенно он перестал существовать. Воспоминание о нём осталось в народном гулянии на площадях в городах и селах, куда собирается народ, что купить вербу.

Наши предки не только смотрели и покупали вербу, а приписывали ей ещё и магическую силу. И это не зря, ведь любые суеверия имеют под собой реальную основу.

И сегодня в церквях освящают вербу. Это растение, а особенно его сережки, повсеместно считалось целебным и наделенным особой силой. В былые времена единственным источником для пропитания семьи было домашнее хозяйство, поэтому старались этим целебным растением накормить скотину. Бабушки в Вербное воскресенье в хлебцы запекали шишечки вербы и обязательно скармливали скотине. Вернувшись с заутрени, хозяин веточки вербы бросал в пищу домашней скотине в надежде, что это предохранит животных от падежа. Несколько ветвей втыкали под крышу хлева или дома, чтобы скотина не только в целости сохранилась, но и исправно возвращалась домой, не терялась бы в лесу.

В Вербное воскресенье беспокоились не только за сохранность скотины, но и за здоровье всех членов семьи. Женщины пекли «барашки» – печенье в форме вербных веточек. А ещё верили, что если съесть девять вербных сережек, то это защитит от лихорадки.

Почки освященной вербы рекомендовали употреблять бесплодным женщинам.

Ветвями, принесенными из церкви, хлестали друг друга, а особенно детей. Били вербой обычно утром, у церкви или у дома, и как правило с приговором:

Верба, верба, верба хлёст,

Верба хлест бьёт до слёз.

Верба синяя бьёт не сильно,

Верба красна бьёт напрасно,

Верба бела бьёт за дело,

Верба хлёст – бьёт до слёз!

И хотя праздник Вход Господня в Иерусалим выпадает на Великий пост, в этот день церковь разрешает вкушение рыбы, а накануне праздника, в Лазареву субботу, на стол можно подать рыбную икру.