Лучший истребитель Сталина

На модерации Отложенный


8 апреля 1941 года впервые поднялся в воздух истребитель Н.Н. Поликарпова И-185. К сожалению, полет закончился аварийной посадкой из-за отказа двигателя М-71. В дальнейшем этот мотор, под которой была спроектирована машина, так и не удалось довести до требуемой степени надежности, что стало одной из причин закрытия программы. Но была и другая причина, не менее важная, причем — та же самая, из-за которой «зарубили» яковлевский И-30.

Мало кто понимает тот факт, что Поликарпов вовсе не был дураком и прекрасно знал проблемы советского моторостроения, его бледную немочь. Поэтому на случай неудачи с внедрением М-71 Поликарпов сразу же, еще в начале 1941 года переделал проект И-185 под уже отлаженный и освоенный в производстве мотор М-82 — более легкий и компактный, но менее мощный (1700 лошадиных сил против двух тысяч). Самолет с таким мотором проходил испытания в августе-сентябре 1941 года, но они были прерваны эвакуацией поликарповского КБ в Новосибирск, но не на авиационный завод. На авиационный завод №153 переехало… ОКБ Яковлева! А авиаконструктору Поликарпову и его коллективу выделили здание… городского зверинца. Что, в общем, многое говорит об отношении к конструктору и его КБ.

Тем не менее, испытания возобновились в феврале 1942 года и в конце марта успешно завершились. Летчики высоко оценили машину. В заключении НИИ ВВС, в частности, говорилось: «И-185 М-82А уступает только самолету И-185 М-71, превосходя все остальные серийные самолеты, как наши, так и иностранные. По технике пилотирования прост и доступен летчикам ниже средней квалификации».

Казалось бы, прекрасная оценка, но приказа о принятии истребителя на вооружение и о его запуске в серийное производство так и не последовало. Официальная причина не озвучивалась.

Некоторым товарищам ныне представляется, что все дело было в конструкции поликарповской машины, которая в значительной степени состояла из дефицитного дюралюминия. Из него было выполнено крыло и стабилизатор И-185, в отличие от остальных советских истребителей 1942 года, у которых эти компоненты были деревянными.

«Крылатый металл» обеспечивал значительный выигрыш в массе конструкции, а следовательно — в летных характеристиках.

Поэтому даже с мощным трехпушечным вооружением И-185 обладал более высокими летными характеристиками, чем только что появившийся двухпушечный деревянный Ла-5 с тем же двигателем (и, кстати, с носовой частью, фактически скопированной с И-185 М-82А).

Максимальная скорость И-185/М-82 составляла 615 км/ч, а у Ла-5 — 580. Максимальная скороподъемность И-185 — 926 м/мин, Ла-5 — 833. Дальность полета поликарповской машины — 1380 км, лавочкинской — 1190. И это вполне закономерно, поскольку И-185 благодаря дюралю весил 2437 кг, а Ла-5 — 2681 кг, то есть, почти на 250 кг больше. А для относительно небольшого одномоторного истребителя 2,5 центнера это очень много.

<dl class="gallery-item" style="border: 0px transparent; font: inherit; vertical-align: baseline; margin: 10px 0px 0px; padding: 8px; position: relative; overflow: hidden; float: left; text-align: center; width: 606.8px;">

</dl>

Между тем, в тезисе про дюраль имеются большие сомнения. Дело в том, что И-185 в технологическом плане был очень похож на знаменитый И-16 и мог выпускаться на том же оборудовании. Более того — он был наполовину деревянным! Фюзеляж представлял собой деревянный полумонокок, состоящий из двух симметричных элементов, выклеенных из березового шпона на болванке. Внутренний набор образовывался четырьмя лонжеронами и шпангоутами. Деревянный киль составлял одно целое с фюзеляжем.

Из дюраля были выполнены только крыло и стабилизатор, ну и капот двигателя. То есть алюминия в И-185 было не многим больше, чем в Як-3.

Тут проблема была не в алюминии, а в наркоме авиации. К моменту, когда И-185 успешно залетал с мотором М-82, свои истребитель под этот мотор пытался сделать и Яковлев. Да-да, речь про пресловутый Як-7М-82. Но Яковлев машину с этим мотором довести не смог — зато смог нагадить Поликарпову. И именно ради того, чтобы тормознуть Поликарпова — он разрешил ставить М-82 на ЛаГГ-3, из чего потом получился Ла-5.

В результате И-185 при всех своих достоинствах так и остался в нескольких опытных экземплярах, а Ла-5 стал одним из наиболее массовых истребителей времен ВОВ, растиражированным в количестве 9920 штук.