Икона Божией Матери «Тучная гора»
На модерации
Отложенный
Икону Божией Матери «Тучная гора» сейчас упоминают не очень часто, хотя она раньше она была широко известна. У образа есть и другое название – «Несекомая», что связано с заложенным в нём глубинным смыслом, который выражен в огромном числе различных трактовок и описаний этого изображения Богородицы.
Описание и значение
В дореволюционных источниках содержалось описание небольшое описание этого богородичного лика. Его габариты составляли 11 вершков по высоте и 12 вершков по ширине (49х54 см)
Икона Божией Матери «Тучная гора» изображает Пресвятую Деву в малый профиль. Богородица левой рукой удерживает Богомладенца, голову держит склонённой немного вправо, взгляд обращён на того, кто взирает на икону.
Внешне лик Богоматери очень гармоничен и пропорционален. От всей её позы, включая наклон и разворот головы, веет целомудрием. На самом деле, глаза Девы обращены одновременно и на молящегося, и на пятикупольный православный храм, находящийся у неё в ладони.
Это интересный иконный парадокс, когда изображение выполняет одновременно художественные и церковные функции, давая ощущение того, что Богоматерь не только слушает, но и участвует в молитве, ведя с просящим безмолвную беседу.
Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте. Чело Богоматери увенчано короной, а в правой руке покоится гора небольших размеров со стоящей поверх неё церковью. Виднеются храмовые купола с золотистыми крестами.
Сама по себе фигура Пресвятой Девы здесь тоже является образом Божией Горы (иначе, Божией Церкви), которая, в соответствии со словами пророка Исайи, должна открыть свет Эммануила всем людям земли. Возвышение, находящееся у неё в ладони именуется нерукосечной (цельной, тучной) скалой Духа, которым был наполнен воскресший Иисус и который живёт в церкви Христовой.
Эта же скала символизирует идею о Спасителе в образе камня, рухнувшего с большой горы и превратившего Золотой Вавилон в руины. Это сравнение Даниила, использованное при толковании сна Навуходоносора.
С Божьей помощью пророк пояснил царю, что явившийся ему колосс с золотой головой, серебряным (а также наполненным другими металлами) телом и глиняными ногами – это мир, в котором они жили. Голова из золота – это находившийся на пике своего расцвета Вавилон.
Но по замыслу Бога на земле не должно остаться других царств, кроме единого Божьего царства, которое никто не в силах будет одолеть, а Камень-Иисус «без рук» отделившийся от тучной горы (Богородицы) поможет воплотить этот замысел в жизнь.
Цельность горы на изображении говорит о том, что Камень ещё не оторвался от неё и не обрушился на мир, а христианская церковь и вера всё так же твёрдо покоятся на её вершине.
Некоторые изводы иконы отображают интересную деталь: складки ризы Спасителя формируют чашу, наполняемую от чрева Богомладенца. Живая вода, которую обещал согласно Евангелию Христос, истекает как струи золотистой ткани.
Название иконы происходит от 67-го псалма, где говорится про плодоносную Божию Гору, которая была напоена дождём Духа.
История
Примерно в 17-м столетии местом нахождения иконы являлся один из тверских монастырей для мужчин. Оттуда она была передана дар от настоятеля Косме Волчанинову за хорошее исполнение взятых на себя обязанностей по проведению ремонта. Объём выполненной работы был значительно больше того, который оговаривался предварительно, и всё было сделано качественно, на совесть.
Волчанинову было предложено самому выбрать, какой из святых ликов он предпочтёт взять. Подрядчик решил, что заберёт находившуюся в левом соборном клиросе икону Божией Матери. Судя по всему, она располагалась там «за излишеством» и стояла прямо на полу.
Сам же Косма отнёсся к подарку, как к величайшей святыне, которую почитал на протяжении всей жизни. Иконописный лик передавали каждому последующему поколению с благоговением трепетом, пока он не оказался в руках одного из внуков Космы, не отличавшегося прилежанием в вере. Он забросил образ на чердак и позабыл думать о нём.
Этот внук был женат и невестка Космы все время подвергалась издевательствам и оскорблениям со стороны мужа и его родных. В конце концов, отчаявшаяся женщина покинула дом, направившись в пустую баню, где хотела покончить жизнь самоубийством.
Вдруг ей встретился незнакомец. Судя по одеяниям, он был монахом. Человек обратился к женщине, спрашивая, куда она направляется, а после велел ей вернуться в дом и помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Монах пообещал, что благодаря этому жизнь её станет спокойной и хорошей.
Изумлённая невестка Космы вернулась в дом и рассказала обо всём случившемся, в том числе и о намерении лишить себя жизни.
Все бросились разыскивать монаха, но оказалось, что никто его не видел.
Произошло это накануне дня празднования Благовещения Пресвятой богородицы. Икона была немедленно извлечена с чердака, очищена и водворена на почётное место. К вечеру прибыл приглашённый ранее приходской священник. Он совершил перед образом всенощное бдение, которое после повторялось в один и тот же день ежегодно, а жизнь в семье с тех пор действительно наладилась.
После этого события икона более 150 лет хранилось семейством Волчаниновых. А потом вместе с дочерью последнего представителя рода перешла в семью Коняевых, как величайшее наследие. В новом доме дважды в год (24 марта и 7 ноября) перед иконой Божией Матери «Тучная гора» осуществлялись молебны и всенощные бдения.
Во второй половине 19-го века было задумано расширение Тверской церкви, посвящённой Смолеской иконе Божией матери, в виде нового придела в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. На тот момент икона принадлежала Георгию Коняеву, достигшему почтенного возраста в 97 лет. Он знал о том, что Косма Волчанинов завещал передать «Тучную гору» в храм, когда мужская линия его семьи прервётся. Последней в роду оказалась жена Егора – Екатерина. Она вместе с супругом очень долго размышляла о том, куда именно отдать изображение Богоматери, но не могла принять окончательного решения.
Георгий решил, что необходимо поместить богородичный лик в храм, но попросил, устроить для неё отдельный придел, добавив, что считает храм, посвящённый Смоленской иконе Богородицы, наилучшим местом для образа. Причиной этому явился тот факт, что располагается церковь на месте, ранее именовавшемся горой, поскольку оно было наиболее высоким в пределах города. Это возвышение служило местом спасения для людей и их имущества во время наводнений. «Пусть же Царица Небесная «Тучная Гора» почивает Своею благодати на этой горе», добавил старец и священнослужители приняли его просьбу.
В новый придел икона была перенесена 15 июля 1866-го года, для освящения которого днём позже прибыл Старицкий епископ Антоний. К несчастью, во время революции Смоленский храм был закрыт, а икона утеряна. Но память о ней сохранилась. В 1993-м году был создан список образа, а также продолжилось её почитание.
Месторасположение
Ныне почитаемый образ размещён в тверском Вознесенском соборе. Благословил его написание митрополит (а на тот момент – архиепископ) Тверской и Кашинский. С возвращением иконы число прихожан заметно возросло.
Там же, в Твери, есть и другой список «Тучной горы», созданный для Церкви Божией матери «Живоносный источник» (Скорбященской церкви).
Обнаружить же остальные копии изображения Богородицы в других храмах довольно трудно, хотя в дореволюционное время их было сделано великое множество.
Благодатная сила
В ход трёх столетий до революции икона Божией Матери «Тучная гора» часто проявляла свою чудотворную силу. Благочестивые граждане брали на время её в свои дома, чтобы исцелить своих детей. Списки с этого лика Богородицы тоже оказывали благодатное воздействие.
Один из настоятелей Смоленского храма, Иоанн Богословский, вспоминал, что в детстве он страдал от сильных глазных болей. Во время очередного приступа его мать подносила ребёнка к иконе и помазывала его маслом из висевшей перед ней лампадки. Каждый раз боль отступала, а потом и вовсе перестала появляться.
Исполненные благодарности богомольцы обрамили лик серебряной ризой, которая позднее была вызолочена.
О чём молиться
Молитва перед иконой Божией Матери «Тучная гора» может помочь тем, кому требуется:
- обрести душевное спокойствие, успокоить метания духа;
- обратить (вернуть) заблудшего;
- восстановить в доме, семье или отношениях мир, любовь и взаимопонимание;
- защита от стихийных бедствий и покровительство в трудных делах;
- исцелить больное дитя от недугов телесного и душевного свойства.
Для обращения к ней можно использовать специальную молитву, а можно говорить и словами, идущими от души, но главное делать это с глубокой верой.
Дней почитания у иконы целых три:
- 29/16 июля (новый/старый стиль) – дата освящения возведённого в честь иконы придела тверской Смоленской церкви (ныне разрушенного);
- 6 апреля/24 марта – упоминание первого явленного ликом Богородицы чуда, в честь этого события проводятся ежегодные всенощные бдения в его честь;
- 20/7 ноября – день, когда образ был подарен Волчанинову и перемещён из монастырской обители в дом Космы.
С особым тщанием эти праздники соблюдают, конечно же, в Твери, где столь долго хранился оригинал иконы, а теперь размещено два её списка.
Комментарии
Напечатаю об этом статью.